Новосибирск 1.1 °C

Официально от 26.12.2003 о Программе содействия занятости населения

26.12.2003 00:00:00

О Программе содействия занятости населения
в г. Новосибирске на 2004 - 2006 годы

Решение городского Совета от 17.09.2003 N 293

 Рассмотрев представленную департаментом промышленности, науки и технологий Программу содействия занятости населения в г. Новосибирске на 2004 - 2006 годы, в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом города Новосибирска городской Совет РЕШИЛ:

1. Принять Программу содействия занятости населения в г. Новосибирске на 2004 - 2006 годы (приложение).

2. Решение вступает в силу со дня опубликования.

3. Опубликовать решение в газете «Вечерний Новосибирск».

4. Контроль за исполнением решения возложить на председателя постоянной комиссии городского Совета по промышленности и науке Соболева А.К.

Глава городского самоуправления
В.Ф. ГОРОДЕЦКИЙ

Приложение
к решению городского Совета
от 17.09.2003 N 293

ПРОГРАММА
содействия занятости населения
в г. Новосибирске на 2004 - 2006 годы

Паспорт программы

Наименование программыПрограмма содействия занятости населения г. Новосибирска на 2004-2006 годы
Заказчик программыДепартамент промышленности, науки и технологий мэрии
Руководитель программыЗаместитель мэра - директор департамента промышленности, науки и технологий мэрии
Основные разработчики программыКомитет по труду и занятости населения мэрии (КТЗН),
государственное учреждение "Новосибирский городской центр занятости населения" (НГЦЗН)
Цель Создание условий для эффективного развития рынка труда, оперативно обеспечивающего работодателей необходимой рабочей силой, а граждан, ищущих работу, соответствующей работой, позволяющей за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень потребления
ЗадачиРасширение масштабов работы по профессиональной ориентации, социально-трудовой адаптации и содействию занятости молодежи;
привлечение молодежи в реальный сектор экономики;
повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
снижение несоответствия спроса и предложения на рынке труда;
развитие системы переобучения, переподготовки кадров; оказание поддержки в развитии малого бизнеса, индивидуального предпринимательства;
координация деятельности хозяйствующих субъектов и обучающих структур по подготовке специалистов;
развитие механизмов социального партнерства на рынке труда; улучшение качества рабочей среды;
развитие инфраструктуры и информационной поддержки городского рынка труда
Сроки реализации2004 - 2006 годы
ИсполнителиКТЗН, муниципальное учреждение "Молодежный центр труда", НГЦЗН (по согласованию), комитет по делам молодежи мэрии, управление образованием мэрии, Союз руководителей предприятий и работодателей (далее по тексту - Союз работодателей) (по согласованию), Федерация профсоюзов Новосибирской области (по согласованию)
Объемы и источники финансирования2004 год:
бюджет города - 2872,0 тыс. рублей;
привлеченные средства на договорной основе: НГЦЗН - 13052,7 тыс. рублей**; средства работодателей - 4287,9 тыс. рублей.
2005 год:
бюджет города - 3004,0 тыс. рублей*;
привлеченные средства на договорной основе НГЦЗН - 14240,5 тыс. рублей**;
средства работодателей - 4679,7 тыс. рублей.
2006 год:
бюджет города - 3234,0 тыс. рублей*;
привлеченные средства на договорной основе: НГЦЗН - 15365,7 тыс. рублей**;
средства работодателей - 5108,7 тыс. рублей.
Суммарные затраты на реализацию мероприятий программы составляют 65845,2 тыс. рублей, в том числе:
в 2004 году - 20212,6 тыс. рублей,
в 2005 году - 21924,2 тыс. рублей,
в 2006 году - 23708,4 тыс. рублей
Ожидаемые результаты реализации программы Реализация программы в течение 2004-2006 годов позволит:
получить не менее 40,0 млн рублей ежегодно в виде поступлений в бюджет города от подоходного налога трудоустроенных;
провести профориентационную работу с 76,5 тыс. человек;
организовать общественные работы для 900 человек ежегодно;
трудоустроить на временные работы 3900 несовершеннолетних граждан ежегодно;
сократить период трудоустройства молодых граждан, не занятых в экономике;
организовать профессиональное обучение по профессиям, конкурентоспособным на рынке труда 6624 безработных граждан.

Примечания: * - объем финансирования уточняется ежегодно после принятия бюджета города;
** - объем финансирования уточняется ежегодно после принятия федерального бюджета.

1. Общие положения

 Программа содействия занятости населения г. Новосибирска на 2004 - 2006 годы (далее по тексту - программа) разработана в соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и Концепцией действий на рынке труда на 2003 - 2005 годы, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2003 N 568-р.

Программа разработана на основе анализа основных тенденций в сфере занятости населения, прогноза социально-экономического развития г. Новосибирска на среднесрочную перспективу.

Программа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на создание условий для развития эффективного рынка труда, оперативно обеспечивающего граждан работой, а работодателей необходимой рабочей силой. Программа в большей степени ориентирована на обеспечение занятости молодежи, ее профессиональную ориентацию и адаптацию к трудовой деятельности.

Реализация программы предполагает тесное взаимодействие между мэрией, службой занятости, предприятиями и организациями города, другими субъектами рынка труда.

2. Анализ ситуации в сфере занятости

 2.1. Демографическая ситуация

Основными тенденциями, характеризующими демографическую ситуацию в городе, являются:

естественная убыль населения (с 1991 года ежегодное уменьшение численности населения составляло от 1 до 6 тыс. человек);

отсутствие миграционного прироста (официально регистрируемый последнее десятилетие ежегодный миграционный прирост, частично компенсировавший убыль населения, в 2002 году прекратился и сформировался отрицательный миграционный баланс - 1843 чел.);

высокий уровень смертности населения в трудоспособном возрасте вследствие заболеваний и травматизма;

«старение» населения (сокращение численности детей и подростков в возрасте до 15 лет и увеличение численности населения старше трудоспособного возраста, сокращение доли младших возрастных когорт в численности экономически активного населения).

По результатам переписи в 2002 году население в г. Новосибирске составляло 1423,2 тыс. человек. Численность населения трудоспособного возраста на 01.01.2003 увеличилась на 0,1% и составила 846380 человек. Начиная с 2006 года прогнозируется резкое сокращение трудоспособного населения вследствие сокращения рождаемости в начале

90-х и массового выхода на пенсию лиц, рожденных в послевоенные годы.

2.2. Занятость и рынок труда

С 1995 по 1999 год численность занятых в экономике сократилась на 20 %. Начиная с 2000 года наблюдается увеличение занятых в экономике. На 01.01.2003 в экономике занято 614,4 тыс. человек (на 01.01.2002 - 612,0 тыс. человек).

Отраслевая структура занятых по сравнению с 2001 годом не претерпела существенных изменений: наибольшее количество работающих занято в промышленности (22,1 %), торговле (20,3%) и бюджетных отраслях - образовании, здравоохранении (16,3 %).

Количество вакантных рабочих мест по данным государственного учреждения «Новосибирский городской центр занятости населения» (далее по тексту - НГЦЗН) на 01.07.2003 составило 13610. Реально количество вакансий на 25 - 30 % больше. Численность официально зарегистрированных безработных на 01.07.2003 составила 6631 человек (на 7 % больше, чем за соответствующий период 2002 года). Уровень регистрируемой безработицы составил 0,79 % от численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте.

К ключевым проблемам в сфере занятости населения относятся:

1. Несбалансированность спроса и предложения рабочей силы. В структуре безработных преобладают люди с высшим и среднеспециальным образованием (64 %), спрос предъявляется в основном на рабочие специальности (74,4 % от общего количества заявленных вакансий).

2. Ухудшение качественных характеристик системы рабочих мест. Физическая и моральная изношенность основных фондов ведет к увеличению числа непрестижных рабочих мест и увеличению доли рабочих мест с неблагоприятными условиями труда.

3. Низкий социальный потенциал подавляющего числа вакантных рабочих мест -низкая заработная плата, стабильность рабочего места, возможности профессионального роста и т. п.

4. Неадаптированность профессионального образования к потребностям экономики. Сокращение начального профессионального образования перекрывается ростом высшего образования. Значительные диспропорции связаны с растущими масштабами подготовки специалистов экономики и управления, выпуск которых за 90-е годы увеличился с 31 до 71 %.

5. Значительные масштабы занятости населения в неформальном секторе экономики. Под неконтролируемые сферы деятельности попадают трудовые отношения частично в торговле, бытовых услугах, транспорте, строительстве. По оценкам специалистов здесь занято 16-18 % трудоспособного населения в трудоспособном возрасте.

6. Сложность трудоустройства отдельных социально-демографических групп населения (женщин, молодежи и т. д.). В ближайшие годы проблема занятости женщин будет усиливаться. При общем сокращении численности населения численность женщин трудоспособного возраста до 2005 года будет возрастать, что значительно увеличит предложение женской рабочей силы на рынке труда.

7. Сокращение работников в активном рабочем возрасте. За период реформ с промышленных предприятий города ушли работники преимущественно активного рабочего возраста (30 - 45 лет), вместе с тем притока молодежи не происходит. Трудовые коллективы промышленных предприятий имеют большую долю работающих пенсионеров.

Привлечение кадров в сферу материального производства возможно либо путем ввоза иностранных рабочих, либо привлечения молодежи.

2.3. Молодежь на рынке труда

Молодежный рынок труда характеризуется следующими диспропорциями:

1. Несоответствие социальных и профессиональных ориентаций молодежи, с одной стороны, и потребностей организаций города в рабочей силе, с другой.

В системе профессиональных предпочтений молодежи сохраняется устойчивая ориентация на профессии финансистов, юристов и другие профессии нематериальной сферы. Крайне низка ориентация молодежи на работу в промышленности, науке, образовании.

Резко возросла ориентация школьников на получение высшего образования (более 80 % выпускников школ). Получение высшего образования не гарантирует трудоустройства. Среди безработных, зарегистрированных в НГЦЗН, каждый четвертый - в возрасте до 30 лет, из них более 30 % имеют высшее профессиональное образование.

Каждый второй выпускник школы осуществляет выбор профессии и учебного заведения случайным образом, что впоследствии отрицательно сказывается на удовлетворенности выбором профессии и намерением работать по специальности. Менее всего выпускники вузов и ссузов намерены работать по профессиям промышленности и образования. В ближайшие годы образование перейдет в разряд трудодефицитных отраслей.

Приоритетными требованиями выпускников всех типов учебных заведений при устройстве на работу являются высокая заработная плата (75 % выпускников), хорошие условия труда (63 %), хороший коллектив (57 %). До 70 % выпускников учебных заведений готовы пожертвовать полученной специальностью, если предложенная работа будет удовлетворять их с точки зрения зарплаты.

2. Низкая доля молодых людей, занятых в легальной экономике (по оценкам специалистов - 15 % от численности занятых), и высокая - в теневом сегменте экономики (до 40 % занятых - молодежь в возрасте до 30 лет). Доля молодежи, работающей в промышленности, образовании, науке за последние 10 лет упала в 1,5 - 3 раза. Рост доли занятой молодежи отмечается в тех отраслях, которые коммерциализированы в большей степени (торговля, транспорт, финансы и кредит).

3. Неготовность молодежи к активным действиям на рынке труда, начиная от поиска работы и завершая защитой своих трудовых прав.

По оценкам специалистов, не менее трети выпускников всех видов профессиональных учебных заведений в первые полгода после выпуска остаются не трудоустроены. В условиях отсутствия работы от 24 до 74 % не готовы к активным действиям на рынке труда. Способы поиска работы среди молодежи традиционны - семейно-родственные связи (59%), обращение в службу занятости (34,8 %), личные обращения к работодателю (29,6 %).

4. Недостаточная осведомленность молодежи как потенциальных работников о конъюнктуре рынка труда, современных требованиях к рабочей силе, правилах поведения на рынке труда, своих персональных возможностях усугубляет положение на молодежном рынке труда.

Анализ ситуации в сфере занятости населения показывает, что основной проблемой на рынке труда в ближайшей перспективе остается дефицит кадров, более остро проявляющийся в реальном секторе экономики и наиболее характерный для профессий и специальностей, требующих высокой квалификации.

3. Основные направления содействия занятости населения

 Решение проблемы дефицита кадров в производственных отраслях видится в повышении качественной составляющей рабочей силы, привлечении молодежи в производственную сферу экономики и улучшении возрастной структуры работающего персонала, усилении мотивации труда, росте социальной привлекательности предприятий.

Мероприятия программы разработаны по следующим направлениям:

1. Организационно-правовые мероприятия:

совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам труда и занятости населения;

проведение мониторинга трудовой сферы и рынка труда;

разработка краткосрочного прогноза развития рынка труда;

проведение исследований по проблемам занятости.

2. Содействие занятости населения:

расширение информационного банка вакансий и соискателей;

формирование информационного банка вакансий «Работа на полдня»;

совершенствование организации общественных работ с учетом запросов граждан, потребностей работодателей и необходимости решения социальных проблем, имеющих городское значение;

содействие в организации предпринимательской деятельности посредством организационно-методической поддержки предпринимателей и граждан, решивших создать собственное дело.

3. Профессиональная ориентация:

оказание профориентационных услуг населению;

расширение профориентационной деятельности муниципального учреждения «Молодежный центр труда» (далее по тексту - МЦТ), создание на его базе комплекса школ и служб, обеспечивающих решение задач личностного, социального и профессионального самоопределения и становления, начиная со школы раннего развития детей (1,5 - 6 лет) до системы повышения профессиональной успешности (более 23 лет). Предполагается, что профориентационная деятельность будет осуществляться психологической, кадровой службами и службой профессионального и социального самоопределения;

пропаганда положительного имиджа профессий сферы материального производства и образования, проведение конкурсов профессионального мастерства.

4. Социально-трудовая адаптация молодежи:

организация временного трудоустройства подростков;

организация студенческих отрядов;

обеспечение практики студентов в организациях города;

организация профессионального обучения.

5. Совершенствование системы социального партнерства - формирование привлекательных для молодежи экономических и социальных условий труда и быта в организациях города.

6. Информационное обеспечение программы:

информирование населения и работодателей о положении на рынке труда города, услугах МЦТ и НГЦЗН;

предоставление населению консультационных услуг по вопросам труда и занятости;

издание тематических газет, создание веб-сайта «Кадровый потенциал Новосибирска».

4. Финансовое обеспечение программы

 Основными финансовыми источниками в реализации мероприятий программы являются средства федерального бюджета, бюджета города, внебюджетные средства. Суммарные затраты на реализацию мероприятий в 2004 году составят:

бюджет города - 2872,0 тыс. рублей;

привлеченные средства на договорной основе:

средства НГЦЗН - 13052,7 тыс. рублей;

средства работодателей - 4287,9 тыс. рублей.

В 2005 году составят:

бюджет города - 3004,0 тыс. рублей;

привлеченные средства на договорной основе:

средства НГЦЗН - 14240,5 тыс. рублей;

средства работодателей - 4679,7 тыс. рублей.

В 2006 году составят:

бюджет города - 3234,0 тыс. рублей;

привлеченные средства на договорной основе:

средства НГЦЗН - 15365,7 тыс. рублей;

средства работодателей - 5108,0 тыс. рублей.

5. Контроль за ходом реализации программы

 Координацию выполнения мероприятий, предусмотренных настоящей программой, осуществляет координационный комитет содействия занятости населения города.

Контроль за ходом реализации программы осуществляет комитет по труду и занятости населения мэрии.

Ход выполнения программы периодически рассматривается на заседаниях координационного комитета содействия занятости населения города.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: