Новосибирск 9.9 °C

Полпред дороги

20.11.2003 00:00:00

На вопрос, что нужно, чтобы стать хорошим машинистом,
Виктор Ильин отвечает просто: «Смотри вперед!»

Молодым, которые только начинают свой путь машиниста в Новосибирском локомотивном депо, стараются выбрать в наставники асов. Старший машинист Виктор Сергеевич Ильин один из таких. Тридцать два года на дороге. Начинал помощником машиниста грузовых поездов, затем машинистом, потом водил пассажирские, теперь вот уже без малого двадцать лет водит пригородные электропоезда.

Виктор Ильин готовится в очередной рейс. Фото Сергея ПЕРМИНА

 - Молодежь порой спрашивает, что нужно, чтобы стать хорошим машинистом. Сам когда-то приставал к своему наставнику с таким вопросом. Он отвечал просто: «Смотри вперед». Значит, не отвлекайся, следи за сигналами, чувствуй ответственность - людей везешь. Вот и я сейчас тоже говорю: «Смотри вперед!»

За три десятка лет ни одного случая нарушения безопасности движения. Как говорит Ильин, «Бог миловал». Поломки были, как без них. Не только люди - металл тоже устает. О мастерстве машиниста коллеги обычно судят по тому, как он выходит из нестандартных ситуаций. Был и экстраординарный случай. Однажды, ведя электропоезд на перегоне Иня-Восточная - Мочище, Виктор Сергеевич обнаружил разошедшиеся рельсы. «Рельсовая цепь в этом случае должна размыкаться, и на светофоре зажигается «красный». А тут рельс «ушел», а рельсовая цепь целая. Случись такое в темноте - быть беде. Но заметил. Все обошлось. Прав был мой наставник - «Смотри вперед!»

Но это только говорится так. На самом деле машинист электропоезда должен видеть все. Замешкалась бабуля со своими узлами, на платформе не оставишь. Летом особенно смотри в оба. Народу много, все спешат, торопятся. Последние два года, говорит Ильин, как за пригородные перевозки взялся «Экспресс-пригород», электрички немного разгрузились, расписание стало для людей удобней. В пиковые часы прицепляют дополнительные вагоны. А то, бывало, сразу от Новосибирска-Главного пассажиры в проходах стояли. Дорогу тоже всяк по-своему переносит. Кто-то в кроссворды углубится, займется разговором с соседями, чтоб время до своей станции скоротать, а кто-то по любому делу сразу в кабину к машинистам: «Запалился, мужики, водички не найдется?» Или: «У меня груза видал сколько? Ты мне вот тут, у дороги, останови!» Приходится втолковывать про расписание, места остановок, что электричка - не такси. Бывает, на станциях в ожидании электропоезда устраиваются посиделки прямо на рельсах. Особенно любят это делать ребятишки. Что им платформа, скамейки, когда хочется почувствовать движение приближающегося поезда. На секунду не отвлечешься. Зимой народу поменьше, опять с техникой проблемы - замерзают двери, наметает снег на подножки, порой холодновато в вагонах. И опять за все отвечает машинист. Он на электропоезде как полпред железной дороги. Что бы ни случилось, а должен обеспечить выполнение графика, безопасность движения и проезда пассажиров.

За этими сухими словами доскональное знание профиля пути, доведенная до автоматизма, как у Ильина, техника управления. Техническое состояние электропоезда тоже вопрос номер один. Свой «ЭР2-1230» Виктор Сергеевич получал новеньким, сверкающим свежей краской - только с завода. Теперь ему уже пятнадцать лет с лишним. По меркам локомотивщиков, считай, электропоезд-ветеран. Тем не менее, как говорят в депо, ильинский электропоезд один из лучших по техническому состоянию. Машинист-инструктор Николай Понуров считает это одной из заслуг Ильина: «Он одновременно и внимательный, и требовательный. Всегда поможет, подскажет. Сам проверит состояние техники не на раз». Виктор Сергеевич по этому поводу замечает кратко: «Просто народ в бригадах ответственный подобрался. Стараются. Случайных людей у нас нет. По молодым помощникам, как приходят в бригаду, сразу видно, будет ли из них толк. Одного пошлешь посмотреть по составу, все ли в порядке, он пройдет и ничего не увидит. Разве девочек симпатичных. Другой - по постороннему звуку, запаху сразу определит, где возможная неисправность. Мой помощник Алексей Скрипалев как раз из таких. Год работаем, а уже видно: машинист из него получится».

Железнодорожники часто говорят: «Дорога - это не место работы, это образ жизни». Ильин другой для себя не представляет: «Это же здорово, заниматься любимым делом, да тебе же еще за это деньги платят!» Старший сын Виктора Сергеевича Евгений тоже выбрал для себя дорогу. Начинал слесарем в депо, потом помощником машиниста, машинистом, сейчас после окончания Академии путей сообщения работает диспетчером управления дороги. «Так что дорога - это у нас семейное, - улыбается Ильин. - Младший, правда, увлечен другим - заканчивает архитектурную академию. А по мне лучшей работы, чем у машиниста, и нет». Он поглядывает на часы: пора готовиться к рейсу. Уже прощаясь, добавляет: «Кадровики вон пенсию оформляют: возраст подошел. Я отпуск-то без дороги едва пережил. Буду работать, пока смогу. Пока нужен».


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: