Новосибирск 0.3 °C

Полина - значит «солнечная»

10.10.2003 00:00:00

Сегодня на Центральной станции «Скорой помощи» поздравляют одну из своих сотрудниц - Полину Васильевну Худоложкину - с девяностолетием.

Фото Сергея ПЕРМИНА.

 ...Она любит приходить на работу рано-рано, когда на часах нет еще и семи. Поднимается на третий этаж, открывает свой кабинет и первым делом ставит чайник - не для себя, сама она чаю дома напилась, а вот другие не всегда позавтракать успевают. Так и есть: к ней спешит, на ходу сбрасывая пальто, дежурный врач:

- Полина Васильевна, голубушка, у тебя кипяток есть? Я бутерброды с собой захватила.

Следом и другие подтягиваются:

- Ой, Полина Васильевна, и хорошо же у тебя, прямо как мама родная согреешь и приголубишь...

- Смотрите, девчата, на дежурства да на планерку не опоздайте, - улыбается она.

Так на Центральной станции «Скорой помощи» начинаются почти все дни. Может быть, кроме сегодняшнего. Потому что сегодня - праздник: девяносто лет исполняется санитарке Полине Васильевне Худоложкиной. «Наш ангел-хранитель», - говорят о ней коллеги по работе.

Закончен завтрак, люди в белых халатах расходятся по рабочим местам, и маленькая хрупкая женщина принимается за работу. Надо посмотреть, все ли в порядке на этажах и в кабинетах, проверить, хорошо ли постираны-поглажены халаты и не надо ли сменить белье в спальне, где отдыхают медики в свободное от вызовов время. Потом цветы везде полить - дел на целый день хватает...

Семьдесят(!) с лишним лет работает Полина Васильевна Худоложкина. Больше половины жизни - медсестрой, теперь вот главной сестрой-хозяйкой. Чего только не повидала за это время! Совсем еще девчонкой, выпускницей Подмосковного медицинского училища приехала она в Новосибирск, устроилась в первую клиническую больницу. Поначалу работала простой медсестрой в тифозном, нервном и хирургическом отделениях. Из-за своей природной любознательности за короткое время постигла очень многое. Доходило до того, что врачи ругались из-за нее: каждому хотелось, чтобы на его операции была именно она. Однажды шла с работы домой, и услышала: война. А на следующий день пришла повестка - здесь же, в Новосибирске, требовались медики в военный госпиталь.

- Вот когда тяжело было, - вспоминает сейчас Полина Васильевна, - это был экзамен на выносливость!

И она его выдержала: четыре года бессонных ночей, стоны солдат и слезы врачей. Раненых привозили всяких: без рук, без ног, незрячих и контуженных - она была для них не просто «сестричкой», а настоящим врачом.

После войны хотела вернуться на прежнее место, в 1-ю больницу, да не тут-то было. Полину Худоложкину перевели в отделение скорой помощи на улицу Рабочую и назначили старшей медсестрой. Здание «Скорой помощи» было плохое, ободранное, с одной грязной, запущенной комнатой для врачей.

Сколько с тех пор воды утекло! Старое полуразваленное здание станции «Скорой помощи» поменялось на другое - просторное, красивое. Обновился и коллектив: многие пришли при Полине Васильевне молоденькими девушками, а сейчас - матери уже взрослых детей. А она по-прежнему их жалеет, будто несмышленых девчонок. В непростое время, считает она, выдалось им работать, в неспокойное. Вызовов каждый день - только поспевай, и в дождь, и в лютый мороз надо работать. Да еще не знаешь, что там тебя ждет, на вызове-то можно и в переделку попасть - таких случаев было сколько угодно. Но самое тяжелое - постоянно видеть человеческую боль. Обычный человек так и не поймет, каково это - помогать людям, смотреть то на роды, то на корчи, то на старческое одиночество, то на смерть. А она, Полина Худоложкина, через все это прошла.

Ей давно можно было сменить бешеный ритм будничных рабочих дней на спокойную и размеренную жизнь - на пенсии ведь уже лет двадцать как. Но осталась - говорит, что здесь, на станции, свой микроклимат, который ей необходим, здесь люди, которых она любит. И они ее. Когда на станции узнали, что к Полине Васильевне «пришли из газеты», в ее кабинете мигом стало тесно: многим хотелось сказать о ней что-то хорошее, доброе:

- Она для всех нас как родная - к ней, будто к матери, за советом бегаем...

- А еще со своими болячками - она боль заговаривать умеет.

- Все наши женщины с нее пример берут: чего бы в жизни не случилось, а она всегда с кудрями, нарядная, и туфли на каблучке!

- Здесь, на станции, многое держится на энтузиазме этой удивительной женщины. Это с виду она хрупкая да беззащитная. На самом деле - «с характером»: если где непорядок, ругаться не будет, но отчитает за дело по всем статьям, - говорит о ней заместитель главного врача станции скорой помощи Тамара Савичева. - То, что у нас все этажи в зелени утопают - ее рук дело. А что на клумбе перед крыльцом станции творит! Там до сих пор все разным цветом цветет - летом полдня вниз головой над ней стоит. Говоришь ей: «Полина Васильевна, иди отдохни - голова ведь так разболится». «Голова? - удивляется. - Какая такая голова? Сроду она у меня не болит».

Полина Васильевна говорит, что в такие-то годы у нее и, правда, ничего никогда не болит. Она до сих пор ходит на работу пешком - а это как-никак шесть-семь остановок. В последнее время, правда, бывает, руки по утрам стягивает - так ничего, разомнет их, помассирует, и снова как огурчик. А из лекарств и таблеток за всю жизнь только один раз анальгин выпила. На больничном и то лишь однажды была: когда сына рожала.

Глядя на эту бодрую, веселую женщину, диву даешься - столько в ней достоинства, оптимизма и мудрости. Откуда в ней эта сила духа? Может, от ее семьи? Живет Полина Васильевна с сыном, снохой, внучкой и правнуком. Живут, надо сказать, душа в душу. А еще есть у Полины Васильевны свой дачный участок, где садит и овощи, и цветы. Картошка у нее поднимается - каждый куст кудрявый, развесистый, лук да чеснок - стена зеленая, а помидоры - соседи слов от восхищения не находят.

- Полина Васильевна, в чем же секрет долголетия? - спросила я на прощание.

- Ой, дочка, да нет тут никакой тайны. Людей любить надо - вот как я, добрых и отзывчивых среди них больше. Тогда и тебе жить легче будет - это я тебе точно говорю...

Придя в редакцию, я посмотрела словари. Имя Полина происходит от древнегреческого Аполлинария, а то, в свою очередь, восходит к Богу солнца Аполлону. Так что наша Полина Васильевна действительно - от солнца.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: