Новосибирск 0.9 °C

Рыбе капут?

27.11.2003 00:00:00

Гидрологические режимы Обского водохранилища
неблагоприятны для его подводных обитателей

 То, что произошло на водохранилище нынешней весной, специалисты без всякого преувеличения называют катастрофой. Когда сошел лед, сотни метров водной глади были полны плавающей кверху брюхом рыбы. Даже при ставшей привычной ежегодной гибели рыбы во время весенних сбросов воды из водохранилища это не укладывалось ни в какие рамки. По подсчетам ФГУ «Верхнеобьрыбвод», ущерб, нанесенный рыбным запасам, составил 35 млн рублей, а после привлечения экспертов - Томского НИИгосрыбцентра - удвоен до 70 млн рублей. Именно эта цифра фигурирует сейчас в иске ФГУ «Верхнеобьрыбвод» к «Верхне-Обскому водному объединению», рассматривающемся в Арбитражном суде. Защитники рыбы признают, что шансы выиграть дело минимальны, однако заявляют свою готовность идти вплоть до Высшего арбитражного суда.

Расчеты ущерба ставились под сомнение с самого начала, оспаривалась сама методика - она и устаревшая, и ведомственная (еще Министерства рыбного хозяйства 1974 года), и «нелегитимная» - не утвержденная Минюстом. Но другой на сегодня просто нет. Не были однозначно названы и причины гибели рыбы. Почти два месяца расследовавшая историю комиссия, созданная Департаментом государственного контроля и перспективного развития в сфере природопользования и охраны окружающей среды по Сибирскому федеральному округу, так и не пришла к конкретным выводам. В одном согласны все без исключения - гидрологические режимы водохранилища неблагоприятны для рыбных запасов. С каждым годом увеличивается количество мелководий, которые отчленяются от основного русла, отрезая рыбе путь к спасению. Причем из-за продолжающегося разрушения берегов и роста иловых наносов процесс отчленения нарастает даже при сохранении уровня мертвого объема (УМО). Что это такое, понятно без особых объяснений из самого названия. Если уровень воды в водохранилище оказывается ниже УМО, это ведет не только к негативным последствиям для рыбного стада, но и отрицательно сказывается на состоянии самой плотины. Для Новосибирского водохранилища отметка УМО - 108,5 м по Балтийской шкале.

Нынешней весной до этого уровня вода в водохранилище была спущена к 10 апреля. По прогнозам, к этому времени должна была прийти волна паводка, но вместо этого ударил мороз. А так как необходимо поддерживать уровень воды ниже плотины, чтобы нормально работали городские водозаборы, сбросы воды были вынуждены продолжать. В результате уровень воды в водохранилище упал на 17 см ниже УМО. Когда обнаружилась картина массовой гибели рыбы, говорили: «на целых 17 см», теперь говорят: «всего». В сравнении с грядущей весной нынешняя ситуация может показаться только «цветочками». Лето, как мы помним, было засушливым, не баловала дождями и осень.

- Сегодня уровень воды в водохранилище на метр ниже, чем на тот же период прошлого года, - говорит заместитель начальника Верхне-Обского водного объединения Николай Нечай. - Уже с 20 октября водозаборы «Горводоканала» работают на предельных отметках. Это делается, чтобы сэкономить воду в водохранилище. По прогнозу, в первом квартале 2004 года приточность составит только 80 процентов средней нормы на этот период. Очень вероятно, что может повториться ситуация 1998 года, когда водохранилище пришлось срабатывать на 1,3 м ниже уровня мертвого объема. Более того. Графиком, разработанным на основе гидропрогнозов, предусматривается самый критический уровень - 106,5 м. Дай Бог, если до такого не дойдем. В ноябре приточность была чуть выше прогнозируемой. По крайней мере, вопрос ограничения потребления воды абонентами пока не рассматривается.

Вода для города - не только исправно работающие краны в наших квартирах, но и свет, и тепло - фактически вся система жизнеобеспечения. Если уж здесь придется садиться на «паек», о рыбе, понятно, никто не вспомнит. Кроме разве тех, кому по должности положено эту рыбу охранять.

- Можно только предполагать, что произойдет при понижении уровня воды в водохранилище на два метра ниже УМО, когда при нынешних 17 сантиметрах отмечалась массовая гибель рыбы, - высказывает тревогу заместитель начальника ФГУ «Верхнеобьрыбвод» Евгений Упадышев. - Еще бы ничего, если бы спуск воды шел плавно, как это диктуется правилами эксплуатации водохранилища - не больше 5 сантиметров в сутки зимой и 10 сантиметров весной. В этом случае рыба успевает уйти на более глубокие участки. Но на ГЭС говорят, что обеспечить такую плавность сложно технически. Да и уровень ошибок гидрологов - 40 процентов - тоже не способствует плавности спуска воды.

Еще одна причина, заставляющая до последнего держать воду в водохранилище, - необходимость обеспечить водой населенные пункты верхнего бьефа, прежде всего Бердск. При строительстве ГЭС и водохранилища не последней целью была регулировка стока Оби - накапливать воду весенних паводков и осенних дождичков, а потом «развешивать» ее, чтоб хватило в маловодный период и «верхним», и «нижним». «Весы» поломали мы сами, когда в 70-х годах без счета черпали со дна Оби огромное количество песка для замыва поймы Каменки. В итоге обское русло просело, а городские водозаборы оказались в критических условиях. В ближайшее время с участием ученых МГУ должны начаться исследования гидрологов, которые должны ответить на вопрос, что же произошло с руслом за последние двадцать лет, и дать прогноз на последующие сорок. Параллельно начинается разработка технико-экономического обоснования для последующей модернизации городских водозаборов, которая обойдется в сотни миллионов рублей. В общем, сэкономили мы на обском песочке крепко.

Что касается прогнозов состояния рыбных запасов водохранилища, то делать их в ожидании грозящих водохранилищу катаклизмов - все равно, что считать деревья, когда лесной пожар уже приближается. Да и то, что мы до сих пор имели, особому энтузиазму не способствует. В 1998 году в Красную книгу занесен обской осетр. В 2000 году на водохранилище запрещен лов сетями из-за сокращения популяции судака. Срок запрета заканчивается в 2005 году, но специалисты уже сейчас говорят, что ограничения результатов не дали. Судака, которого в 1992 году выловили 97 тонн, в 2002 году было всего 27,2 тонны. Даже если еще столько же выбрали браконьеры, падение все равно почти в два раза. Но до запрета сетного лова все, кто ловит сетями, обязаны были ставить искусственные нерестилища. Число таких законопослушных организаций доходило до пятидесяти. Сейчас искусственные нерестилища ставит один Новосибирский рыбзавод. Самое время вспомнить слова любимого народом Михалыча из «Особенностей национальной рыбалки»: «Как-то все неуклюже получается».

Так что прогнозы состояния рыбных запасов будем составлять, когда переживем весну. Совсем не исключено, что вслед за осетром и щекастенький судачок станет для нас непозволительной роскошью. Когда речь идет о водоснабжении полуторамиллионного города, рыба в расчет уже не идет.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: