Новосибирск 9.7 °C

Главные требования - трудолюбие, ответственность и здоровая амбициозность

28.08.2003 00:00:00

 Когда у начальника Западно-Сибирской железной дороги Александра Целько спрашивают, что важнее: кадровая политика или техническое оснащение, Александр Витальевич на первое место ставит кадры: «Любая, самая суперсовременная техника мертва, если с ней не умеют обращаться». Таким образом, какой бы критике ни подвергали нынешние историки и политики авторов высказываний о том, что «кадры решают все» и что учиться какому бы то ни было делу - военному, железнодорожному, любому другому - надо настоящим образом, сии высказывания остаются «нетленками» стратегической мысли.

Для подготовки высококвалифицированных специалистов для работы на ЗСЖД в 2001 году был создан координационный совет, руководит которым Александр Целько. В составе совета - ректоры университетов, деканы ведущих факультетов, директора техникумов, начальники основных служб дороги. Предприятия помогают учебным заведениям материально. Благодаря такому взаимодействию ежегодно проходят подготовку и переподготовку кадров 25 тысяч рабочих и инженеров. Образовательные учреждения железнодорожного профиля готовят специалистов по 247 рабочим профессиям.

В решении кадровых вопросов одна из ведущих ролей отводится вузам. Александр Целько часто бывает в Сибирском и Омском государственных университетах путей сообщения, где сейчас по целевым направлениям ЗСЖД обучаются около 4,5 тысячи будущих железнодорожников, проводит встречи со студентами. С недавнего времени в СГУПСе появилось понятие «перспективный резерв». «Необходимо ускорить темпы подготовки резерва руководящих кадров и управленцев - организаторов производства», - подчеркивает Александр Целько.

Дабы ускорить темпы подготовки, «перспективный резерв» начинают формировать на старших курсах, учитывая успеваемость по предметам, а также психологические качества.

- Учитывать личностные особенности очень важно, - говорит заместитель начальника дороги по кадрам и социальным вопросам Евгений Кулинич. - Один человек имеет призвание руководителя, а другой гораздо комфортнее будет чувствовать себя добросовестным исполнителем. Один - прирожденный изобретатель, другой - «без полета», но грамотный специалист. Важно определить это на студенческой скамье, чтобы потом не было разочарования в избранной жизненной стезе.

В этом году на ЗСЖД придут более тысячи молодых специалистов: 514 - из вузов (Сибирского государственного университета путей сообщения и Омcкого ГУПСа) и 669 - из техникумов, которых на дороге четыре: новосибирский, омский, тайгинский и томский.

Становление специалиста происходит в течение 2-3 лет работы. Из числа молодых ребят, окончивших вузы в последние четыре года, 134 человека уже работают руководителями среднего звена, 34 занимают должности начальников станций, 35 выпускников стали заместителями главных инженеров, один достиг должности начальника предприятия. Все они, подчеркивает Евгений Кулинич, прошли путь от рядового специалиста до руководителя - таков порядок на дороге, ибо здесь убеждены, что подготовить настоящего руководителя можно, только если он знает основы производства, понимает, что такое труд рабочего.

Как следствие, большое внимание уделяется организации технологической практики. Студенты университетов, помимо высшего образования, получают навыки помощников машинистов локомотивов, монтеров пути, слесарей по ремонту подвижного состава, билетных кассиров.

СГУПС - один из немногих вузов, где несколько лет назад возродилось стройотрядовское движение, и теперь каждый трудовой семестр порядка 900 студентов отправляются колесить по стране в качестве проводников пассажирских вагонов. Неплохо можно заработать и будучи бойцом стройотряда «Путеец». Они получают за период летней практики 10-15 тысяч рублей. Широка география работы стройотряда: Кузбасс, Алтайский край, Новосибирская и Омская области.

Деньги нужны не только летом, а круглый год, особенно студентам, которые приезжают учиться в город с отдаленных станций. Поэтому для ребят, обучающихся по целевым направлениям предприятий, установлена доплата к стипендии в размере от 500 до 1300 рублей в месяц, в зависимости от успеваемости и курса обучения.

Наиболее прилежные и успешные учащиеся железнодорожных техникумов и вузов могут рассчитывать на получение именных стипендий. Сейчас именные стипендии в размере 450 рублей получают 29 студентов СГУПСа, 8 учащихся Новосибирского техникума железнодорожного транспорта и еще 57 человек, обучающихся в других ведомственных образовательных учреждениях ЗСЖД.

В настоящее время перед студентами и профессорско-преподавательским составом Омского и Сибирского университетов путей сообщения поставлена задача - максимально приблизить темы дипломного проектирования к реальной ситуации, существующей на дороге. Для выпускников, учитывающих это требование, предусмотрены гранты, выделяемые из средств дороги, на общую сумму 55 тысяч рублей. В этом году их уже получили Александр Канцлер, защитивший диплом на тему «Организация грузовой и коммерческой работы на ст. Заринская», Роман Данилов (тема диплома «Совершенствование работы станции Топки»), многие другие молодые специалисты.

Начальник Западно-Сибирской железной дороги Александр Целько уверен, обучение не заканчивается защитой диплома. Учиться нужно всю жизнь. Время идет, совершенствуется техника, увеличиваются скорости, меняются экономические условия. Дабы не отставать от прогресса, на дороге введена непрерывная система повышения квалификации и переподготовки кадров, согласно которой каждый работник, связанный с обеспечением безопасности движения поездов, обязан пройти обучение с отрывом от производства 1 раз в 3 года. Учатся и руководители. Семнадцать из них закончили Академию народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации. В связи с переходом на международные стандарты в СГУПСе создан Сибирский центр сертификации экономических кадров. Все главные бухгалтеры дороги прошли обучение в этом центре и получили сертификаты Министерства финансов РФ по переподготовке.

В ближайшем будущем систему российских железных дорог ждет реформирование, а значит, новые условия работы. В связи с этим руководство дороги сформулировало новые требования к подготовке специалистов. Отныне профессорско-преподавательский состав будет регулярно проходить стажировку на передовых предприятиях дороги и преподавать студентам действующие и планируемые к внедрению новые технологии. В учебном процессе обязательно будет присутствовать научно-исследовательская работа. Темы дипломных проектов обязательно будут сопряжены с конкретными проблемами производства. А главное требование, предъявляемое к тем, кто хочет работать на железной дороге, - ответственность, трудолюбие и здоровая амбициозность.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: