Новосибирск 8.8 °C

Коммунальные услуги - по новым правилам

13.01.2004 00:00:00

Правительство РФ намерено в феврале этого года одобрить
новые Правила оказания коммунальных услуг населению

 В новом своде правил серьезный акцент делается на расширении прав потребителя и ответственности исполнителя за качество работ. Заметим, однако, что и последний, принятый в 1997, свод нормативных документов был жестким и предъявлял серьезные требования к качеству коммунальных услуг. Другое дело, что мы, потребители, весьма и весьма смутно представляли свои права, прописанные в «правилах», и еще реже ими пользовались.

Так, например, по существующему сейчас документу потребитель имеет право «не производить оплату услуг на время перерывов, сверх установленных договором». Но многие ли из нас находят время для споров в ЖЭУ по поводу перерасчетов, связанных, например, с отсутствием воды в квартире, или низкой температурой в батареях отопления? И кто из нас знает то количество времени, на которое вода может отключаться? А сам договор с дирекцией единого заказчика (ДЕЗ) или с ЖЭУ кто-нибудь из нас читал, подписывал?

Незнание законов, как известно, не освобождает от ответственности. Эту наиболее известную правовую категорию можно вполне применить и к ворчащим потребителям, потому что незнание своих прав - наши, собственные проблемы, а не коммунальщиков.

Итак, главным документом, на основании которого будет осуществляться предоставление населению коммунальных услуг, должен стать конкретный, двусторонний договор между потребителем и исполнителем. Как минимум, он должен быть внимательно прочитан и, как максимум, доработан с учетом требований потребителя.

По новым правилам, потребитель будет иметь право не только не платить за перерывы с подачей горячей воды во время ремонтных работ, но и снижать плату за услуги в том случае, если не устроит их качество. Например, платить меньше за ржавую воду из крана или плохую уборку мусора во дворе. Устанавливается также суммарный срок, на который в течение года в жилых домах может отключаться горячая вода. По проекту новых правил, он ограничен двумя неделями.

Это лишь некоторые положения нового документа. Комментируя работу над ним, вице-премьер правительства Владимир Яковлев сказал, в частности, что «эти правила не будут привязываться к принятию Жилищного кодекса, который, скорее всего, будет принят только на осенней сессии Государственной думы». Яковлев выразил надежду, что правила удастся утвердить уже в феврале и «они вступят в силу сразу после одобрения правительством».

Потребителю самому решать - знать или не знать свои права. ЖЭУ и ДЕЗы правила, конечно, размножат и развесят. Только с ними надо еще ознакомиться. А там прописаны и обязанности потребителя, незнание которых не освобождает от ответственности. Кстати говоря, вся реформа ЖКХ тем дольше и мучительнее продлится, чем менее активны будем мы с вами, потребители коммунальных благ.

Сейчас потребитель имеет право (в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.02.95 N 182, от 10.02.97 N 155, от 13.10.97 N 1303):

- на получение услуг установленного качества, безопасных для его жизни и здоровья, не причиняющих вреда его имуществу;

- nребовать от исполнителя возмещения в полном объеме убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу вследствие недостатков в предоставлении услуг, а также морального вреда в размере и порядке, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- на устранение исполнителем выявленных недостатков в предоставлении услуг в установленные договором сроки;

- на государственную и судебную защиту в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае нарушения его прав.

Ответственность исполнителя:

 - Исполнитель несет ответственность за качество предоставления услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящими Правилами и договором.

- Если исполнитель своевременно после заключения договора не приступил к предоставлению услуг, потребитель вправе потребовать уменьшения размеров оплаты за услуги и возмещение убытков.

- За нарушение установленных договором сроков устранения недостатков в качестве предоставляемых услуг или превышение допустимых перерывов в предоставлении услуг исполнитель обязан уплатить потребителю неустойку в размере трех процентов за каждый день просрочки, если срок или перерыв определен в днях, и один процент за каждый час просрочки, если срок или перерыв определен в часах.

- Исполнитель несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя, в полном объеме, а также за моральный вред в размере и порядке, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

- Исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления услуг, если докажет, что оно произошло вследствие непреодолимой силы.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: