Новосибирск 9.9 °C

Как живешь, перевозчик?

29.08.2003 00:00:00

 Каждый день на новосибирские городские маршруты выходит около 2500 автобусов и маршрутных такси, принадлежащих 150 коммерческим организациям. Без них трудно сейчас представить себе организацию движения новосибирского общественного транспорта. Сибирский автотранспортный союз существует не так долго, однако уже успел зарекомендовать себя как объединение, постоянно и принципиально защищающее интересы частных автоперевозчиков. О том, как работается частным перевозчикам, какие проблемы их волнуют, рассказывает председатель союза Александр Леонидович Павленко.

- Александр Леонидович, когда и с какой целью был создан Сибирский автотранспортный союз?

- 26 июня 2001 года Новосибирская городская регистрационная палата зарегистрировала наш союз. Необходимость его образования была вызвана быстрым ростом объемов перевозок, которые осуществляет коммерческий транспорт. Поэтому основной нашей задачей является выработка единой стратегии деятельности коммерческих перевозчиков и защита их интересов. Мы стремимся строить свою работу на основе действующего российского законодательства, то есть максимально используем законодательные нормы для защиты интересов перевозчиков. Показательно, что я сам перевозками не занимаюсь, имею высшее юридическое образование, прослужил 25 лет в органах ГАИ, после ухода на пенсию еще 3 года проработал в Российской транспортной инспекции. Так что вопросы, которыми согласно своему уставу занимается Сибирский автотранспортный союз, мне хорошо знакомы...

- Многие новосибирцы выражают недовольство тем, как работают коммерческие автобусы и маршрутные такси. Более того, часто можно услышать мнение, что коммерческий транспорт движется просто хаотично...

«Давайте вместе думать над городскими проблемами», - говорит председатель Сибирского автотранспортного союза Александр Павленко. Фото Сергея ПЕРМИНА
 - Знаете, как бы парадоксально это ни прозвучало, я согласен с такой точкой зрения. Сегодняшняя ситуация складывалась не один день. Она имеет объективные и субъективные предпосылки. Внутригородская дорожная сеть Новосибирска создавалась не по единому замыслу, а стихийно. Строят завод, построили к нему дорогу, а затем вдоль нее возводили жилые дома. При этом не уделялось внимания строительству параллельных городских магистралей, дорожных развязок, не говоря уже о подземных переходах. Поэтому в начале 90-х, когда появился новый вид общественного транспорта - коммерческий, и его численность начала стремительно расти, на улицах Новосибирска наступило быстрое перенасыщение. А многократно возросшее число личных автомобилей? А отсутствие объездной дороги вокруг нашего города, вынуждающее транзитные автомобили следовать напрямую через город? И при этом всего два моста через Обь... Словом, налицо тот факт, что положение с автобусными перевозками пассажиров в связи с таким состоянием дорожного движения постоянно осложняется. Кстати, в этом году мэр нашего города Владимир Городецкий и депутаты городского Совета всерьез занялись этой проблемой, решение которой было поручено первому заместителю мэра Владимиру Анисимову.

- А где же выход? И что бы вы сделали?

- Дело в том, что во многих городах еще раньше нас начали ее решать... На этой неделе газета «Молодость Сибири» опубликовала материал о положении дел с транспортом в украинском городе Харькове, который по населению и площади примерно равен Новосибирску. Так вот, в Харькове управлением всем транспортом занимается специальный отдел в Управлении ЖКХ численностью... в 4 человека! Схема ( в Новосибирске - реестр) движения городского транспорта утверждается 1 раз в 5 лет! И никто в течение этого срока не имеет права ее изменить...

Основной транспорт Харькова - электрический. Там работают три линии метро, всего 57 поездов с 303 вагонами. Отлично работают 842 троллейбуса и трамвая, 34 троллейбусных маршрута и 19 - трамвайных. Есть и коммерческие автобусы - 960 единиц, и 69 организаций, занимающихся частными перевозками. Маршруты для коммерческих перевозчиков выделяются в Харькове не менее чем на три года. Поэтому перевозчики уделяют огромное внимание обустройству остановок: в большинстве своем они представляют собой целые архитектурные ансамбли из красного кирпича, объединяющие в себе сразу несколько небольших магазинчиков или кафе и собственно павильон для пассажиров.

Теперь о самой схеме: она разрабатывается Академией городского хозяйства (в Харькове есть такая!). В 1998 году студенты Харьковского автодорожного института и других вузов несколько дней работали на маршрутах городского транспорта, производя пересчет и опрос пассажиров. На основании этих данных Академия подготовила доклад для городского Совета депутатов, который утвердил схему движения транспорта. Конечные остановки наземного транспорта всех видов в основном «привязаны» к станциям метрополитена. Параллельно каждой линии метро на всем ее протяжении ходят 1-2 маршрута автобусов, которые дублируют подземный транспорт. Если какой-нибудь другой автобусный маршрут и идет по таким улицам, то не более 2-3 остановок метрополитена... После анализа ситуации с перевозками практически полностью были беспощадно «удалены» вместе с рельсами трамвайные маршруты, перевозящие малое количество пассажиров. В Харькове 24000 грузовых и 196764 легковых автомобиля. Но кропотливая и долгая работа позволила достичь хороших результатов: за весь 2002 год в Харькове совершено 4707 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло... 89 человек! В Новосибирске только за первые 6 месяцев 2003 года - 222. Я бы пошел по такому пути: это позволило бы значительно улучшить качество обслуживания пассажиров, сократить количество дорожно- транспортных происшествий. Давайте вместе подумаем о безопасности и водителей, и пешеходов!

- А в какой степени поможет исправить ситуацию недавно принятое городским Советом положение «О конкурсе на право осуществления перевозок на муниципальных маршрутах города Новосибирска»?

- С моей точки зрения, это то же самое, что лечение от легкой простуды больного крупозным воспалением легких... Во-первых, как уже стало ясно, начинать надо не с этого. Во-вторых, само понятие такого положения не соответствует антимонопольному законодательству Российской Федерации. Дело в том, что в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона РФ «О конкуренции...» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности для отдельных хозяйствующих субъектов. Самое интересное, что в некоторых регионах России уже на эти грабли наступили: в Оренбурге в прошлом году городской Совет принял подобное положение... И что же? Вначале комиссия Министерства по антимонопольной политике РФ, а затем и апелляционная инстанция Арбитражного суда города Москвы приняли решения, подтверждающие незаконность подобных конкурсов. Так почему бы не учесть этот опыт?

- А что еще волнует частных перевозчиков?

- Проблем достаточно много... Одна из главных - это огромное количество проверок, которым подвергаются перевозчики. Разумеется, контроль необходим, но он должен быть законным, разумным и объективным. Посудите сами: согласно действующему законодательству плановая проверка частного перевозчика может проводиться один раз в год. А внеплановые проверки проводятся только в строго определенных случаях: при совершении дорожно-транспортных происшествий по вине водителя конкретного перевозчика, при поступлении сведений из правоохранительных органов о соответствующих нарушениях, наличии жалоб от пассажиров и т. д. В реальности дело обстоит гораздо сложнее, изыскиваются всяческие искусственные способы назначения проверок... Например, ГАИ направляет в транспортную инспекцию не установленные нормативными ведомственными актами «сообщения» о каких-либо нарушениях. И на этом основании назначается внеплановая проверка. Бывает, что она происходит в случае участия водителя частного автобуса в ДТП еще до заключения следственных органов МВД или решения суда! То есть, виноват ты или нет, главное - лишний раз проверить... Таких проверок может быть очень и очень много. Понятно, когда внеплановая проверка проводится обоснованно, но если предыдущая проверка проводилась две недели назад и не выявила крупных нарушений? Сразу возникает вопрос: зачем проводить много проверок, ведь лучше один раз, но качественно... К тому же это и не так накладно.

- Александр Леонидович, а как строятся отношения частных перевозчиков с органами местной власти?

- На уровне первых лиц - мэра города и его заместителей - мы начали находить взаимопонимание. И это хорошо, поскольку имеющиеся проблемы можно решить только сообща. Таким образом, я считаю, что тенденция к улучшению налицо, и это факт. В то же время есть некоторые шероховатости, которые сильно тормозят дальнейшую плодотворную работу по улучшению качества пассажирских перевозок в Новосибирске. Так, со значительными неоправданными трудностями связано заключение, действие и продление договоров на перевозку пассажиров, причем возникновение конфликтных ситуаций на этой основе, вопреки мнению руководства МУ «ЦУГАЭТ», совершенно не предусмотрено Гражданским кодексом РФ. Для частных перевозчиков остается довольно непонятным порядок распределения так называемых вакантных выходов на автобусные маршруты... Они часто распределяются не на общих для всех перевозчиков основаниях, а отдаются по распоряжениям Управления пассажирских перевозок ПАТП. К тому же почему-то количество выходов может значительно превышать число автотранспорта, имеющегося на их балансах.

- А в каких условиях приходится работать водителям?

- Условия достаточно сложные, однако те перевозчики, которые пришли работать надолго и видят перспективу, не сидят сложа руки, а напряженно работают над обустройством остановок и конечных пунктов маршрутов. Именно там создаются охраняемые стоянки автобусов, пункты технического осмотра техники, столовые. Сейчас эти работы при участии администрации Калининского района ведет ЗАО «ЛУМИАН» Михаила Лущика на улице Кочубея и при участии администрации Дзержинского района на улице Полякова, ООО «Ивушка» Ивана Березовского - на улице Лазурной у вещевого рынка. Кстати, все эти работы проводятся за счет собственных средств этих перевозчиков. И для ускорения темпов реализации этой полезной инициативы, разумеется, нужна организационная помощь органов местного самоуправления. Вообще-то, стратегия Сибирского автотранспортного союза состоит в том, чтобы максимально эффективно организовать взаимодействие со всеми сторонами, заинтересованными в качественном и бесперебойном обслуживании пассажиров. В частности, мы готовы взять на себя функции заказчика коммерческого транспорта, то есть выполнять целый комплекс задач, связанных с перевозочным процессом. Думается, что это позволит значительно улучшить порядок использования коммерческого транспорта. Прежде всего мы думаем о том, чтобы новосибирцам было удобно и уютно в наших автобусах, чтобы их путь на работу и к местам отдыха был приятным и недолгим.

- Александр Леонидович, приближается 1 сентября - День знаний... Несомненно, количество маленьких пассажиров в связи с этим резко возрастет...

- Да, действительно, мы поздравляем всех учащихся Новосибирска с началом нового учебного года и приготовили для учеников новосибирских школ наш скромный подарок: 1 сентября автобусы предприятий, входящих в Сибирский автотранспортный союз, будут перевозить всех школьников бесплатно.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: