Новосибирск 10.4 °C

Владыка Тихон: Религия - это пробуждение совести

09.10.2003 00:00:00

 30 сентября, в день празднования святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, редакцию «Вечерки» посетил глава Новосибирской епархии - Высокопреосвященнейший Тихон, архиепископ Новосибирский и Бердский. В ходе двухчасовой беседы владыка Тихон отвечал на вопросы журналистов. Приводим некоторые из его ответов, записанные нашим корреспондентом Валерием Мельниковым.

Владыка Тихон: «Дорога к храму никому не закрыта». Фото Сергея ПЕРМИНА
 - Владыка, вы пришли к нам в день праздника святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Газетная страница, открытая по вашему благословению в 1993 году называется «Вера, Надежда, Любовь». Почему вы выбрали именно это название?

- Когда ко мне обратились сотрудники «Вечерки» с предложением открыть православную страничку, конечно же, я долго думал, как же ее назвать, и вот пришло такое решение. Я открою вам секрет, что у меня сегодня четыре именинницы - это три родные сестры Вера, Надежда, Любовь и мама, принявшая в иночестве имя София, в миру же она была Екатериной. И я решил назвать так страничку, хотя, конечно, названа она не в честь моих сестер, а в честь трех христианских добродетелей. Как сказано в Священном Писании, вера, надежда и любовь пребывают всегда, в каком бы состоянии ни находилось человечество.

- Сейчас довольно часто появляются сообщения о строительстве часовен, церквей, но полной информацией новосибирцы вряд ли владеют. Не могли бы вы рассказать немного о вашей епархии?

- Когда я начинал свою деятельность в Новосибирске, это был 1990 год, здесь был фактически один храм - кафедральный Вознесенский собор, некоторые его по старинке называют Турухановской церковью. Вскоре открылись храмы в райцентрах: в Барабинске, Тогучине, Маслянино - всего около пяти-шести храмов. Затем пошли просьбы от верующих Новосибирской области открыть приходы. Идут такие просьбы и сейчас, но если раньше это было где-то один раз в квартал, то сейчас с такими просьбами обращаются еженедельно. Обращаются даже из совсем небольших сел. Просят открыть храм или часовню, священника прислать. Всего же в епархии сейчас 105 приходов, из них 27 - в городе. Конечно, не все они имеют храмы, некоторые располагаются в молитвенных помещениях, приспособленных под храм. В епархии служат 260 священнослужителей, на мой приезд в 90-й год их было восемь. В процессе строительства - около сорока храмов. Правда, иногда нам задают вопросы, а не много ли строите и сколько вам на самом деле нужно? Я отвечаю, что мы никаких планов не имеем, что это решает народ. Видно меняется жизнь, меняются взгляды на жизнь, люди понимают, что без духовности, без возрождения православных корней выжить нам будет просто невозможно.

- Сейчас на самом деле люди потянулись в храмы, крестится масса народу, но насколько велика глубина веры современных россиян, насколько она искренняя, не дань ли это моде?

- Во времена безбожия несколько поколений были лишены духовных основ, но люди, которые задумываются над духовными вопросами, вопросами веры, были всегда. И вот сейчас люди потянулись к вере. Не все могут жить без совести, а религия - это пробуждение совести. Один на свою совесть не обращает внимания, другой - обращает. Он ищет, на чем же основан этот голос совести, и находит это основание в нравственном Божественном законе. Как-то встречались мы с учителями, и я говорил, что если Ньютон открыл закон всемирного тяготения, то религия открыла закон нравственности. А на нравственном законе и основаны все человеческие взаимоотношения.

Сейчас в Новосибирске и области ведется строительство около сорока храмов. А этот храм Архистратига Михаила в поселке ОбьГЭС был освящен нынешним летом
 Вот, к примеру, человек создает какой-то прибор. Чтобы им пользоваться нужна инструкция, как пользоваться: молотком не бить, на пол не бросать, нажимать кнопки в такой-то последовательности и т.д. Самый простейший прибор имеет инструкцию. И вот представьте себе, создан разум. Может ли такая супермашина существовать без инструкции? Конечно, нет. И вот из древности нам пришло: оказывается, Богом для человеческого разума была написана инструкция. Голос совести в разум заложен - это бесспорно, но сюда нужно было еще заложить инструкцию в виде десяти заповедей: не убий, ни укради, ни сотвори себе кумира, не прелюбодействуй, чти отца твоего и матерь и т.д. Казалось бы, каждый должен жить по совести и уважительно относиться к родителям, но этого недостаточно, здесь нужен Божественный закон. А на основании этих Божественных законов и строится вся жизнь человека. Если он соблюдает их - то его путь духовный направлен в одну сторону, положительную, если нет - то путь его отрицательный.

Человек - существо обучаемое. Если его, как это было в советское время, лишить правдивой информации о вере, лишить литературы, возможности посещать храм, то он и развиваться будет в одну сторону, в духовном плане - отрицательную. Последствия этого очень ярко проявились в нашей стране. По всему миру идет нравственная катастрофа, но в нашей стране это проявляется уж очень ярко. Одни тянутся к вере, другие деградируют не по дням, а по часам. Почему? Да потому что они не знали вот эту инструкцию из десяти заповедей. И вот сейчас общество свободное, это имеет свои плюсы и минусы. Плюс в том, что у человека появилась возможность, какой путь ему избрать. Дорога же к храму никому не закрыта, и наша задача способствовать, чтобы люди эту дорогу нашли.

Но все-таки такой резкий переход от неверия к вере необычен. Многолетний государственный атеизм все-таки сказывается. У неверующих и маловерующих людей искренне и глубоко верующие до сих пор вызывают некое удивление. Нас всегда учили сомневаться, да человеку это вообще свойственно. Вера же основана на принятии чего-то неведомого именно на веру, без всяких сомнений. Или все-таки сомнения есть? Но как тогда сочетаются такие две несовместимые вещи, как вера и сомнение?

Я расскажу вам один случай, который произошел давно, когда я занимался церковной журналистикой. Мне приходилось много ездить, бывать на различных форумах и конференциях, работать в архивах и библиотеках. Как-то я приехал в один город и, как тогда было положено, зашел к уполномоченному по делам религии за разрешением поработать в архиве. Он мне и говорит: вот вы верующий, а мои учителя Маркс, Энгельс и Ленин говорили, что все нужно подвергать сомнению. Я говорю: «Ну, надеюсь, вы в их-то учении не сомневаетесь?» Так человек может в чем-то не сомневаться, а вот вера ему непонятна и вызывает недоверие и сомнение. Да и каждый верующий, как правило, проходит путь сомнения. Но преодолевает его, изучая Священное Писание, святоотеческое наследие и т.д. То есть занимается исследованием, как в науке. Недаром веру называют наука из наук. Да, не удивляйтесь. Здесь, как и в науке, все основано на опыте - духовном опыте множества поколений духоносных святых, и верующий человек старается их опыт сделать собственным. Вы не задумывались, отчего многие выдающиеся ученые естествоиспытатели были верующими людьми? Многие советские академики были глубоко религиозны, но по понятным причинам этого не афишировали.

Обычно люди, которые говорят: я в Бога не верю, на самом деле вопросы веры серьезно и не изучали. Вот рассмотрим, к примеру, воскресение Иисуса Христа. Есть люди, которые говорят: «Христос был исторической личностью» и все. На чем основываются такие утверждения? На массе исторических документов, к сожалению, до сих пор не доступных широкому кругу россиян. И Плиний, и Светоний, и Иосиф Флавий оставили в своих исторических трактатах упоминание об Иисусе Христе. Так что тот факт, что Христос был на земле, подтвержден. Но вы представьте, что такое Иудея в Римской империи? Обычная подвластная провинция, которых десятки, но, тем не менее, о некоем человеке из этой провинции в своих трудах упомянули многие выдающиеся историки. Наверное, было что-то такое, что потрясло всю империю.

Так и во всех вопросах веры нужно исследовать. Атеистов сейчас мало, но верят люди по-разному. Многие говорят: «Что-то такое есть», и все, на этом их вера заканчивается. А вот, чтобы углубиться, нужно все проверить на личном опыте или на личном опыте других. Жития святых, например, или творения святых - все это их личный опыт. Вот все это нужно изучить, а потом уже судить, есть Бог или нет, нормальные люди верующие или чудаки какие-то. Проще всего сказать: «А, все это чепуха!» А почему чепуха? Да потому, что я ничего там такого не вижу, знать ничего не знаю и потому не верю. Попробуйте подойти к физику и сказать: чепуха все эти твои нейтроны, позитроны, нейтрино и прочие частицы, у меня большие сомнения, что все это существует. Ему ответят: как же чепуха, вот же написано, люди это изучали годами, читай, учись, набирайся личного опыта в этом вопросе, а потом и поговорим. Так и в вере. В религии все свободно: захотел - веришь, не захотел - не веришь, а если возникли сомнения и хочешь разобраться, то изучай, набирайся личного опыта, и эти сомнения разрешатся.

- Что касается изучения. Сейчас много разговоров идет о религиозном обучении в школе: обучать детей Закону Божьему, не обучать. А если обучать, то кто это будет делать? Ведь в школе просто так, с кондачка, ничего не проходит. Есть ли кадры для этого, готовятся ли?

- Вопрос изучения религии сейчас широко дискутируется. Но я думаю, что изначально вопрос был поставлен неправильно. О Законе Божием пока речь не идет. В общеобразовательных школах речь идет об основах православной культуры. Тысячу лет в нашей стране все созидалось на православной культуре, но в современных школах изучаются лишь крохи огромного культурного пласта, целые поколения росли не только в безверии, но и в бескультурье, не зная элементарного. Восстановить утерянное и позволит предмет «Основы православной культуры».

Конечно, нужны хорошие учебники, именно по православной культуре. В учебнике по православной культуре должно быть обучение пониманию иконописи, библейских сюжетов, колокольного звона, церковного пения, литературы, сюжеты которой так или иначе связаны с религией. К сожалению, в плане написания учебников есть отрицательный опыт, но есть и положительный. Так учебник «Православная культура России», написанный нашим протоиереем Борисом Пивоваровым наиболее полно отвечает всем требованиям к учебнику, предлагаемому для общеобразовательных школ.

Преподавать православную культуру должны не священники, а светские преподаватели, для этого нужно их соответствующим образом подготовить через институты повышения квалификации. В Новосибирске упомянутый мной учебник «Православная культура России» проходит апробацию, чтобы потом включить его в региональный компонент. В любом случае вводить предмет этот нужно осторожно, и хорошо бы, если родители понимали, для чего это нужно. А нужно это хотя бы для того, чтобы не быть невеждой в целом пласте национальной культуры.

Изучение же религии - это прерогатива церковных учебных учреждений, и они в нашей стране есть. Когда говорят, что образование у нас светское, это не означает, что оно советское, то есть атеистическое. Религиозное образование у нас разрешено. Так, в нашей епархии действуют две православные гимназии: в Академгородке и при Знаменском храме, что на Учительской. Есть Богословский институт (правда, у института пока нет своего помещения - арендуем площади в НГТУ, бывшем НЭТИ) с вечерней и заочной формами обучения. В нем учатся 120 студентов. В планах есть открытие семинарии.

- А вот многим кажется странным, что в царской России и Закон Божий изучали, и православную культуру, да и народ был весь православный, а в 1917 году в одночасье все сломали и разрушили.

- Когда-то бабушка моя, которая сама испытала репрессии, на мой вопрос, отчего же произошла революция, отчего так народу пострадало много, сказала: «Кто-то Царство Небесное получил, а кому-то это нужно было, как наказание». Понимаете, общество разложилось: безверие, падение нравов, утеря религиозности при внешнем соблюдении обрядов. У меня была знакомая, ныне покойная, Мария Александровна, она в 1917 году была студенткой в Петербурге. Так она говорила - купить с церковного лотка книгу считалось позорным. Она покупала, сразу под шубку прятала, чтобы другие студенты не увидели. В церкви, когда после службы проходили с тарелкой для пожертвования, офицеры считали за честь бросить туда окурок. Дворяне священников даже в дом не пускали - разговаривали на пороге. И все это в православной стране.

А начиналось все издалека. Взять хотя бы правление Петра Первого. Как нас учили в советской школе - великий государственный деятель и так далее, но что он с Россией творил? С русскими людьми, с русским укладом, насаждая безнравственный, безбожный образ жизни? Кстати, ярчайший пример, к чему может привести воспитание, оторванное от национальных корней. Соседство Немецкой слободы повлияло на всю его жизнь: ненависть к русским людям, неимоверная жестокость к ним. Любил сам рубить головы. А оргии, которые он устраивал? Собирал своих сподвижников, напивались и совершали «всепьянейшее собрание» так называемое, выносили «Евангелие», на котором вместо Воскресения Христова был Бахус изображен, открывали его, а там были кисеты с табаком и бутылки с вином, и они все «причащались». Вот какое кощунство. Патриаршество ликвидировал, ввел синодальное правление, а фактически полностью подчинил Церковь государству.

- Но как-то неожиданно все произошло.

- Это только кажется, что неожиданно. Накапливалось столетиями. Еще в XVIII веке заметили, что российские монастыри стали не только оскудевать, но постепенно мужские монастыри стали преобразовываться в женские, и количество женских монастырей стало вырастать. Люди опытные в духовной жизни сказали, что грядут какие-то перемены. Всякая религия сильна мужской составляющей, когда мужчин верующих мало, то и религия слабеет. Посмотрите, в исламских странах, когда показывают молитву в мечети, сколько там мужчин - стена! У нас сейчас в храмах в большинстве женщины, но вот из почти 600 монастырей, в основном - мужские. Это обнадеживает. А накануне революции преобладали женские. Почитайте труды святых отцов конца XIX - начала XX столетий: Иоанна Кронштадтского, Игнатия Брянчанинова - плач о потере веры среди народа. Работа в этом плане велась целенаправленная - против царя, против Церкви. Иностранное влияние было мощным, считалось, что там образец и государственного устройства, и веры. Почти как сейчас: западные технологии рекламируются, а наша мощнейшая наука в загоне, миссионеры вот едут к нам христианству обучать. А возьмите ту же Францию. Вроде бы страна с глубокими религиозными корнями, а в течение одного года на всю Францию рукополагается всего один католический священник, когда только у нас в Новосибирске я рукополагаю два десятка священников в год. И храмы там католические пустые, разрушаются на глазах, стоят обшарпанные, как у нас при советской власти - не на что содержать, никто не ходит.

- Вам не кажется, что в нашей стране слишком много внимания уделяется католикам, папе Римскому?

- Да не мы им, а они нам больно много внимания уделяют. Епархии свои у нас создают, папа все в Москву просится. Нас как-то в прессе осуждали, что мы выступили против создания католической епархии с центром в Новосибирске, а вот в Грузии весь народ поднялся против заключения договора с Ватиканом. Почему? Да потому что там хорошо знают историю. Ведь Римо-католическая церковь считает себя церковью мировой и хотела бы иметь под омофором папы всех христиан. А для этого все средства хороши. Опять же из истории это все хорошо известно, вот мы и вынуждены обращать внимание общества на эту проблему.

- Церковь всегда занималась благотворительностью, что в этом плане делается, а если делается, то почему как-то мало об этом слышно?

- Понимаете, из каждого мероприятия можно сделать рекламу: покормили бомжей на вокзале, пригласили центральное телевидение, показали на всю страну и съехали. А можно ежедневно трудиться во славу Божию, но без помпы. У нас есть несколько православных сестричеств: помогают в больницах, в домах престарелых. Хрупкие женщины ворочают лежачих и пролежни расчищают. Только мало кто об этом знает, да в таком деле шумиха и ни к чему. Накормить человека и забыть о нем - проще всего. Наша задача дать человеку начало духовной жизни. Для этого мы открываем церкви и часовни. Вот недавно были мы на десятилетии открытия храма в одной колонии. Что было десять лет назад в этой зоне? Грязь, запахи, деградированные лица падших людей. А сейчас? Чистота - идеальная, нигде ни пылинки, ни соринки, одеты все опрятно, работают на импортных станках и зарабатывают себе на хлеб. На десятилетии присутствовали корреспонденты местного телевидения, вечером я посмотрел репортаж, так ведущая два раза повторила: «Обстановка в колонии была божественной». И на самом деле - лица у людей совсем другие, нежели десять лет назад. Мало того, некоторые из тех, кто вышел из колонии, стремятся получить духовное образование, а некоторые уже стали священниками, и не просто священниками, а хорошими, настоящими пастырями. К тому же хочу заметить, что благотворительность это не прерогатива только Церкви, все общество должно заниматься благотворительностью и правильно решать социальные проблемы.

- В популярных латиноамериканских сериалах священников называют святыми отцами, а как у нас? Как, например, к вам правильно обращаться?

- Как-то я шел по храму в сопровождении дежурной, а тут кто-то из прихожан ко мне обращается: «Святой отец! Святой отец!» Дежурная повернулась и говорит: «Меньше сериалы смотреть нужно!» Действительно, у нас в православии святыми называют только тех, кого канонизировала Церковь, и такое обращение к живым не принято. Священников зовут батюшка или отец такой-то и называют имя. Ко мне официально обращаются: Ваше Высокопреосвященство, а так - владыка, но это не из-за почитания лично меня, а из уважения к моему сану православного архиерея. Ну, а если по-мирски, то в миру меня зовут Леонид, по батюшке - Григорьевич.

- А ваши родители живы?

- Слава Богу, здравствуют. Отец мой 1917 года рождения, мама - 1922 года, оба живут в Воронеже.

- А не могли бы вы подробнее рассказать о своих родителях, о близких?

- Отец мой жил под Иркутском, куда был сослан еще двенадцатилетним мальчишкой вместе со своим шестилетним братом, как «чуждый элемент советской власти» - нашего деда приговорили на восемь лет Беломорканал строить за одно неосторожно сказанное слово. В войну отец был призван в армию минометчиком. Попал в сибирскую дивизию, а сибиряков всегда бросали в самые трудные места. Воевал под Москвой, по две мины на бой выдавали. В первых боях почти все погибли, отцу же повезло. А мама родом из Воронежа, в армию пошла добровольцем, работала в госпитале санитаркой. Под Курском, в Старом Осколе, отец получил воспаление легких, его привезли в полевой госпиталь. Привезли в полуразрушенный храм, положили на бетонный пол и ушли. Отец рассказывает: «Чувствую, совсем мне плохо на полу бетонном». Он к одной санитарке - подстели что-нибудь, та ноль внимания - много, мол, вас тут таких. Обратился к другой. Та говорит: «Сейчас». Подстелила тюфячок какой-то, и легче стало. Этой санитаркой и была моя мама.

Нам мама рассказывала, что такое полевой госпиталь. Везут на фронт молодых здоровых ребят, через час - привозят обрубки, без рук, без ног, кишки вывороченные и все такое. Медикаментов нет, только стрептоцид и марганцовка. Перевязочных средств нет. И вот их положат на шинели, и они лежат. Медсестры брезгуют, никто не подходит. И действительно: лежит кровавый кусок, весь в червях, страшно подходить. Мама говорит: «А я не брезговала, подойду, обмою, марганцовкой протру, сироп наведу с заваркой, рот разожму, залью, смотришь - зашептал: «Спасибо». Потом, кто выжил, приезжали в госпиталь поблагодарить. Вот и отцу она запомнилась. Попал отец на излечение в Бийск. После выздоровления направили под Киев, где он и встретился с той санитаркой еще раз. Так и поженились.

Кроме меня у родителей еще, как я говорил, три дочери. Старшая моя сестра Вера замужем за священником, он служит в Раменском, под Москвой; вторая, Надежда - монахиня Пюхтинского монастыря, в постриге она Митрофания; младшая сестра Любовь преподает историю в школе, живет в Москве. Большое влияние на наше воспитание оказала бабушка - мамина мама. Очень все ее уважали, отец говорил: «У нас не теща, у нас патриарх». Был у нее природный дар воспитателя. Просто вроде все говорила, а в точку. Вот, например, вспоминается: «Ребятки! Не дружите с дураками. Дружите с умными, может, они вас и прогонять от себя будут, но вы все равно к ним идите, ведь с кем поведешься, от того и наберешься». Вроде все просто, а какая мудрость. И действительно человек представляет собой то, с кем он дружит. И много таких вещей она говорила. Вот я старею, а бабушкины слова вспоминаю все чаще. Недаром во всех традиционных религиях очень род почитается, родословная. Бабушка хоть и трудное время прожила, а характер добрый был, никогда никого не ругала.

- Владыка! Вот вы рассказывали о временах, когда жили ваши, да и наши родители. Времена трудные, в чем-то жестокие. Но и сейчас живется не легче: всем принадлежащие национальные богатства достались кучке олигархов, война в Чечне, расстрел Белого дома, беспризорничество... Почему не слышно голоса Церкви?

- Вы правы, что его не слышно, но это не означает, что его нет. Святейший Патриарх Алексий постоянно выступает по самым насущным вопросам. И по Чечне не раз выступал. Но где это все было опубликовано, кроме церковных СМИ? Да почти нигде. Вон папа Римский только какое-нибудь заявление сделает - тут же передают на весь мир: папа - великий миротворец. Наш патриарх делает не меньше заявлений и обращений - никто об этом не знает. Это одна сторона вопроса. Вторая - готово ли общество прислушаться к голосу Церкви? Взять ту же октябрьскую трагедию 1993 года. Как ни призывал патриарх противоборствующие стороны сесть за стол переговоров, никто его не послушал, он даже слег после тех событий.

- Вот мы постепенно и подошли к вопросу о роли СМИ в формировании общественного мнения, в освещении важных событий, в том числе связанных с религиозной жизнью в России. Наша газета светская, но, конечно же, среди наших читателей есть и верующие люди, это могут быть и православные, и католики, и протестанты, и мусульмане - для нас все они читатели, которых мы уважаем, уважаем и их веру, и хотим, чтобы они с нами оставались. Так же, как и неверующие.

- Я понимаю, что в нашей стране живут и верующие, и неверующие, есть представители многих конфессий, и все они являются достойными гражданами страны, и ущемлять их интересы ни в коем случае нельзя. Я же говорю о другом: что давать нужно выдержанные материалы, не гнаться за дешевой популярностью, за «желтизной». В этом плане «Вечерний Новосибирск» - газета нормальная, издание, которое сохранило свое лицо солидной городской газеты, хотя и прошла некоторые искушения в начале девяностых. Но, как говорится, жизнь новая, и приходится классически методом проб и ошибок все выверять и находить свой путь, «Вечерка» его, слава Богу, нашла. Хотя я понимаю, что в современных условиях выживать газете очень трудно.

- А не могли бы вы, владыка, в таком случае благословить нас на наши, на самом деле, нелегкие дела?

- Божье благословение да пребывает с вами для совершения добрых дел во благо новосибирцев.

P.S. Остальные ответы владыки Тихона на вопросы журналистов «Вечерки» будут публиковаться в выпусках страницы «Вера. Надежда. Любовь».


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: