Новосибирск -0.6 °C

Архитектурный образ города

16.12.2003 00:00:00

Как он формируется?

 Сегодня этот вопрос задают себе многие архитекторы Новосибирска. Задает его себе и Геннадий Николаевич Туманик. Он - известный архитектор, преподаватель кафедры градостроительства Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии, профессор, член градостроительного совета мэрии.

Туманик давно живет и работает в Новосибирске, много лет отдал крупнейшему проектному институту «Новосибгражданпроект», пережил и период массового строительства многоэтажек, когда от архитектора требовалась только привязка проекта к местности; период отказа от индивидуального строительства, от всех так называемых архитектурных излишеств. И вот теперь, когда остались позади годы вынужденного бездействия, стал свидетелем архитектурного бума в градостроении.

Как грибы после дождя вырастают в центре высотные дома, один другого краше. 10-12-16 этажей, удовлетворяющие всем европейским стандартам и по архитектуре, и по качеству.

Так почему же «болит душа» у Туманика? Что беспокоит архитектора, участвующего в разработке многих градостроительных объектов, в том числе такого крупномасштабного, как проект детальной планировки центра?

Плану этому сегодня ни много ни мало тридцать с лишним лет. Тогда к его разработке были привлечены лучшие архитектурные силы Новосибирска: Б.А. Жеребятьев, А.А. Воловик, В.М. Галямов, Е.С. Нестеренок и многие другие известные специалисты, в том числе и Геннадий Николаевич, чей вклад в развитие города несомненен.

Сегодня многие положения плана, бесспорно, устарели, требуют корректировки. Но альтернативы ему до сих пор нет.

В проекте тридцатилетней давности ставилась главная задача: не ломать уже сложившийся образ города, а совершенствовать его, сохранить историческую преемственность в новой застройке.

Между тем сегодня Новосибирск, в том числе и центр, по мнению Геннадия Туманика, застраивается спонтанно, хаотично.

Новосибирск - город молодой. Тем большая ответственность лежит на архитекторе, чьей волей, умом и талантом он преображается. Ошибки нежелательны. Ошибки в архитектуре обходятся очень дорогой ценой. Исправить их практически невозможно.

Статья известного новосибирского архитектора носит дискуссионный характер. Геннадий Николаевич высказал свою точку зрения на сегодняшнюю ситуацию в архитектуре и градостроительстве Новосибирска. Наверное, на этот счет есть и другие мнения, другие оценки. Пишите, мы готовы познакомить с ними читателей «Вечерки».

Светлана ГРАЧЕВА,
заслуженный работник культуры

Не преступить опасную черту

Геннадий ТУМАНИК
Преемственность в формировании центра Новосибирска должна сохраняться

 Гармоничное развитие города, формирование полноценной городской среды не могут происходить сами собой. Между тем обозначившиеся тенденции саморазвития подошли к той опасной черте, за которой наступает полный хаос. И это уже проявляется в череде очевидных градостроительных ошибок и упущений. Разрушается многолетнее преемственное развитие Новосибирска, закрываются перспективы для формирования его целостного композиционно-пространственного построения.

В условиях мегаполиса, каким стал Новосибирск, важную роль играют высотные элементы застройки. Они выполняют не только художественную задачу, создавая силуэт городских районов и города в целом, они несут определенную информационную нагрузку, служат своеобразными ориентирами.

Роль таких ориентиров в русском городе на протяжении веков выполняли, как правило, многочисленные церкви, колокольни, башни монастырей и кремлевских комплексов. Их варварское разрушение в начале прошлого века резко снизило уровень архитектурно-пространственной организации старых городов, лишило их индивидуальности. Особенно катастрофично выглядел этот процесс в связи с последующей многоэтажной массовой индустриальной жилой и общественной застройкой, в том числе и в центральных зонах крупных городов.

Ярчайшим хрестоматийным примером подобной деградации является трансформация панорамы предвоенной Москвы. Масштабы потерь уже тогда воспринимались как национальная общекультурная трагедия. Не случайно была предпринята попытка восстановить, насколько это было возможным, характерные черты силуэта старой Москвы. В центральной части были возведены высотные здания с выразительным силуэтом. Сегодня уже невозможно представить столицу без этих семи высоток, построенных полвека назад. Центральную часть Санкт-Петербурга, к счастью, удалось сохранить. Шпиль Адмиралтейства, шпиль собора Петропавловской крепости, Исаакиевский собор продолжают и сегодня, как и много лет назад, активно работать в панораме города.

Что имеем - не храним

 У Новосибирска не столь древняя история. Ему всего сто с небольшим лет. Но что-то все-таки было построено и сохранилось. Сохранилась возведенная на рубеже XIX-XX веков Александро-Невская церковь. В окружении малоэтажной застройки она некоторое время сохраняла свое активное звучание. Однако последующее строительство на площади Свердлова, а особенно нового корпуса соседствующего лечебного учреждения (70-е годы ХХ века), в значительной степени снизили это звучание.

В 1909-1912 годах прошлого столетия в одноэтажном Новониколаевске по проектам выдающегося архитектора А. Д. Крячкова были построены здания, которые и сегодня являются украшением города. Большая их часть сосредоточена в центре: дом Госучреждений (теперь - Архитектурно-художественная академия), Госбанк, Госторг (ныне - консерватория), реальное училище (областная детская больница), школы, стоквартирный дом на площади Свердлова... Все эти здания решали и решают не только социальные задачи, но и активно работают на совершенствование архитектурно-пространственных, силуэтных характеристик рядовой городской застройки.

Исследователь истории градостроительства Новосибирска 1893-1945 годов С. Н. Баландин писал о школах, построенных по проектам Крячкова: «...со своими живописными силуэтами, ярким цветовым (красно-белым) строем, более крупным, по сравнению с преобладающей городской одноэтажной деревянной застройкой, масштабом, контрастно выделялись в общей панораме города, привлекая к себе внимание. Они придавали некоторое стилевое единство городской архитектуре, еще не имеющей устойчивых традиций».

Сегодня о стилевом единстве забыто.

На протяжении длительного времени в панораме города активную роль играло здание Театра оперы и балета. Еще полтора-два десятка лет назад сохранялся контраст гигантской глыбы театра по отношению к прилегающей малоэтажной застройке в районе улиц Серебренниковской и Каменской. Этот контраст было решено сохранить. Однако в последующие годы не только уплотнялась застройка кварталов между улицами Каменской и Серебренниковской, но и непосредственно по соседству со зданием театра. Так, выросший на улице Депутатской башенный объем разрушил преемственность в формировании ансамбля площади Ленина. Театр утратил свою доминирующую высоту.

Другой пример. Еще в 60-е годы прошлого столетия делались предложения по размещению высотной гостиницы (более 20 этажей) в комплексе зданий у бывшего Дома книги. В то время хватило благоразумия отказаться от этой идеи. Высотная гостиница нашла себе достойное место в ансамбле площади Гарина-Михайловского.

В левобережной части первые высотные здания предполагалось возвести в районе водонапорной башни. Именно в районе «Башни» начали строить первую здесь высотную гостиницу как элемент формируемого комплекса площади Маркса. Вскоре работы были прекращены, здание «заморозили». И только сейчас, спустя двадцать с лишним лет, дело, кажется, сдвинулось с мертвой точки.

Что дальше?

 Впервые стратегические задачи формирования городских панорам, в том числе его центральной части, были поставлены в 70-х годах прошлого столетия.

Программным документом, наметившим систему высотного решения застройки центра, явился проект его детальной планировки. Работа охватывала площадь в 2,5 тысячи гектаров. Появилась, наконец, возможность проанализировать и выявить ключевые места под строительство здесь будущих высотных сооружений.

Важнейшей задачей проекта стало планировочное и композиционно-пространственное построение центра крупного сибирского города, расположенного на берегах крупной реки. Именно центр в большей степени, чем какие-либо другие элементы города, обеспечивает преемственность в градостроении.

Но сегодня процесс реконструкции центральной части города происходит, к сожалению, спонтанно. Вот в историческом квартале по улице Коммунистической выросло новое высотное здание. Известно, что любые фрагментарные разработки будут логичны и застрахованы от градостроительных просчетов, если они опираются на общие решения и развивают их. В данном случае мы имеем типичный, а точнее сказать, уже с учетом последствий этого строительства, чрезвычайный случай прямого нарушения градостроительной дисциплины.

По проекту детальной планировки центра особую важность приобретала ось Красный проспект - улица Кирова. Именно эту ось предлагалось усилить различными средствами архитектурно-пространственной композиции, в том числе высотными элементами застройки. Проходила эта ось по водораздельным отметкам рельефа. Фрагмент южной части Красного проспекта от улицы Горького до железнодорожного путепровода сохранялся практически без изменений. Именно этот участок главной улицы насыщен наиболее интересными и ценными памятниками архитектуры и истории, и активное вторжение современной застройки могло бы только навредить.

Конечно, проект детальной планировки центра Новосибирска, о котором идет речь, требует корректировки, во многом он устарел. Но основные его положения не потеряли своего значения, они актуальны и сегодня.

Окончание в следующем номере


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: