Новосибирск -1.9 °C

Самая обаятельная и привлекательная

26.08.2003 00:00:00

Лариса Матюхина-Василевская
 Она - маленькая хрупкая женщина. Движения ее легки и грациозны. Глаза излучают тепло и ласку. Она любит чистоту и уют в доме. Обожает готовить и вязать. Но больше всего на свете она боготворит балет, которому посвятила всю свою жизнь.

Она - народная артистка России, прима-балерина Новосибирского театра оперы и балета, а ныне педагог-репетитор НГАТОиБ Лариса Матюхина-Василевская.

Родилась будущая прима-балерина в Днепропетровске. Когда девочке исполнилось шесть лет, ее отца, кадрового военного, перевели в Новосибирск. Жила семья в коммуналке на Советской, 65. Озорная непоседа Лариса слыла среди сверстников заводилой. Мама едва успевала обрабатывать ее синяки и ссадины - последствия веселых игр. Во дворе часто звучала музыка - это сосед выносил на улицу баян, собирал вокруг себя ребятню и устраивал уроки танцев. Ларисе очень нравилось танцевать. Она так лихо выделывала «пяточка, носочек, топ-топ-топ», что сосед однажды сказал маме: «При оперном театре есть кружок, вы бы показали там свою плясунью». Так Лариса сделала свой первый шаг к славе...

- После кружка при театре я поступила в Новосибирское хореографическое училище, - вспоминает Лариса Николаевна. - Нас набрали сорок человек, а выпустили всего лишь пятнадцать. Классический танец нам преподавала Саяра Юнусова. Она терпеть не могла, когда кто-то из нас на уроке начинал сачковать. Обычно в таких случаях она говорила: «Вы не для меня это делаете, а для себя. Поймите, своей ленью вы себя обкрадываете, а не меня...» Я очень твердо уяснила тогда, что без труда в балете ничего не добьешься, что не существует такого слова «не могу», а есть только слово «надо». Я добилась всего, к чему стремилась, лишь потому, что не делала себе никаких поблажек...

В балетную труппу НГАТОиБ Лариса Матюхина пришла в 1969 году. За лето она набрала несколько лишних килограммов и считала себя «колобком» (аж 53 кг!). Педагог Сергей Иванов ее предупредил: «Не похудеешь - будешь третью кулису подпирать». Нет, последняя линия кордебалета ее не устраивала. Лариса сказала себе: «надо» и вскоре приобрела соответствующую солистке форму, а хлеб, картошка и сладости с тех пор и до настоящего времени остаются для нее «запретным плодом».

Начинала Лариса с небольших сольных партий, а ровно через год, 30 октября 70-го, станцевала Аврору в «Спящей красавице». Дебют оказался успешным, и ведущие партии буквально «посыпались» на юную балерину. За год она дебютировала в пяти балетах, а за три года ввелась в весь репертуар. Напомним, что в те годы афишу театра украшали 23 балетных спектакля. За 25 лет работы в НГАТОиБ Лариса Матюхина исполнила более тридцати ведущих партий: Одетта-Одиллия («Лебединое озеро»), Маша («Щелкунчик»), Аврора («Спящая красавица»), Жизель («Жизель»), Медора («Корсар»), Фригия, Эгина («Спартак»), Китри («Дон-Кихот»), Никия («Баядерка»), Ширин («Легенда о любви»). Пресса тех лет писала: «Лариса Матюхина - яркая звезда, самобытное и технически отточенное дарование сибирского балета. Ее безупречные тридцать два фуэте! В них торжество смелости и феноменальной техничности. Она обрела репутацию виртуозной танцовщицы и привлекла внимание строгой московской публики и столичной балетной критики к остроте своего пластического языка, к психологически точным средствам для решения образа...» («Музыкальная жизнь», 1977 год.)

- Да, тридцать два фуэте мне давались без труда, - смеется Лариса Николаевна. - У меня хорошая природная координация движений. А вот вестибулярный аппарат шалит: в самолетах, в такси ездить не могу - тошнит...

Вспоминая своих героинь, Лариса Николаевна говорит, что ближе всех ей были Маша («Щелкунчик») и Аврора («Спящая красавица»). Это именно те сказочно-героические образы, которые без усилий «ложились» на характер балерины. Но оставаться в одном амплуа Лариса Николаевна не хотела. Она никогда не отказывалась от предлагаемых ей ролей, потому что была уверена: преодолевать себя - значит расти творчески и технически. Ее Эгина («Спартак») женственна и ласкова, она завораживает и притягивает к себе публику. Жизель в одноименном балете - лирико-романтическая героиня - тоже «зазвучала» в ее исполнении по-новому.

«Звезда» советского балета Мариус Лиепа был поражен ее Эгиной, говорил, что образ совсем по-другому вылеплен. С Лиепой Лариса Николаевна танцевала в «Спартаке» и «Жизели» на сцене НГАТОиБ. И еще бесчисленное количество раз в сценах из «Спартака», которые танцовщик включал в свои творческие вечера, проходившие по всему Союзу. О своем блистательном партнере балерина вспоминает доброжелательно. Говорит, что Лиепа хоть и держал всех на расстоянии, но работать с ним было одно удовольствие...

В театре есть негласное правило: если солисты - муж и жена, то их стараются не разделять, то есть пара в жизни становится парой на сцене. Будущий муж Ларисы Николаевны Александр Василевский пришел в балетную труппу НГАТОиБ в 1970 году после окончания Ленинградского хореографического училища.

- Я на него сразу «глаз положила», - смеется Лариса Николаевна. - Пришел такой красивый мальчик, весь из себя правильный, в шляпе... А я в то время так сильно красилась: синим - тени до бровей, обесцвеченные волосы. Я вообще светленькая, поэтому, если не накрашусь, то кажется, что болею. Так вот, Саша меня увидел и оценил: «Ну и девка, кошмар...» На его «выутюженном» фоне я казалась такой вольной...

Александр и Лариса влюбились, поженились, а через год, в 74-м, родился Павлик. Лариса на пятом месяце беременности еще танцевала, а через два месяца после рождения сына уже танцевала. На сцене ее не было всего полгода. Кстати, сын по стопам родителей не пошел, говорит, что в детстве «объелся» театром. Он стал юристом.

- Моим партнером по сцене в основном был Александр Балабанов, - вспоминает Лариса Николаевна. - С ним я танцевала в «Спящей красавице», «Жизели», «Дон-Кихоте», «Спартаке». А с мужем мы танцевали совсем немного: в «Щелкунчике», «Шопениане» и еще в нескольких балетах. Дело в том, что мы на почве совместного творчества начали ссориться - то я не так что-то сделала, то он не вовремя повернулся. И это все при том, что в жизни мы друг на друга голос никогда не повышали. В общем, я решила, что вместе нам танцевать нельзя - зачем обострять отношения.

Через два года после рождения сына (в 1976-м) Лариса Матюхина-Василевская стала лауреатом международного конкурса артистов балета в Варне (Болгария), где получила серебряную медаль. Кстати, медаль Ларисе сохранить не удалось, ее украли. На конкурсе молодую талантливую балерину присмотрела очень влиятельная московская представительница Министерства культуры Наталья Садовская. Она пригласила балерину в состав концертной бригады, сформированной из ведущих солистов Союза.

С концертной бригадой Лариса объехала всю Европу, побывала на Кубе, в Аргентине, в Японии и Индии, в Новой Зеландии и Австралии. Вот только в США заглянуть так и не удалось. И любимый новосибирский театр повидавшая свет Лариса так и не осмелилась оставить. Однажды ее одолел было соблазн перебраться в Минск, но директор НГАТОиБ Александр Чугуков ее пыл быстро охладил, сказав: «Если уедешь, твоего мужа сразу заберут в армию». Оставаться на два года одной с малышом на руках Лариса не захотела, да и в Минск она не очень-то рвалась.

На пенсию народная артистка России, прима-балерина НГАТОиБ Лариса Матюхина-Василевская ушла в 1994 году, отдав театру 25 лет своей творческой жизни. Вот уже девять лет она работает педагогом-репетитором НГАТОиБ. Репетирует с женским кордебалетом. Надо сказать, что труд этот требует огромной самоотдачи. Лариса Николаевна знает, как найти подход к каждой балерине. Она уверена, что криком добиться результата нельзя, поэтому спокойно, ласково, но строго ведет своих подопечных по ступенькам мастерства. За годы ее работы из кордебалета вышли талантливые солистки - Галина Седова, Мария Шлемова, Анна Одинцова, Елена Мараченкова. О своих девчонках Лариса Николаевна говорит с уверенностью: из них будет толк, главное - желание танцевать. Кроме репетиций с кордебалетом Лариса Николаевна занимается подготовкой к конкурсам ведущих солистов балета. Она старается, чтобы ребята ежегодно участвовали в престижных конкурсах, проходящих в Москве и Перми.

Сейчас межсезонье, и Лариса Николаевна в отпуске. Двадцать четвертого августа у нее был день рождения. Дата, правда, не круглая, но все равно приятная. Кроме того, месяц назад у Ларисы Николаевны и Александра Васильевича появилась внучка. Ей дали красивое и редкое имя - Мира. Кто знает, может быть, этой малышке суждено продолжить династию, стать, как бабушка и дедушка, «звездой» балета...


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: