Новосибирск 3.3 °C

Елена Проклова: «Кино лишило меня детств а, но подарило прекрасную жизнь»

26.12.2003 00:00:00

Накануне Нового года в киноцентре «Синема» состоялась творческая встреча киноактрисы Елены Прокловой с новосибирцами.

Фото Сергея ПЕРМИНА
 Во время Рождественского фестиваля руководству «Новосибирсккиновидеопроката» удалось уговорить актрису встретиться и с теми зрителями, которые не попали на спектакли с ее участием. Это уже не первый проект киноцентра «Синема», когда зрители могут общаться со своими кумирами не через экран, а напрямую. За последний год состоялось три подобных встречи - с Алексеем Гуськовым, исполнительницами главных ролей в последнем фильме Станислава Говорухина «Благословите женщину» и участниками кинофестиваля «Сибирью Россия сильна» - Инной Макаровой, Аристархом Ливановым, Светланой Тома, Никитой Джигурдой и Борисом Галкиным. Давно забытая форма общения со знаменитыми актерами не потеряла своей актуальности, и новосибирцы свои выходные и праздничные дни с удовольствием тратили на живое общение со своими кумирами.

Но живого общения со зрителями не получилось. Это скорее был монолог актрисы и женщины. Впрочем, никто об этом не жалел. Когда Елена Ивановна почти через 40 минут рассказов о себе вдруг спросила нас: «Ой, а что это я все говорю-говорю? Может, вам и неинтересно вовсе? Вы прерывайте, если что, и задавайте те вопросы, которые вам интересны», зал дружно замахал руками и хором закричал: «Говорите, говорите. Нам все интересно!» Так и проговорила любимая россиянами актриса почти два часа.

Как кино испортило мне детство

Елена Проклова в фильме «Единственная»
 - У меня в кино с самого рождения был «блат». Мой дедушка - Виктор Тимофеевич - начинал как актер. Его могут помнить по роли боксера Мухи в фильме «Боксер». Но актерская судьба не сложилась, и он работал вторым помощником режиссера. А эта должность - самая «собачья». Вовремя не приехал актер - виноват помощник режиссера, пропала часть реквизита - виноват он же, и т.д. Дедушка приходил с работы злой и уставший и рассказывал о кино только негативное. Поэтому когда Александр Митта стал искать для своего первого самостоятельного фильма «Звонят, откройте дверь» девочку на роль главной героини, обо мне даже и не подумал никто. Но, видимо, режиссер настолько уже представлял себе, как должна выглядеть главная героиня, что одну за другой «отбраковал»... одиннадцать тысяч девочек! Весь этот период я продолжала приходить к дедушке на работу, делала там уроки, была для всех своей. И он меня по-родственному попросил выучить текст второй героини, чтобы на пробах вести диалог с очередной претенденткой, а не искать еще одиннадцать тысяч девочек на роль одноклассницы. На одном из просмотров отснятого материала Митта вдруг «увидел» меня. И понял, что я и есть лучший кандидат.

Но как только меня утвердили на роль, в первый день съемок я встала с раздутой щекой от свинки. Пришлось все отложить. Я плакала, а дедушка ходил вокруг и приговаривал: «Какое счастье! Хоть ей жизнь не искалечат!» Только я выздоровела и вновь назначили день съемок, я проснулась со второй раздутой щекой. Сроки поджимали, и на Митту начали «давить» из Госкино, хозяйство-то было плановое. И тут он всех шокировал своим заявлением: «Или снимается Проклова, или я отказываюсь от этого фильма».

С этого дня детство мое кончилось. Я была «своя», и со мной обращались как со взрослой, приходилось работать по 8 часов, сниматься при 25-градусном морозе, а после откисать в горячей ванне и бежать поздно вечером к своим учителям. Я больше не училась в школе, сдавала экзамены экстерном, и очень жалею, что у меня нет воспоминаний о совместных походах, о выпускном вечере. Ну что ж, зато я получила прекрасную возможность прожить такую интересную жизнь.

Сейчас, когда я слышу отзывы школьных учителей моей младшей 9-летней Полины, да и сама вижу, что она ленится учиться, что для нее перемены интереснее уроков, я ее не наказываю. Попыталась один раз и услышала в ответ: «Мама, дай мне пожить в детстве!» И тут же вспоминаю свое детство, которого не было.

Любите ли вы театр так,
как не люблю его я?

 - Меня часто спрашивают, почему я не вернусь работать в театр. Хотя бы в тот же МХАТ. И я всегда отвечаю, что нынешний театр настолько отличается от того, к чему я привыкла, что я просто не могу принимать такие условия работы. То, что предлагают, чаще всего честнее было бы называть антрепризой и отдавать себе отчет в том, что это уже не высокое искусство.

Знаете, иной раз ловлю себя на мысли, что я ощущаю себя бабушкой российского кинематографа. 35 лет в кино, 25 лет в театре. Начинала-то я с Яншиным, Кторовым, Тарасовой - легендарные фамилии и легендарные актеры.

Как после этого относиться к театру как к бизнесу? Предложения пока поступают. Я всегда с интересом иду на переговоры. Все думаю, а вдруг в этот раз что-то хорошее предложат. Но... Даже преподавать в школе-студии МХАТа я отказываюсь. Как я могу учить тому, во что сама не верю?

Героем можешь ты не стать,
но человеком быть обязан...

 - Как я попала в «Последний герой-3»? Очень просто. Мне позвонил Константин Эрнст. Я в это время как обычно возилась со своей зеленью, пересаживала очередной цветок. И так с руками в земле взяла трубку, и как только он начал говорить о том, что есть задумка пригласить не только простых людей, но и звезд, я сразу сказала: «Я согласна, когда вылетать?» Это был подарок судьбы. Ведь актера знают и любят только с одной стороны - через роли. А как отнесутся зрители ко мне как к Елене Прокловой. К моим 50 годам у меня накопилась масса заблуждений о самой себе. И о том, как я выгляжу, и о том, как ко мне относятся. Всегда кажется, что ты еще ого-го, а ты уже эге-ге. Так хотелось проверить, любят ли тебя, и за что.

Но удалось не только это. Когда мы гребли до острова 7 часов без передыху против течения, все уже началось - и нытье («Ах, как я потом этими руками буду на гитаре играть!»), и попытки отлынивать («А давайте мы из лодки вылезем, прицепимся сзади и будем ногами болтать, вам помогать») и многое другое. А я как лет тридцать скинула. Мне же так и не удалось побывать в пионерском лагере, для меня лагерем стал этот остров с десятисантиметровыми жирными тараканами, которые хрустели под ногами, без еды, лишь 200 граммов риса на семерых в день, с проливными дождями, от толстых струй которых потом чесалась и краснела кожа, с мокрыми спальниками, с многочасовыми съемками конкурсов, когда мы даже не успевали ни порыбачить, ни поохотиться. Это была еще и прекрасная возможность оценить, как много мне в этой жизни дано. Как хорошо, что у меня такой хороший дом, в котором нет тараканов, что у меня всегда хорошая еда, и меня окружают родные и близкие люди.

Часто спрашивают и о том, почему мы проголосовали за Владимира Преснякова, которого героем мало кто видел. Вообще-то и он не ожидал. Он потом ходил, всем заглядывал в глаза и просил прощения. Объясняю, почему мы так сделали. На самом деле, это была моя идея. Мы просто хотели наказать Лену Перову. Потому что пробиваться к цели любыми способами нельзя, особенно если идти приходится по живым людям. И перед нами, выгнанными заранее, стоял вопрос, выбирать Перову и тем самым расписаться в том, что ее методы были правильными, и именно таким должен быть последний герой. Или все же проголосовать за того, кто ничего героического не совершил, но остался человеком. Все выбрали Преснякова. Видели бы вы это лицо, когда ведущий объявил результаты голосования! Она даже отталкивала Преснякова и пыталась сама выкопать этот сундук, приговаривая: «Это какая-то ошибка! Этого не может быть!» Не знаю, научили ли мы ее чему-нибудь, но свое мнение мы высказали.

Потом были предложения и от «Форта «Боярд», и от «Фактора страха». Но это уже не тот вопрос - «хочу - не хочу», а «могу - не могу». Теперь я ответ знаю. Могу. Поэтому не соглашаюсь.

Последняя к политике любовь

 - Зачем я в политику подалась? Вообще-то в нашей стране нельзя не быть в политике, такая у нас жизнь. В партию я не вступала и, наверное, уже никогда не вступлю. Я еще на комсомоле обожглась, и мне этого на всю жизнь хватило. После выхода фильма «Ключ без права передачи» в меня мертвой хваткой впились комсомольские работники. Меня начали приглашать на всякие съезды, пикники, дискуссии и совещания. Было так интересно - молодые веселые люди, всегда куда-то едут, чем-то заняты. Нас водили в какие-то подвалы Кремля, где за копейки мы покупали какой-то несусветный дефицит. Мне казалось, что это пока только авангард такой, а скоро все люди нашей страны станут такими же и будут жить такой же интересной жизнью. Потом меня выбрали делегатом на очередной съезд ВЛКСМ, и я начала готовить доклад. После спектаклей прибегала домой и писала-писала до самой ночи. О том, какие проблемы у молодежи, как нам мало платят, как молодым актерам не в чем ездить на фестивали и негде жить. Когда я пришла в райком, мне протянули толстую папку и сказали: «Вот ваш доклад». Я отвечаю: «Нет, вот мой доклад» и протянула свою папку. Короче, на съезд я не поехала, и больше меня никуда уже не звали.

Но сейчас я опять увидела этот энтузиазм у людей из политики. И мне показалось, что они могут что-то реально сделать для этой страны. Может быть, в очередной и последний раз обманусь в своих ожиданиях. Но попробовать стоит.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: