Комментирует политолог Виктор КОЗОДОЙ
Виктор Козодой знает: кто есть кто! |
- Бизнес неизменно участвует в политике, когда достигает определенного уровня. Американцы говорят: то, что до одного миллиона долларов, - это бизнес, а то, что свыше, - это уже политика.
В Новосибирске немало серьезных бизнес-проектов. Возьмем ту же «барахолку» - какие деньги там вращаются... Бизнесменам очень небезразлично, кто будет мэром и губернатором, потому что нельзя делать успешный бизнес, не выстроив отношения с властью.
- Значит ли это, что бизнесмены сами пойдут в политику?
Вряд ли. Бурные события последних десяти лет научили: каждый должен заниматься своим делом. Худо-бедно, но политический класс уже сформировался. К тому же бизнес понимает, что для успешного занятия политикой нужны несколько иные качества.
- Значит, все сводится к разговору о деньгах.
- Сформировалась система, в нее вписаны политики, которые играют свою роль, опираясь на определенный электорат. Раз есть политическая ниша и гарантированные голоса - бизнес не оставит это без внимания в любом случае.
- А как насчет конкуренции внутри самого бизнеса в отношении политики?
- Думаю, что на губернаторских выборах, в отличие от мэрских, конкуренция будет не очень серьезная. Все-таки клановых битв в области нет, поскольку действующий губернатор проводит очень грамотную политику. А вот в отношении думских выборов ожидать можно всего. Резоны здесь есть самые разные. Например, такой: хочу помочь другу...
- Участие бизнеса в политике - это, вообще говоря, плюс?
- Это безусловный плюс. Причем для всех. В предвыборный период в моде меркантильные сюжеты: бизнес в это время активно занимается социальными программами. Приобретает, так сказать, социальное лицо. Впрочем, о лицах поговорим позднее...