В депутатских комиссиях городского Совета идет обсуждение проекта бюджета на 2004 год, который был официально представлен мэром Новосибирска Владимиром Городецким 3 ноября. Напомним, что принятие его в первом чтении планируется 26 ноября, во втором - в середине декабря. Чтобы, по сложившейся в последнее время традиции, город встретил новый год с утвержденным бюджетом. Насколько полным будет наш общий кошелек в будущем году? Что все мы сможем себе позволить на складывающиеся в доходную часть миллиарды, миллионы и тысячи рублей? И откуда деньги возьмутся? На эти и другие вопросы отвечает сегодня директор департамента экономики и финансов мэрии Ольга Молчанова.
- Он планируется бездефицитным, как и в нынешнем году. И доходная, и расходная части составят 12 млрд 114 млн 244 тыс. рублей. Налоговые доходы увеличатся по сравнению с 2003 годом на 33,9%, неналоговые - на 18,2%.
- Все, как известно, познается в сравнении. Как изменился бюджет города за последние годы?
- По сравнению с нынешним годом доходная часть увеличивается на 28,2%. А за 5 последних лет доходы бюджета города выросли в 3,4 раза, в том числе неналоговые - в 6,7 раза. В 2004 году удельный вес неналоговых доходов увеличится в общей сумме всех доходов бюджета почти в 2 раза. Такой существенный рост - это результат целенаправленных усилий городской власти по развитию экономики и увеличению собственных доходов бюджета (инвентаризация имущества, дифференциация ставок арендной платы, увеличение площади муниципального нежилого фонда и др.) Доля налоговых доходов уменьшилась с 2000 года почти на четверть - с 81,9% до 61,8%. Основными источниками доходов бюджета по-прежнему остаются налоги: на доходы физических лиц (38%), на прибыль (8,9%), на имущество предприятий (7,5%). Неналоговые доходы составляют 16,4%, доходы от предпринимательской деятельности - 6,3%. Значительно - в 5 раз - увеличилась за эти годы доля безвозмездных перечислений из вышестоящих бюджетов: с 3% до 15,5%.
- Означает ли это, что Новосибирск не справляется самостоятельно с поиском средств на жизнь?
- Нет, не означает. Дотация, которую мы стали получать, - не признак слабости бюджета. Новосибирск был и остается донором для вышестоящих бюджетов. Статистика последних лет показывает, что налогов на территории Новосибирска собирается все больше, а в бюджете города остается все меньше. Доля города снизилась с 33,7% до 18,1%. Доля субъекта Федерации тоже снизилась, но не так резко. При этом доля налогов, поступающих в федеральный бюджет, возросла с 34,7% до 58,8%. Например, из собранных за 9 месяцев этого года на территории города 20 млрд рублей в бюджет Федерации перечислено 12 млрд, или 60%.
Дело в том, что в последние годы произошло перераспределение налоговых доходов между различными уровнями бюджета. Доля федерального бюджета увеличилась. Территориального, соответственно, - уменьшилась. В свое время за счет централизации НДС город недополучил свыше 200 млн, потери из-за отмены налога на содержание жилфонда и объектов соцсферы составили более 730 млн. В 2004 году отменяется налог с продаж и ряд местных налогов на общую сумму 550 млн рублей.
В действующих ценах |
В сопоставимых ценах |
Так что дотация, которая и должна компенсировать выпадение доходов, - это следствие изменения налогового законодательства и бюджетной политики государства. Но возвращается в город в виде дотации не более трети от того, что он перечисляет в вышестоящие бюджеты.
- А как изменились за последние годы динамика и структура расходов?
- Расходы бюджета за период с 2000 по 2004 годы выросли в 3,2 раза. Если сравнивать с текущим годом - на 12%. Наибольший удельный вес в расходах приходится на отрасли социальной сферы. в 2004 году, впервые за последние 10 лет, доля расходов на образование (27%) превысит долю расходов на ЖКХ (25%), в то время как все последние годы она достигала 33-39%.
- Озвученная на этот счет информация уже вызвала неоднозначную реакцию. Некоторые посчитали, что речь идет о сокращении расходов на отрасль ЖКХ: меньше будет ремонтироваться домов, уменьшатся субсидии и т.д.
- Это неверное толкование. Речь не идет об уменьшении средств на ремонт крыш и подъездов. Они, наоборот, увеличиваются. И адресная помощь в виде жилищных субсидий не только сохранится в полном объеме, но даже усилится. Дело в другом. Средства на предоставление льгот по законам о ветеранах и инвалидах (а это две крупнейшие категории льготников), которые с середины 90-х годов включались в расходы на ЖКХ, теперь будут учитываться по коду «социальная политика». Как это и должно быть, поскольку мы оказываем поддержку не отрасли, а конкретным людям. Таково требование федерального закона о бюджетной классификации, который муниципальные власти обязаны исполнять.
Отмечу, что в бюджете будущего года впервые коммунальные расходы по бюджетным учреждениям запланированы с учетом ожидаемого роста тарифов на тепловую и электрическую энергию. Никогда раньше эти расходы при формировании бюджета не индексировались.
- А можно ли назвать бюджет-2004 зарплатным?
- Наверняка бюджетников интересует: подрастут ли эти надбавки с нового года?
- Для работников бюджетной сферы уже с 1 октября этого года повышен фонд заработной платы, а не только тарифные ставки. То есть на 33% подрастет зарплата в целом. Кроме того, в 2004 году будут увеличены надбавки участковым уполномоченным милиции за сложность, муниципальные надбавки участковым врачам, ряд надбавок медикам за особые условия работы. К действующим надбавкам добавятся новые: сотрудникам патрульно-постовой и дорожно-патрульной службы - по 1 тысяче рублей в месяц. Вводятся доплаты за стаж работы на должности участкового. Будут получать надбавки сотрудники инспекции по делам несовершеннолетних.
Впервые в бюджете будущего года предусмотрено 10 млн рублей на приобретение путевок в санатории и дома отдыха для работающих в муниципальном секторе экономики. Никогда раньше такого не было. Мы взяли на себя эти расходы, поскольку от них отказался Фонд социального страхования. Точно так же взяли на себя и содержание детско-юношеских спортивных школ, а это 20 млн рублей в год. По той же причине бюджет города уже третий год оплачивает детские новогодние подарки.
- И во сколько обходятся конфетки?
- На одного человека - немного. А в масштабах города - 1 млн 750 тыс. рублей для детей из малообеспеченных семей, еще 3,5 млн - для детей работников муниципальной бюджетной сферы.
- Раз уж заговорили о детях: опекунские тоже увеличатся?
- Расходы на выплату муниципального пособия на опекаемых детей запланированы в сумме около 70 млн рублей. Эти пособия увеличатся в среднем в 1,6 раза - с 1818 рублей до 2956 рублей на одного ребенка.
- Актуальный в последние годы вопрос - тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Что ожидает горожан?
- В 2004 году сохранится уровень платежей населения на оплату жилищно-коммунальных услуг. Горожане по-прежнему будут оплачивать 70% их стоимости, хотя федеральные власти рекомендуют поднять эту планку до 90%. Сохранятся также субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг. На эти цели в бюджете города заложено около 445 млн рублей. Отмечу, что в Новосибирске условия для получения жилищной субсидии более щадящие. Горожане могут претендовать на нее, если доля собственных расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг превышает 12% совокупного семейного дохода. По федеральным рекомендациям эта планка выше - 22% . В Новосибирске будут действовать и все предусмотренные законодательством льготы. Мы также планируем оставить неизменными тарифы на проезд в городском общественном транспорте.
- Говорят, город живет, пока работают башенные краны. У частных строительных компаний они работают - это заметно. А каковы перспективы объектов, которые проходят по титулу управления капитального строительства мэрии?
- Наверняка добавляют проблем «развалюхи», которые передают городу ведомства.
- В числе передаваемых на баланс города есть даже дом, построенный в 1898 году. У него уже нет остаточной стоимости - она нулевая. Ведомства, и даже богатые, годами не приводили свое жилье в надлежащее состояние. В плохом техническом состоянии нам достались и дома военного ведомства. Кроме того, мы приняли за 5 лет на свой баланс 29 детских садов, 4 пионерских лагеря, 8 детских клубов и многое другое. Конечно, на их восстановление требуются огромные средства. Ведь изменились требования к объектам по теплоизоляции, энергообеспечению.
Сейчас, например, принимаем в муниципальную собственность недостроенный высотный корпус на территории 25-й медсанчасти. Какой там остался объем невыполненных работ - никто не знает. Потому что объект - бывшая федеральная собственность - был брошенным в течение долгого времени, там все разворовано. Чтобы достроить корпус и оснастить его оборудованием, потребуется не меньше 30 млн рублей - и то, если сделать все быстро, за год.
В здравоохранении много старых объектов, которые разрушаются и которые нужно капитально ремонтировать, реконструировать. Практически каждый год появляются незапланированные расходы на ремонт объектов образования. Уже в ходе работ на старых школах обнаруживаются скрытые дефекты, на устранение которых требуются дополнительные средства. Так было при проведении ремонта школ N 1 в Октябрьском районе и N 71 в Дзержинском. Фактически в этом году потрачено 67,7 млн рублей вместо запланированных 60-ти. Пришлось вносить изменения в бюджет. В будущем году расходы на капитальный ремонт школ увеличатся и составят около 99 млн рублей.
- Ольга Витальевна, а сколько денег вообще требуется Новосибирску для нормальной жизни? То есть, каким должен быть бюджет будущего года, если формировать его по нормативам бюджетной обеспеченности?
- Более 17 млрд рублей - на треть больше, чем заложено в проекте. И тем не менее в будущем году произойдет увеличение финансирования социально значимых расходов абсолютно во всех отраслях.
В образовании заложены средства на приобретение компьютеров, спортинвентаря, медоборудования для школ - 10,7 млн рублей. Запланированы средства на развитие библиотек - 1,2 млн рублей. В два раза увеличатся стипендии мэрии. На ремонт жилья малообеспеченных горожан предусмотрено 1,6 млн рублей. На благоустройство дворовых территорий в бюджете города закладывается 100 млн рублей - вдвое больше, чем в нынешнем году. Включены затраты на решение одной из самых больных проблем частного сектора - вывоз твердых бытовых отходов (3,5 млн рублей), на приобретение мусоровозов (15,8 млн рублей). Учтены затраты на обслуживание лифтового оборудования, текущий и капитальный ремонт жилищного фонда ТСЖ и ЖСК. На эти цели предусмотрено около 60 млн рублей - рост 56% по сравнению с 2003 годом. Продолжится газификация частного сектора, будет вестись телефонизация. Впервые в расходах бюджета предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 1 млн 200 тыс. рублей на реализацию программы «Развитие и поддержка малого предпринимательства в Новосибирске». И это только часть направлений социально-экономического развития, по которым можно судить, что жизнь в городе не останавливается.
- Говорить, что у нас денег не хватает ни на что, значит сознательно искажать реальную ситуацию. Горожане не могут не замечать, что с каждым годом меняется облик Новосибирска. Он становится все более благоустроенным, комфортным, улучшаются условия жизни для рядового горожанина.
- Вы о дорогах?
- Дело не только в дорогах, хотя их приведено в порядок как никогда в последние годы много. Главное - развивается экономика города, благодаря чему увеличиваются и поступления в бюджет, которые и идут на реализацию социальных программ. С 2000 года выпуск промышленной продукции в действующих ценах увеличился в 2,3 раза. Объем платных услуг - в 3,3 раза. Объем розничного товарооборота - в 2,4 раза. Инвестиции в основной капитал - в 2,2 раза. Это хорошая динамика.
У нас невысокий уровень безработицы - процент для такого города, как наш, совсем невелик. Растет официальная занятость населения. Растет среднемесячная заработная плата по городу: с 2000 года она увеличилась в 2,7 раза. При этом темп роста потребительских цен составил 1,6. То есть заработная плата, действительно, растет. Причем уменьшается разрыв по заработной плате между малыми и крупными, средними предприятиями. Сейчас на малых предприятиях она только на 21% ниже, чем в среднем по Новосибирску. А это значит, что постепенно идет легализация теневых оборотов. За последние 4 года в 2,6 раза увеличились пенсии, и это позитивно сказывается на повышении уровня жизни горожан. Имеет ли к этому отношение муниципалитет? Да. Поскольку мэрия, как работодатель, отчисляет средства за работающих на муниципальных предприятиях и организациях. Город дает и около 80% всех налоговых поступлений в консолидированный бюджет области.
- Сейчас, как известно, далеко не все функции, которые возложены на муниципалитеты, подкреплены финансированием. Например, реализация федерального закона о социальной защите инвалидов. Кстати, сколько их в Новосибирске?
- Более 90 тысяч человек - это почти 60% всех инвалидов, проживающих в Новосибирской области. Но мы лишь однажды получили на реализацию закона 3 млн рублей. Хотя, в соответствии с Бюджетным кодексом, вышестоящий уровень власти, принимая решение, ведущее к увеличению расходов, должен подкреплять его целевыми средствами.
- Муниципальные власти в регионах возлагали большие надежды на принятие нового закона об общих принципах организации местного самоуправления, который и должен был распределить полномочия и финансы между уровнями власти.
- Если система будет выстроена четко, как это обещано законом и как предусмотрено Бюджетным кодексом, и начнет работать, у города появится больше возможностей для развития.