Новосибирск 3.9 °C

На то и ревизор в электричке, чтоб пассажир спокойно дремал

18.12.2003 00:00:00

Контролеры-ревизоры Татьяна Кошелева и Ольга Герасимова: «Пожалуйста, ваш билетик!» Фото Сергея ПЕРМИНА

 С появлением ревизоров в электричке сразу обнаруживаются свободные места. Все «зайцы» моментально срываются в соседний вагон или несутся к выходу. Хотя, как признают в ревизорской службе компании «Экспресс-пригород», безбилетных пассажиров в последние годы стало существенно меньше. И народ от стыда подальше старается приобретать билет, и сама система посадки в пригородные электропоезда строится так, чтобы сделать это без билета было невозможно, во всяком случае, очень трудно. На вокзале Новосибирск-Главный билеты у пассажиров электричек проверяют прямо на спуске с переходного моста, на «Речном вокзале» безбилетников отсеивает турникетный комплекс. С другой стороны, существует масса способов сэкономить время и деньги, покупая билеты выходного или буднего дня. Тем не менее желающих воспользоваться электричкой бесплатно, увы, еще достаточно. Другая лазейка для «зайцев» - купить билет поближе, а проехать подальше. Зимой с закрытием касс на некоторых остановочных платформах появилась еще одна отговорка у безбилетников - «негде было купить билет». Можно это, конечно, сделать и в электричке.

- Контролер-ревизор билет вам продаст, но возьмет за это комиссионный сбор - 10 рублей, - объясняет начальник ревизорской службы «Экспресс-пригорода» Владислав Дадыкин. - Новая стоимость комиссионного сбора установлена с 20 ноября - чтобы пассажиры, следующие на станцию, где зимой не работает касса, старались приобрести билет «туда и обратно». Если же касса на вашей станции действует, безбилетный проезд придется оплачивать полностью - 116 рублей. Оплата безбилетного проезда должна быть такой, чтобы побудить пассажира в следующий раз в расчете с железной дорогой быть честным. Это, кстати, и для нервов спокойней, и на порядок дешевле. Проездной билет буднего дня до 4-й зоны, например, стоит всего 135 рублей - курсируй с понедельника до четверга целый месяц.

Что бывает, когда ревизор сталкивается с безбилетником, рассказывать никому не надо. Кто-то без слов достает нужную сумму, кто-то растерянно начинает хлопать себя по карманам, показывая отсутствие наличности - забыл, потерял, истратился до копеечки. Принципиальные безбилетники пытаются подсунуть старый проездной, чужое или просроченное льготное удостоверение, а когда номер не проходит, разражаются бурей. От слез до ругани. Сравнение ревизоров с «врагами народа» порой бывает самое нежное. Хорошо, если ревизорскую бригаду сопровождает сотрудник линейного отделения милиции, но даже и в одиночку человеку в форме железнодорожника полагается при этом оставаться корректным и выдержанным. Совсем не случайно при приеме на работу будущие ревизоры проходят серию психологических тестов, проверяющих на стрессоустойчивость, коммуникабельность, умение ладить с людьми. Ревизор и сам должен быть психологом. Как говорят в ревизорской службе, опытные ревизоры, только окинув взглядом вагон, сразу видят своих возможных «клиентов». Но и для молодых, и для работников с опытом систематически проводятся занятия с психологом - как вести себя, чтобы избежать конфликта, как выйти из напряженной ситуации, когда достаточно только побеседовать, и для пассажира эта поездка без билета будет последней, а когда необходимо настоять на инструкции.

Ревизор должен быть подкован на все сто. В поезде он не только осуществляет контроль оплаты, но и следит за соблюдением правил проезда. Тут тонкостей тоже, оказывается, предостаточно. Крупных собак, например, нужно провозить в тамбуре и только в намордниках, кроме...боксеров. На их приплюснутые морды намордников еще не придумали. На собак, как и на мурок и васек, тоже должен приобретаться билет. Петь в вагоне, оказывается, правилами не возбраняется, если, конечно, пассажиры не возражают. А зарабатывать пением нельзя. Оплаченное разрешение должно быть у продавцов газет, напитков, мороженого, всего, чем торгуют сегодня в вагонах.

Обязанности ревизоров, как видите, достаточно широки, а условия работы весьма суровы. Есть и своя ревизорская «школа». Стажеров ставят к самым опытным, таким, как Ольга Петровна Герасимова, Елена Дмитриевна Жарикова, Валентина Петровна Дружинина. Начинающие на ревизорском поприще учатся у них не только как выйти из конфликтной ситуации, но и как до конфликта не допустить, чтоб при этом едущий без билета пассажир оплатил проезд и даже сделал это с облегчением. Да и кто будет конфликтовать в ответ на обезоруживающее обращение ревизора: «Я, конечно, понимаю, что такое случилось с вами впервые...» Тут оплатишь и комиссионный сбор, и бесплатный проезд. С теми, для кого человек с билетопечатающей машинкой «враг народа», разговор у ревизоров, естественно, другой. Главное, как говорят в ревизорской службе, чтобы человек сделал выводы и, оплатив безбилетный проезд, больше уже не садился в вагон без билета. И еще, мечтают здесь, должно когда-то наступить время, когда безбилетников не будет. А вот ревизоры останутся. Как в Германии, шутя пояснили мне: «Там ревизору надо только пройти по вагону в папахе и мундире с шевронами. И важно кивать в ответ на предъявляемые билеты. Безбилетников нет. Если уж законопослушным немцам для порядка нужен ревизор, нам на наш век работы хватит».


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: