Новосибирск 5.5 °C

Пока выборы не грянут, кандидат не перекрестится

18.09.2003 00:00:00

Владимирт Леонтьев

 Итак, уважаемые читатели, официально предвыборная кампания в Госдуму и губернатора Новосибирской области стартовала. Самый поверхностный анализ показывает, что претендентов на трон или иное кресло будет достаточно. Впрочем, очевидно уже сейчас: каждый из них может претендовать только на свой «сегмент электората», и абсолютного большинства голосов не получит никто. Но в этот раз разговор пойдет скорее не о самих выборах, а о подготовке к ним кандидатов и их команд.

Сразу хочется отметить, что русская беззаботность уже вошла в поговорку. Всегда есть надежда, что проблемы обойдут стороной, а если нет, то явится какой-нибудь «добрый волшебник», которому можно заплатить, и он разом решит их все. А если говорить в целом, то российский менталитет складывается, во-первых, из спячки, во-вторых - раскачки, и в третьих - штурмовщины.

Сегодня предвыборная кампания не начинается за неделю, за месяц или за полгода до дня выборов. Успех получают те кандидаты, которые на протяжении длительного срока занимаются связями с общественностью, сотрудничают со СМИ, ведут переговоры с влиятельными людьми и так далее. На сегодняшний момент можно с полной уверенностью сказать, что предвыборная кампания должна начинаться на следующий день после только что состоявшихся выборов.

Не случайны отработки постэлекторальной ситуации (в воскресенье выбрали мэра, а уже в понедельник начался активный ремонт дорог - народ должен сразу удовлетворить свои ожидания, что после выборов что-то изменится в лучшую сторону, и это запомнится очень надолго). У политических консультантов даже появился термин: «непрерывная политическая кампания». Родоначальниками этого жанра в России стали мэр Москвы Юрий Лужков и бывший нижегородский губернатор Борис Немцов. На каждого из них постоянно работают группы политических консультантов, занимающиеся имиджем, PR-акциями, устраивающие информационные поводы. В Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге консультантов, участвующих в предвыборной кампании, сегодня, как правило, не отпускают сразу после выборов. Они приглашаются на работу пресс-секретарями, помощниками по связям с общественностью и т. п. Консалтинговые фирмы берут своих клиентов на «абонентское обслуживание» в течение всего срока от выборов до выборов.

Давайте посмотрим, что делается у нас в Новосибирске и области. Ряд исследований показывает, что о непрерывности своей политической кампании могут сказать у нас только единицы. Вот и сейчас старт выборам дан, а многие потенциальные кандидаты на пост губернатора, мэра и в Госдуму не имеют своих команд, не умеют правильно организовать выборный процесс, делают одну ошибку за другой.

Тратятся впустую материальные и денежные ресурсы, претенденты принимают к себе в команды непрофессионалов или сомнительных консультантов, которых в городе стало с избытком. Также появились у нас и заезжие специалисты. Спрос на политтехнологов в городе и области едва успевает за предложением. Настоящий кризис перепроизводства. Не успела еще мысль прийти в голову - неплохо бы кандидатом стать, - как вас уже осаждают толпы «сомнительно-профессионально» уверенных в себе улыбчивых людей с дипломами по дисциплине PR и дипломатами. Дипломы для убедительности. Дипломаты для денег.

Существует несколько типов консультантов. Первая группа состоит из «успешных» и «неудачников». Но успех непостоянен, ведь выборы - многофакторное явление и не всегда их можно выиграть. Следующая группа - это «теоретики» и «практики». Практики будут бесконечно приводить в пример кампании, на которых они работали раньше. Теоретики будут рисовать графики и чертить всевозможные таблицы. Те и другие не станут ради клиента изобретать велосипед и гарантированно продадут ему стратегии и технологии «секонд-хэнд». Те и другие сделают все, чтобы «оградить» клиента от излишних сложностей, подменив реальную картину выборов упрощенной картинкой. Другая группа - «люди с идеей». Это консультанты, которые пытаются реализовать собственные амбиции, тайные желания или сомнительные теории. К примеру, консультант может оказаться поклонником какого-нибудь известного певца. И он будет настаивать на том, чтобы пригласить поп-звезду в поддержку клиента, вопреки всему. И будьте спокойны, он таки убедит клиента, что этот певец - залог его победы. К сожалению, он не успеет убедить в этом электорат. Следующий пример еще страшнее - консультант может быть помешан на научных теориях, он написал уже две или несколько книг как выиграть, но при этом сам не выиграл ни одной кампании. Причину этого он видит в том, что внутри штаба царил бардак, а кандидат был невменяем и т.д. На самом деле у такого консультанта не хватает духу отказаться от теории, даже если жизнь (и поведение избирателей) не раз и не два доказала их несостоятельность.

Еще одна группа - так называемые «однодневки». Консультанты-однодневки - циничны и предельно практичны. Получая заказ, они ставят условия, чтобы кампания была под их полным контролем. Ну, если не вся кампания, то отдельное ее направление. После того как «однодневки» добрались до бюджета кампании, работа ведется для отвода глаз. За чисто символические деньги нанимаются статисты, имитирующие деятельность, и непрофессионалы, которые трудятся «за идею», но не знают, что делать. Проигрыш спишется на необдуманные действия самого клиента или «форс-мажорные обстоятельства». Впрочем, бывают случаи, когда консультантам-однодневкам приходится бежать с поля боя, унося ноги и неправедно нажитое.

Есть еще группа. Это «сидящие на ушах». Такие консультанты не пытаются предлагать свои теории. Кто не действует, тот уж точно не ошибается. Они не пытаются украсть у клиента сразу много. Курочка по зернышку клюет. Единственная задача - получить доверие клиента (а это нетрудно, учитывая, что сейчас клиенту хочется кому-нибудь доверять) и удерживать его. Обманывая клиента, политконсультанты не замечают, как начинают обманывать и самих себя. Они убеждены, что при желании могли бы выиграть любые выборы. При этом «фактор избирателей» в расчет не принимается. Вернее, у консультантов свое, весьма своеобразное представление об избирателях. Им кажется, что достаточно сказать: «Кандидат Сидоров молодец», - и осчастливленный народ будет ломиться на избирательные участки, чтобы проголосовать за Сидорова. При этом им в голову не приходит, что избиратели могут среагировать подобным образом на конкурентов. Такие консультанты верят в действенность «старых проверенных путей», как некоторые хранят старую обувь. Вот увидите: скоро у нас появятся темы борьбы с коррупцией, наркоманией, тема социальной защиты населения, псевдоблизость кандидатов к народу и т. д. в связи с этим, будущим кандидатам нужно быть очень осторожными при выборе политических консультантов и в целом PR-агентств.

Неподготовленность к выборам самих кандидатов, отсутствие у них профессиональных команд, неумение правильно выстроить свои предвыборные действия, прописать политический проект кампании, а также искусно претворить его в жизнь приводит к появлению так называемых «черных технологий». Эти грязные ходы возникают от бессилия и неумения грамотно организовать предвыборный процесс. В результате избиратели окончательно запутываются в тонкостях такой «прелой политики». Они не могут понять, почему избранные ими «слуги народа», обещавшие так много хорошего, получив власть, устраивают из их жизни сущий кошмар.

Чувствуя, что их волей нагло манипулируют, большинство избирателей отказываются от своего права голоса или голосуют против всех. В итоге с целью ограждения избирателей от «черного PR» появляются не до конца продуманные и обоснованные законы, которые не позволяют СМИ освещать всесторонне ход выборов. СМИ, в свою очередь, начинают искать в законе лазейки, которые позволят им информировать население об избирательных делах. Так что, уважаемые читатели, нам до цивилизованных демократических выборов еще далеко. Но шаги к ним надо делать. Наверное, будущим кандидатам надо помнить, что реальная поддержка социального сектора на сумму, скажем, 150 тыс. рублей будет лучше воспринята обществом, чем специальные события, которые входят в схему виртуальной раскрутки и требуют 300 тыс. рублей. Что своим имиджем надо заниматься постоянно, бороться за свою репутацию. При этом за консультациями нужно обращаться к профессиональным политтехнологам, а не сомнительным консультантам. Противостоять давлению лжепиара можно только через развитие реальных, а не иллюзорных общественных связей, через создание устойчивых социальных структур.

Владимир ЛЕОНТЬЕВ, руководитель «Инфо-Сфера Консалт»
кандидат исторических наук

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: