Новосибирск 6.1 °C

Пришли за Ходорковским

28.10.2003 00:00:00

Олигарх арестован в субботу в аэропорту Толмачево

Почему именно Новосибирск?

 В субботу, 25 октября, около пяти утра в аэропорту Толмачево был арестован глава компании «Юкос» Михаил Ходорковский.

Ту-134 с бизнесменом на борту следовал в Иркутск и совершил посадку в Новосибирске для дозаправки. Как пишет «Коммерсант», ранним утром в аэропорту Толмачево появились вооруженные люди в камуфляже и штатском, которые сообщили службе безопасности предприятия, что «здесь будет проведена операция». По сообщению газеты, в Толмачево работали бойцы из местного подразделения антитеррористической группы «Альфа» ФСБ РФ и сотрудники Генпрокуратуры. По словам представителей «ЮКОСа», к Ту-134 подкатили два автобуса с тонированными стеклами: один из них встал у трапа, второй - у хвоста самолета. Вооруженные люди в камуфляже поднялись на борт, выбили дверь в первый салон, где находился господин Ходорковский, и с криками «ФСБ, руки вверх, сидеть, не двигаться, проверка документов! Оружие на пол, будем стрелять!» ворвались туда. Один из силовиков обратился к олигарху: «У нас приказ, пройдемте с нами». Михаил Ходорковский ответил: «Хорошо, пошли». Олигарх и группа захвата тут же покинули самолет и направились в здание аэропорта. Остальных пассажиров Ту-134 выпустили примерно через час. По некоторым данным, Михаил Ходорковский провел в аэропорту около двух часов, прежде чем его в 7.20 спецрейсом отправили в Москву.

Как сообщает далее «Коммерсант», немногим позже в ряд московских СМИ поступил факс от имени несуществующего информагентства «Альтера», в котором приводились якобы имевшие место разговоры Михаила Ходорковского с силовиками, факты якобы избиения предпринимателя прикладами автоматов и еще ряд душераздирающих подробностей, включая кровавые следы по дороге к самолету. Имя человека, отправившего факс с телефонного номера, зарегистрированного на один из институтов новосибирского Академгородка, пока неизвестно. Во всяком случае, пресс-секретарь «ЮКОСа» Александр Шадрин опроверг эти сведения, сообщив, что силовики вели себя вполне корректно.

То, что арест произошел именно в нашем городе, по большому счету является случайностью. Обстоятельства ареста Михаила Ходорковского вызывают у СМИ массу вопросов. Как отмечают печатные и интернет-издания, Генпрокуратуре придется объяснить, почему в задержании главы «Юкоса» участвовали сотрудники ФСБ, а также, почему это необходимо было делать в выходной день. Логику правоохранительных структур немного удалось восстановить «Известиям». Так, газета пишет: вояж Михаила Ходорковского по регионам был предпринят для обеспечения политической поддержки среди региональной элиты. До своего ареста Ходорковский успел побывать в Орле, Белгороде, Липецке, Тамбове, Воронеже, Саранске, Самаре, Саратове и Нижнем Новгороде, затем он должен был лететь в Иркутск, Ангарск и Томск. В ходе турне президент «ЮКОСа» встречался с губернаторами, раздавал деньги студентам местных вузов и проводил закрытые встречи с главными редакторами местных изданий и телекомпаний.

По информации «Известий», правоохранительные органы наблюдали за передвижениями главы «ЮКОСа» и в Нижнем Новгороде, и в Саратове, а возможно, еще и раньше. Его можно было легко арестовать и в Нижнем. Но в свете того, что в Нижнем в эти дни проходил Гражданский форум, где как раз обсуждалась проблема взаимоотношений власти и бизнеса и где не раз вспоминали Ходорковского, его арест вызвал бы массу неоднозначных вопросов и заявлений.

Месть или наведение порядка?

 Комментировать действия Генпрокуратуры решаются пока только критически настроенные аналитики. Власти предпочитают отмалчиваться, считая, видимо, что дела говорят сами за себя. Тем не менее, никакого вселенского плача по Ходорковскому не наблюдается. Основной мотив комментариев: «Допрыгался!»

Ходорковский уже заявлял, что готов стать скорее политзаключенным, чем политэмигрантом. Фактически, он спровоцировал Генпрокуратуру на такое решение. Впрочем, по оценке некоторых экспертов, прокуратура просчиталась, поддавшись на подобную линию. Арест выгоден исключительно Ходорковскому. Он работает на его версию, что прокуратура выполняет заказ по выдворению его из страны.

Комментарии западных газет не вызывают особого интереса, поскольку слишком уж далеки они от российской действительности. Лишь британская «Обсервер» выдвигает более или менее интересную версию. По данным газеты, окончательный «план» заключается в смещении Ходорковского с поста главы «ЮКОСа» так, чтобы сама компания не пострадала. Сейчас ходят слухи, что американский гигант ExxonMobil намерен заплатить до 25 млрд долларов за 40-50% акций «ЮКОССибнефть». Эта сделка еще больше повысила бы привлекательность России для международных инвесторов и доходы Кремля.

Хотя многие политические партии, особенно из финансируемых «ЮКОСом», уже подняли крик на тему «Сегодня - за нами, завтра - за вами!» А в общем и целом ничего страшного для главы «ЮКОСа» эксперты не предрекают. По общему мнению, с Михаилом Ходорковским поступят так же, как в свое время с Владимиром Гусинским. То есть подержат немножко и выпустят в эмиграцию.

В чем обвиняют главу «ЮКОСа»

 Как пишут «Известия», Михаилу Ходорковскому было предъявлено обвинение по семи статьям Уголовного кодекса. Это мошенничество (ст. 159), неисполнение решения суда (ст. 315), уклонение от уплаты налогов частным лицом (ст. 198), уклонение от уплаты налогов и сборов с организаций (ст. 199), причинение ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 165), подделка документов (ст. 327) и присвоение или растрата (ст. 160). Формула обвинения достаточно объемна и составляет около 50 листов, а сумма ущерба, который, по мнению прокуратуры, Ходорковский причинил государству, составляет один миллиард долларов. При этом в ближайшее время обвинение может быть расширено, особенно в части уклонения от налогов.

Генпрокуратура предъявила Ходорковскому обвинения по трем эпизодам. Первый касается хищения в 1994 году принадлежащего государству 20-процентного пакета акций АО «Апатит» на сумму 283 миллиона долларов. По этому же делу был арестован председатель совета директоров МФО «МЕНАТЕП» и акционер компании «ЮКОС» Платон Лебедев. Расследование дела завершено, и сейчас Лебедев знакомится с его материалами в той же «Матросской тишине». Однако в обвинении Ходорковскому фигурирует не только хищение акций, но и мошенничество при продаже минеральных удобрений. По данным прокуратуры, в 2000-2002 годах Ходорковский и Лебедев, руководя «Апатитом», продавали собственным зарубежным фирмам удобрения по заниженной цене, а те перепродавали удобрения на мировом рынке. Этими действиями, как говорится в деле, акционерам и предприятию был нанесен ущерб в 200 миллионов долларов. Из эпизода с «Апатитом» вытекает и обвинение в неисполнении решения суда. Несколько лет назад суд постановил вернуть акции государству. Однако фирма «Волна», приобретавшая их на деньги «Менатеп», на тот момент этими ценными бумагами уже не владела.

Второй эпизод касается подконтрольных «ЮКОСу» структур, зарегистрированных в городе Лесной Свердловской области. По данным прокуратуры, администрацией города были предоставлены налоговые льготы этим структурам, и через них производился сбыт нефтепродуктов «ЮКОСа». Налоги эти предприятия платили не живыми деньгами, а векселями НК «ЮКОС», и за 1999-2000 годы якобы уклонились от уплаты налогов на сумму свыше 17 миллиардов рублей (более 556 миллионов долларов). При этом, по данным прокуратуры, они получили в федеральном казначействе еще 13,5 миллиона долларов якобы переплаченных налогов.

Третий эпизод касается уплаты налогов Михаилом Ходорковским как частным лицом. В материалах прокуратуры указано, что в 1998-1999 годах Ходорковский уклонился от уплаты налогов на сумму 1,7 миллиона долларов, оформив заведомо подложные документы о том, что он якобы оказывал консультационные услуги иностранной компании и незаконно получил патент частного предпринимателя (такое же обвинение 20 октября было предъявлено президенту компании «ЮКОС-Москва» Василию Шахновскому).

От московского комсомольца до олигарха

 Сын инженера и химик по образованию Михаил Ходорковский родился в 1953 году. В 1987 году учредил при Фрунзенском райкоме комсомола Москвы центр «Менатеп», («Межотраслевые научно-технические программы»). По слухам, ввозил из-за рубежа поддельный коньяк «Наполеон» и фальшивую шведскую водку «Абсолют», разлитую в Польше, шил джинсы-варенки и «отмывал» партийные деньги. По официальной версии, «Менатеп» зарабатывал на внедрении технических изобретений и ввозе компьютеров. Внутри команды «Менатепа» якобы никто никому не изменял. Принцип этот выгодно отличал менатеповцев от большинства других олигархов, «кидавших» своих так же охотно, как чужих.

Организованный командой банк «Менатеп» получил часть чернобыльских денег и денег Москвы. Команда Ходорковского стала главным уполномоченным по ввозу в Россию кубинского сахара. Но это все мелочи. Подлинное могущество Ходорковский стал приобретать, как и все олигархи, в период приватизации. «Менатеп», без преувеличения, можно назвать первым инвестиционным банком в России. Михаил Ходорковский с упорством буйвола делал себя хозяином промышленной, а не банковской империи. В 1994-1995 годах ни один банк не окучивал промышленность с таким размахом и всеядностью. «Менатеп» покупает крупные пакеты АО «Апатит» и «Воскресенские минеральные удобрения», крупнейшего в России производителя чистой меди «Уралэлектромедь», Среднеуральского и Кировоградского медеплавильных заводов, Усть-Илимского лесопромышленного комбината, Красноярского металлургического, Волжского трубного, АО «Ависма», крупнейшего в России производителя титановой губки, - всего более ста предприятий.

Инвестиционные условия, которые «Менатеп» обещал выполнить при покупке этих предприятий, банк выполнять не торопился, и оттого многое потерял. Ходорковский внимательней отнесся бы к своей промышленной империи, если бы в 1995 году эпоха инвестиционных торгов, когда заводы покупали за обещания, не сменилась эпохой залоговых аукционов, на которых промышленность покупали за бюджетные средства. Банку представилась возможность забыть о текстиле, лесе, «пищевке» и получить сибирскую нефть.

В декабре 1995 года, в результате залогового аукциона и совмещенного с ним инвестиционного конкурса, Ходорковский получает 78 процентов «ЮКОСа» - второй по величине в России и четвертой в мире нефтяной компании.

При этом инвестиционная программа на 550 миллионов долларов, которую взял на себя обязательства выполнить «Юкос», при приватизации не выполнена до сих пор.

Подготовил Андрей ТИХОНОВ

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: