Новосибирск 3.5 °C

Благословите зрителей

15.10.2003 00:00:00

 В рамках Дней Москвы в Новосибирске состоялся премьерный показ фильма Станислава Говорухина «Благословите женщину». Сибирская премьера проходила в холоднющем зале кинотеатра имени Маяковского да еще без обещанного участия режиссера, но несмотря на это ни один зритель не ушел. Мало того - время от времени раздавались аплодисменты как естественная реакция зрителей на происходящее по ту сторону экрана.

Итак, что представляет из себя новая работа известного кинематографиста, а ныне депутата Говорухина? По большому счету - это римейк известных, можно даже сказать, культовых картин советской эпохи: «Офицеры», «Добровольцы», «Подкидыш», «Рожденная революцией», «Москва слезам не верит». Даже героиня Инны Чуриковой явно скопирована с образа Фаины Раневской, которую до конца жизни дразнили дурацкой фразой: «Муля, не нервируй меня!». Героиню Чуриковой также дразнят названием фильма «Лобзай меня, лобзай!», в котором она снималась еще до войны (роль неудачливого альфонса исполнил Максим Галкин). И все же, несмотря на явные цитаты, «Благословите женщину» - самостоятельная картина.

По сюжету Вера (Светлана Ходченкова) - простая советская комсомолка, живущая у моря. Ходит по утрам купаться, мечтает, глядя на прибой, зачитывается «Оводом», как все барышни того времени. Однажды утром она встречает на берегу офицера Александра (Александр Балуев), перебрасывается с ним парой фраз, и в конце их короткого диалога герой Балуева говорит, что сейчас уезжает на задание, а через три недели вернется и увезет ее с собой. Как и всегда поступали русские женщины, героиня соглашается, не раздумывая. И разделяет с ним свою судьбу. Будет ездить с ним по гарнизонам, ждать с войны, переживать его отставку, похоронит его и только спустя много лет дождется-таки своего женского счастья в лице героя в исполнении вечно положительного Александра Михайлова.

Главное достоинство фильма - его правдивость. Как эпохальная, так и личностная. Отмечены все важнейшие события советской эпохи: репрессии, финская война и Великая Отечественная, Победа, запуск первого спутника (смерть Сталина и отношение к нему героев тактично опущены)... Образ жены советского офицера подается как стороны страдающей, что, впрочем, недалеко от истины. Семейного гнезда в фильме мы так и не увидели. Постоянные переезды из одного гарнизона в другой не позволили не только нормальный дом заиметь, но даже и детьми обзавестись. Своих муж сначала запрещал заводить (мол, времена не те), потом всех детей (ребенка мужа от первого брака и детей военнообязанной подруги), которых Вера начинала считать своими, пришлось оставить - офицера и его жену ждала очередная дорога к очередному месту назначения.

Отдельно хотелось бы отметить работу декоратора, реквизитора и бутафора. Все декорации в фильме настолько натуральные, что так и хотелось спросить: «Где вы сняли такой симпатичный покосившийся барак? Уж не на нашей ли Первомайке?» Но оказалось, что все развалюхи, коммуналки и бараки выстроены от начала до конца знающим человеком - настолько все кажется неподдельным. Да и все вещи - от фарфоровой супницы и эбонитового телефонного аппарата до кожаного дивана и вышитых крестиком думочек лучше всего передают дух времени. Вот только иногда «меток эпохи» так много на один метр пленки, что явный перебор может набить оскомину. Если показывается Москва 30-х, то это обязательно метро, мавзолей, круглый пломбир в вафлях, хохлушки со связками баранок на груди, узбеки в халатах и тюбетейках. Но еще более удивительно, как бедная семья, обитавшая в какой-то развалюхе, пережив оккупацию, гибель старшего сына и угон в плен младшей дочери, после войны вдруг неожиданно начинает проживать на том же месте, только в каком-то совершенно барском двухэтажном особняке со старинной мебелью и даже бронзовыми статуэтками. Соседи по кинозалу ехидно вопрошали: куда смотрело ОБХСС? И где после войны можно было взять столько стройматериалов? Но это мелочи, сильно не влияющие на качество картины.

Впервые за много лет в зале сидели простые зрители, а не тинэйджеры с поп-корном и пивом. Даже по атмосфере и благоговейной тишине было ясно, что для них кино - по-прежнему важнейшее из искусств. Наверное, именно им посвящен этот фильм. И может, именно с этой картины начнется возвращение массового зрителя в наши кинотеатры.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: