Новосибирск 2.9 °C

«Смягчающих обстоятельств» для суда не нашлось...

11.09.2003 00:00:00

Люди, считающие себя порядочными,
помогали бандитам после кровавого преступления

 Пожалуй, впервые довелось отметить в приговоре фразу «Обстоятельств, смягчающих наказание, судом не установлено»... Всегда найдется хоть что-то, хоть самая малость, бьющая на жалость: отзыв ли соседей, что, мол, «мальчик всегда был вежлив, ходил за хлебом и выносил мусор», или характеристика из пятого класса: «помогал учительнице носить глобус на урок». Все берется в расчет судом наряду со всеми иными обстоятельствами и доказательствами, как предписывает закон. А тут, ну, совсем ничего у трех подельников, что называется, никакого позитива. Четвертому смягчение все же было учтено - за помощь следствию. Хоть и поздно, но одумался, когда надоело по подвалам скитаться. Вернулся к матери, грязный, оборванный, вонючий, и спать завалился - будь что будет, как выйдет... Тут его и задержали, и кое-что важное он рассказал. Но и при таких смягчающих обстоятельствах все равно получил восемь лет «зоны». А всего на четверых разбойников суд определил пятьдесят пять лет. И даже явки с повинной, а по закону они влекут смягчение наказания, не разжалобили Фемиду. Цитирую: «В материалах дела имеются документы, именуемые явкой с повинной. Однако данные документы, по убеждению суда, таковыми не являются, поскольку даны были после задержания подсудимых, когда правоохранительным органам было о них уже известно...» Действительно, когда тебя вычислили и поймали, о какой явке может идти речь? К тому же после, уже в судебном процессе, злодеи отрицали свое участие в злодеянии, меняли показания, опровергая не только «повинные» документы, но и свои же первоначальные показания. Придумали чудовищную версию, будто в сговоре с ними был сын погибших, будто сам открыл им дверь и сам порешил родную мать. Но остался главный свидетель, сумевший выжить.

...О налете этом в свое время сообщалось в криминальной хронике. Уж очень страшная картина открылась сотрудникам Заельцовского РУВД, когда они прибыли в квартиру дома на Красном проспекте. В кухне на полу застреленный в голову хозяин, в комнате - задушенная удавкой из тесьмы и с двумя глубокими ножевыми ранами на шее его жена, люди в расцвете сил, женщине еще не исполнилось и сорока лет.

А вызвал милицию их сосед снизу. Около часа ночи 28 апреля прошлого года он проснулся от звона разбивающегося стекла. Отмечу, на седьмом этаже. Бросившись на звук в меньшую комнату квартиры, он увидел на лоджии сына соседей сверху. Девятнадцатилетний парень рукой прижимал к шее окровавленное полотенце. Как ему удалось с таким ранением, в темноте, после того, как слышал страшный последний крик матери, как видел ее неподвижную, в луже крови, спуститься вниз? Опасность, говорят, утраивает силы. Но после такого потрясения жить страшно...

И все же сын хозяев, еще не зная, что он лишился обоих родителей (о смерти отца узнал только в больнице), сумел развязать путы, что стянули на руках и ногах бандиты. У него хватило сил и самообладания написать записку - напали и убили «Чудо, Плешь и Волобуй». Он почти терял сознание, полотенце пропиталось кровью, остатки сил уходили. Ему казалось - все, не выжить. Но как-то напрягся и на стене вывел кровью «Волобуй». Если записку не найдут, то это-то увидят. И только потом полез по балкону вниз с восьмого этажа - на седьмой. И ему удалось... Не дай Бог никому пережить такое!

...Он их всех знал давно: братьев Чарухиных - Дмитрия по прозвищу Плешь и Александра, Дениса Чудимова, он же Чудо, Руслана Волобуева - Волобуя. Этот, последний, и Дмитрий не раз бывали у него. Днем 27 апреля вдруг заявились трое, все, кроме Александра Чарухина, вроде позвонить по телефону. Как стало ясно чуть позже - на разведку. Потому что уже наметили квартиру, и план разработали, и запаслись оружием. Обзавелся младший из братьев Чарухиных - Дмитрий, как пишут в протоколах, «приобрел у неустановленного лица переделанный из газового пистолет калибра 8 мм «Перфекта». Согласно выводам экспертов, «самодельное гладкоствольное огнестрельное оружие, пригодное для стрельбы, с прибором бесшумной стрельбы самодельного изготовления и не менее восьми тоже самодельных переделанных из холостых (звуковых) патронов». Короче, пистолет с глушителем. Для забавы такие «игрушки» у «неустановленных лиц» не покупаются, только для дела - продуманного и жестокого.

Вечером в тот же день они выяснили, что дома только хозяйка, и остались ждать в подъезде. Около десяти вернулись домой отец и сын. Через несколько минут раздался звонок в дверь. Далее рассказываю как можно ближе к тому, что запомнил оставшийся в живых. Когда он открыл дверь, то увидел всех четверых. Дмитрий сразу же приставил пистолет к его голове, а Волобуев - нож с изогнутым лезвием к боку. Парень не успел и звука издать, как ему зажали рот и оттащили подальше от двери Волобуев с Александром. Двое других зашли в квартиру. Сын хозяев услышал два хлопка и понял - это выстрелы. Тут же кто-то из налетчиков выглянул и сказал: «Заходите». Пока его тащили, он заметил мать, лежащую в большой комнате лицом вниз. Его самого в маленькой комнате связали телефонным шнуром. Разбойники шарились по шкафам, слышался стук дверок. И вдруг звонок в дверь... «Бригада» притихла, вырубила свет.

Оказалось, знакомый сына хозяев шел себе по улице, а было уже около одиннадцати, увидел свет и поднялся на восьмой этаж. Позвонил, но никто не открыл, в квартире тишина. Парень поднялся выше - на одиннадцатый, к другому приятелю, но и того дома не оказалось. Спускаясь, еще раз позвонил в дверь на восьмом. Но бандюганы и не подумали дать деру. Александр Чарухин не поленился, спустился вниз, осмотрелся и свистнул - все в порядке. Мать убивали после этого ужасного «антракта». Когда внезапно смолк навсегда ее крик, Волобуй «сел сверху на меня, приподнял подбородок, вставил в рот кляп и резанул по шее». Так рассказывал в суде оставшийся в живых... Братья с подельниками решили, что прирезали парня, не особо торопясь обыскивали. Так все и было.

Дня через два к некоему Ш., позже выступавшему в суде как свидетель, зашли Дмитрий и Волобуев, попросили продать музыкальный центр, видик и кожаную куртку, коротко объяснив, что это вещи «с квартиры». Ш. продал разбойничью добычу на Центральном рынке, похоже, самом бойком месте в столице Сибири по сбыту краденого и награбленного. Вечером в условленном месте передал разбойникам деньги.

И еще к одному приятелю в первые дни после происшествия заходили душегубы, позвонить хотели. Волобуев не дозвонился и нервно бросил Дмитрию Чарухину: «Пошли, а то там определитель номера, как бы не приехала группа захвата». На вопрос приятеля, что случилось, ответили: «Нас ищут - квартиру ограбили». Напряженные, они теряли человеческий облик, страх охватывал их, становился их спутником. Приятель рассказал, что выглядели они неважно: грязные, со следами ржавчины на одежде...

Немудрено, ведь прятались по подвалам. И еще один человек видел всю четверку, и не раз. Пятого мая подружка братьев проводила время с компанией возле овощехранилища на улице Рельсовой, когда около двенадцати ночи ее вдруг окликнул Дмитрий. Завел за гаражи, где сидели все остальные, и попросил купить продуктов. Оголодали в бегах! Еды она им принесла и приносила еще раз пять или шесть в подвал, где они скрывались. И узнала все - кто кого убил и как. Вот сколько людей, наверняка считавших себя порядочными, не то, что не оказали содействия милиции, но просто-таки помогали бандитам. Девица, что регулярно бегала в магазин, потом объясняла - боялась. А ведь ее, хорошую приятельницу разыскиваемых, опросили в тот же день, когда было совершено преступление. Так о чем же мы вопим, когда обрушиваемся на правоохранительные органы, что не охраняют они нас? Отморозки с таким кровавым грузом за плечами для собственного спасения, для бегства способны уничтожить не одного человека. Чем дольше они в бегах, тем делаются опаснее. Но Чарухиным, Волобуеву, Чудимову уйти не удалось. Милиция подбиралась все ближе. Первым задержали Александра. Тепленьким дома в постели взяли не выдержавшего подвальной жизни Чудимова. В тот же день, 12 мая, и остальных двоих. Без преувеличения милиция показала профессиональную работу. Жаль, нельзя рассказать более детально об оперативно-разыскных мероприятиях.

Что ж, пора рассказать о вкладе каждого в злодеяние. Дело по первой инстанции рассматривалось в областном суде. Выводы, общие для всех подсудимых, - разбой, совершенный группой лиц по предварительному сговору, с насилием, опасным для жизни, с применением оружия, с проникновением в жилище... Чуть не все пункты разбойной статьи Уголовного кодекса. А далее вина конкретизирована. Хозяина квартиры, подчеркиваю - по мнению суда первой инстанции, застрелил Дмитрий Чарухин. Он же признан виновным в незаконном приобретении, хранении огнестрельного оружия (пистолет «Перфекта»), а также в хищении двух охотничьих ружей, кстати, отдельная статья Уголовного кодекса. Женщину погубил и покушался на убийство сына Волобуев, признанный экспертизой опийным наркоманом. Двое оставшихся просто разбойники. Учтено, что кто-то из них уже вкусил «прелести зоны». Волобуев, например, освободился за полгода до налета, а Александр Чарухин имел условное наказание. Его братец имел погашенную судимость. Плешь осужден на девятнадцать, Волобуй - на двадцать лет строгого режима, остальным - дано по восьмерке.

...Разбойные нападения, ставшие неотделимой частью российской жизни последнего десятилетия, становятся все более жестокими, наглыми. Все чаще бандиты нападают на людей, которых знают, на жилье, где им приходилось бывать как гостям. Чисто житейский совет. Не хвастайся, не болтай, не кичись богатством и успехами на ниве предпринимательства, торговли. Будь разборчив в знакомствах. Увы, если бы эти банальные истины доходили до иных наших граждан...


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: