Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Пространство любви

2003-09-26

Корреспондент «Вечерки» побывал
на необычном фестивале «Творчество сердец - миру»

 О наскальной живописи я впервые прочитал в книге Ларичева. Новосибирский археолог писал о пещерах Южной Франции, где была обнаружена целая первобытная «галерея». Такую же «экспозицию» древнего искусства археологи нашли в Испании. Мог ли я думать, что увижу древние рисунки своими глазами, да еще в Сибири...

Томская писаница

 «На реке Томь есть камень, на коем писаны разные фигуры». Так писал в семнадцатом веке неизвестный первопроходец, обнаруживший древние рисунки. Он и назвал это место Томской писаницей. Это название было принято учеными. Сегодня Томская писаница известна археологам всего мира.

Река Томь протекает в Кемеровской области. Томская писаница - скала, на которой высечено (вырезано?) множество фигур. Самое удивительное, что каждый рисунок нанесен одной, абсолютно одинаковой по толщине, линией. Ее и карандашом провести трудно, а уж на скале... Рисунки притягивают взгляд, на них хочется смотреть и смотреть. Существа, похожие на людей, но трехпалые и с птичьей(?) головой. Боги, пришельцы? Удлиненный книзу овал, похожий на маску, расчерченный крестом. Лицо в форме сердца. (По версии археологов, изображение совы).

Ученые датируют возраст рисунков третьим тысячелетием до нашей эры. Но в чем-то эта древняя живопись созвучна современному искусству. Очень реалистичны головы лосей (они изображены отдельно от других фигур). По мнению археологов, лосиные «портреты» - просто элемент первобытной магии. Дескать, перед охотой наш суеверный прапрапращур «убивал» будущую добычу в нарисованном виде. Но если так, то почему тогда многочисленные следы от копья видны только на одном лосином «портрете?» Почему вообще нужно непременно считать древнего человека добытчиком и охотником, отказывая ему в чувстве прекрасного?

Попал я в это святилище почти случайно. Экскурсия на Томскую писаницу входила в программу Международного фестиваля культуры, который проходил в Кемерове. Сюда на четыре фестивальных дня съехались врачи, педагоги, инженеры, психологи из Сибири, Украины, Казахстана. Всех этих разных людей объединило одно - творческое отношение к своему делу, и не только к нему. Отсюда и название фестиваля: «Творчество сердец - миру». Не знаю, как для кого, но для автора этих строк фестивальное действо прошло под знаком Томской писаницы. Под знаком преемственности современным человеком творческого начала древнего художника. Не только в искусстве, но и в отношении к окружающему миру. Это творящее начало стало лейтмотивом всей программы фестиваля.

В поисках истины и красоты

 Древние китайцы считали всю землю храмом. Именно так, «по-китайски» благоговейно, относится к природе новосибирский фотохудожник и философ Вячеслав Изразцов, чья выставка «В поисках истины и красоты» была представлена на фестивале. О трепетных, полных любви к миру фотооткровениях Вячеслава Николаевича мы уже писали. но вот фотоэкспозицию москвича Владимира Асмирко «Храм по имени Россия» мне довелось увидеть впервые.

Ожидаешь увидеть нечто мощное, грандиозное, соответствующее этому монументально-звенящему слову хра-а-м. Но храмы на фотографиях Асмирко очень камерные, «тихие». И постепенно понимаешь, что эта внешняя неброскость обусловлена внутренней потребностью тишины, которая и отличает подлинный храм.

Серафимо-Дивеевский монастырь. Это детище известного всей России святого старца Серафима Саровского «смотрит» на тебя из глубины снимка. Старинный Кирилло-Белозерский монастырь. На фоне высоких деревьев обитель кажется тихим странником, присевшим после дальней дороги. «Боголюбово». Знаменитый монастырь - детище князя Андрея Боголюбского и вовсе почти сокрыт за цветущими деревьями. Наверное, эта подчеркнутая неприметность кажется странной только нам, современным людям, привыкшим к самоуверенным многоэтажным чудищам микрорайонов, но храмы (особенно монастыри) всегда строили так, чтобы они казались частью окружающего пространства, гармонировали с ним. Этот замысел древних зодчих и передал московский фотохудожник. Даже «звенящая», занимающая все фотопространство, панорама Кремля Ростова Великого (купола кремля кажутся брошенными в небо), не нарушая молитвенной тишины, лишь оттеняет общее настроение камерности экспозиции.

Завершающий аккорд всей фотокомпозиции «Крест земли Российской» - простой грубый камень (почти булыжник) в форме креста. Кажется, что трудно найти более подходящий символ нашего многострадального отечества. Крестные муки, Голгофа. И невольно думаешь, где же конец-то всему этому, Господи! Когда же заживем как люди? Но вот ты подходишь к «Обретению иконы», и внутренний протест гаснет сам по себе.

Икона стоит на каменном полу подвала. Скорбный лик Богоматери смотрит в мир. Темно, пыльно. Но в подвальном окне пролегла полоса света, как солнечная дорога. А дорогу осилит идущий.

Эти две выставки стали самыми значимыми вехами фестиваля. Вообще, фестивального, то есть музыкально-песенного действа, на этом творческом форуме практически не было. А было просто общение с очень интересными людьми и совместное творчество.

Любовь должна быть действенной

 Идею фестиваля председатель «Звезды Востока» Борис Алешин охарактеризовал как активизацию людей во имя добра и любви.

Фестиваль, как эстафета добра, идет уже четыре года. Первый фестиваль прошел в Киеве, второй в Чебоксарах, третий в Красноярске. На кемеровский, четвертый по счету, фестиваль съехались многие участники предыдущих встреч.

Объединившая их «Звезда Востока» - организация в своем роде уникальная. Сам этот символ многозначен. Это звезда, которую человек видит первой на утреннем небе, перед восходом солнца. Это и символ синтеза культур Востока и Запада, связующим звеном которого является Россия. Отделения «Звезды Востока» созданы по всей России, есть они и Новосибирске. Именно новосибирское отделение общества пригласило меня в Кемерово.

Согласитесь, что в наше непростое время, когда многие начинают жить по принципу: «Человек человеку - волк», очень важна сама идея форума, посвященного творчеству и любви. Эти понятия - как сообщающиеся сосуды. Творчество без любви немыслимо, а любовь сама является высшим творческим актом, на какой способен человек.

Следующий «сердечно-творческий» форум «Звезда Востока» наметила провести на дальневосточной земле.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Проект Большая Перемена
Новосибирск накрыла густая серая дымка, уровень загрязнения воздуха достигает 9 баллов. Горожане жалуются, что становится тяжело дышать. Синоптики прогнозируют, что режим «черного неба» завершится 30 ноября.
Депутаты Законодательного собрания Новосибирской области обеспокоены экологической ситуацией, связанной с застройкой зон зеленых насаждений. Депутаты выступили с обращением к мэру Новосибирска с просьбой пресечь попытки застройки в зоне Заельцовского бора.
30.11.2020
Пандемия COVID-19 закончится в 2021 году, однако сам вирус сохранится. Об этом заявил в ходе онлайн-фестиваля Science Bar Hopping генеральный директор государственного научного центра «Вектор» Ринат Максютов.
«Умные столбы» с точками доступа Wi-Fi и зарядными устройствами для электротранспорта планируют установить в Новосибирске в рамках реализации проекта «Умный город». Об этом сегодня рассказал на пресс-конференции ТАСС представитель Ассоциации участников в сфере информационно-коммуникационных технологий.
В соцесетях стадион «Сибсельмаш» пригласил жителей Новосибирска на открытие большого и малого ледовых полей для катания на коньках.
30.11.2020
Режим повышенной готовности продлят до 31 марта 2021 года. О проведении новогодних праздников рассказал губернатор Новосибирской области Андрей Травников в ходе оперативного совещания в региональном правительстве.
Подписка на газету Советская Сибирь на 2021 год
x^