Новосибирск 2.9 °C

Отец и Сыновья

20.09.2003 00:00:00

Рецензии на новый фильм Андрея Звягинцева
«Возвращение» лучше не читать

Кадр из к/ф «Возвращение»

 В четверг, 18 сентября, в Новосибирске состоялась премьера фаворита Венецианского фестиваля - фильма Андрея Звягинцева «Возвращение». Простой зритель видел картину впервые. Даже европейские киноманы пока лишены такой возможности, а в Москве после триумфального возвращения из Венеции фильм был продемонстрирован на закрытом показе для критиков. Любопытно, что в Италии было много криков о том, что уж на юбилейном фестивале могли бы дать главный приз если не итальянцам, то хотя бы не русским. Премьер-министру Италии Сильвио Берлускони, имеющему самое непосредственное отношение к кино (на его студии снимались многие известные итальянские ленты, в том числе популярный в России сериал «Спрут»), пришлось даже давать публичное объяснение решению жюри.

На самом деле у «Возвращения» целых пять призов Венецианского фестиваля. Два «Золотых льва» - за лучшую режиссерскую работу и за лучший дебют (кстати, впервые в Венеции вручили сразу двух львов «в одни руки»), приз независимого студенческого жюри - так же за дебют, приз ассоциации прессы (но не ФИПРЕССИ) за духовность и приз католической ассоциации (по итальянским законам экуменическое жюри, привычное на других фестивалях, в Венеции не имеет право на существование).

Перед премьерой, которая состоялась в кинотеатре имени Маяковского, для новосибирских журналистов устроили пресс-конференцию, которая продлилась более полутора часов и была прервана лишь по той причине, что автор картины и журналисты рисковали не успеть к премьере. В том, что первые зрители «Возвращения» - именно новосибирцы, немалая заслуга областного управления культуры, да и сам автор после столичного холодного приема был бы рад услышать мнение земляков. Правда, у популярности есть и обратная сторона. Скоро может получится как у Высоцкого - если принять во внимание всех, кто говорит, что сидел с ним за одной партой, то парта эта должна быть длиной не менее чем с километр.

На часто задаваемые вопросы журналистов Андрей Звягинцев отвечает уже так: «Раньше, когда мне задавали такой же вопрос, я отвечал так (следует пересказ). А теперь я бы ответил вот так...». Например, на набивший оскомину вопрос о влиянии творчества Тарковского Андрей ответил: «Быть русским режиссером и не чувствовать влияния Тарковского, наверное, невозможно. Это как быть русским писателем и не чувствовать влияния Толстого или Достоевского. Раньше я отвечал именно так. Но теперь я вспоминаю, как сам Тарковский, составивший как-то по просьбе японского киножурнала список картин и режиссеров, оказавших на него самое большое влияние, сначала вписал в этот список Антониони, а потом все же вычеркнул. Причем вычеркнул не потому, что разлюбил, а именно потому, что испытывал самое большое влияние этого мастера и хотел уже от этого влияния избавиться... Мне, конечно, лестно такое сравнение, но хотелось бы тоже избавиться от такого родового наследства».

Вопрос о его отношении к получению такого престижного приза также давно перестал быть интересен для режиссера. Но он ответил и на него: «Это событие поставило меня и мое мироощущение с ног на голову. И я понимаю, что некоторое время мне придется ходить на голове. Сейчас я живу как в тумане: тяжело за славословием разглядеть людей, их лица, реальные слова и поступки».

Призы Венецианского фестиваля Андрей как-то не подумал с собой взять, поэтому новосибирцы самих львов не увидят.

Пересказывать содержание «Возвращения» - занятие неблагодарное. Те рецензии (даже хвалебные), которые читаются перед фильмом, полного ощущения не передают. И даже после просмотра фильма пересказать его содержание можно приблизительно так же. В жизни двух братьев неожиданно возникает отец, знакомый им только по фотографии десятилетней давности. Появление чужого для них человека переворачивает их размеренную жизнь. Отец вырывает ребят из привычного существования и для более близкого знакомства отправляется в трехдневный поход на заброшенный остров. Вот, собственно, и все, что позволительно сказать об этом сюжете. Обычно зрители сильно обижаются на критиков, когда те, чтобы подпустить туману, не раскрывают финал. Мол, так смотреть будет интереснее. Перед фильмом Андрей Звягинцев так же отказался говорить о том, чем заканчивается фильм. И был прав. Поэтому в этой рецензии автор впервые не расскажет читателю о финале. Поверьте, и без того сильное напряжение и ожидание печального конца только пострадает от словесного пересказа. А просчитать его невозможно до самой последней секунды...

После просмотра многие зрители, хваля фильм, тем не менее удивлялись: а чем же таким особенным взяла картина искушенных европейских критиков? Ведь она такая «русская». Наверное, тем и взяла, что показана нормальная жизнь обычной семьи, где так не хватает настоящей мужской поддержки, мужского воспитания и мужского характера.

Справка «ВН»

 60-й Венецианский кинофестиваль проходил с 27 августа по 6 сентября. Открыл его очередной фильм Вуди Аллена «Что-нибудь еще». Новые картины привезли такие мэтры как Бернардо Бертолуччи, Ридли Скотт, Эмир Кустурица и Тео Ангелопулос, Такеши Китано. Из российских картин в фестивале принимала участие «Последний поезд» Алексея Германа-младшего.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: