Новосибирск 2.3 °C

Ловись, рыбка, большая и маленькая. Если есть где

15.01.2004 00:00:00

 В последнее время участились в СМИ публикации о судьбе озерных и речных запасов рыбы. И на то есть совершенно конкретные причины. Главная в том, что речной и озерной рыбы стало добываться по отдельным видам, преимущественно ценных пород, в десятки раз меньше, чем это было в конце 80-х - начале 90-х годов.

Правда, это официальная статистика. По мнению некоторых работников рыбоохраны, половину вылавливаемой рыбы, если не две трети, поставляют на прилавки браконьеры, так что эта рыбка учету не подлежит. Безработица бичом хлестанула по жителям сельской глубинки. И многие с тракторов пересели в лодки. К тому же согласно решению правительства рыбу можно сдавать в продажу, как и продукты животноводства. И лицензию на отлов прибрежному жителю всегда дадут. Таков порядок. Но попробуй уследи на тех же Чанах, гигантском водоеме, сколько сетей он поставил и сколько выловил: 200 кг или две тонны? На всю охрану рыбных запасов юго-западной Сибири работают всего 100 инспекторов. Но главное все-таки не в этом.

Уповать на восполнение прилавков наших магазинов морской рыбой особенно тоже не приходится: всем известна ужесточившаяся квотная борьба в нейтральных водах и на внутренних водоемах бывшего СССР.

Общеизвестный факт: несмотря на кажущееся изобилие рыбы на прилавках магазинов и торговых палаток, потреблять рыбного белка мы стали намного меньше: цены стали кусаться, и больно. Если недавний карасик и окунек стоили 4-6 рублей за килограмм, то сейчас тянут в несколько раз больше. А судак - под 70 рублей, крупная пелядь и того больше. Помолчим о «непопулярной» севрюге.

И вторая причина - административно-государственное решение правительства: одна из структур бывшего Министерства рыбного хозяйства «Росрыбхоз» будет в скором времени приватизирована.

Зри, как говорится, в корень. Нет ни у государства, ни у местной власти средств поддерживать разваливающуюся систему рыбоводства, созданную в далекие уже теперь, оптимистичные 70-е годы.

Однако нет смысла сейчас сокрушаться по тому времени, когда, рыбача на льду Обского водохранилища, можно было запросто за день натаскать на блесну пару-другую десятков килограммов щуки. Она хоть и жестковатая рыбина, но в пироге и ухе очень даже ничего. В последние годы в продаже ее маловато. Да и та, что лежит на прилавках, выглядит так, как будто сделана из папье-маше. Это же можно сказать и о многих других сортах рыбы, привезенной, чувствуется, издалека. Нет, далеко не верно утверждение, что торгуют у нас одной новосибирской рыбкой. Хотя запасы ее в многочисленных озерных и речных водоемах области таковы, что в значительной мере кормят соседние края и области.

Кстати, юг Западной Сибири, куда входят шесть регионов, вообще представляет из себя уникальное природное образование с огромными и маленькими водными площадями - свыше миллиона гектаров. Лучше места для рыбоводства во всей России не найти.

Но не все так хорошо, как может показаться. В частности, озера нашей области постоянно «дышат»: уровень многих из них колеблется. Вполне нормальный природный фактор. Убинское озеро вот подсушили неразумными мелиоративными работами. А было оно до четырех метров глубины. Сейчас - от 90 до 110 сантиметров. Для нормальной рыбы, по сути, мертвое озеро, как и сотни других, например, Бурлинских озер на Алтае. При «дыхании» озер возрастает в определенные периоды их солоноватость, и без регулярного запуска сюда развивающегося молодняка они вскоре станут лишь обиталищами плотвы. Так и происходит. В области почти исчезла ценная рыба, и водоемы начинают заполняться плотвой, гальянами и другими малоценными сортами, а то и вовсе сорной рыбой.

Со щукой причина более-менее ясная: в первые годы после строительства плотины ОбьГЭС под водой оказались обширные площади травяного покрова и кустарников. Специалисты говорят, что лучшей среды для нереста щуки не найти. И ее в те годы расплодилось видимо-невидимо. Она помогала поддерживать природный баланс. И если учесть, что в 70-е годы в зоне Верхнеобского бассейна были сооружены пять специальных питомников для разведения молоди ценных пород, в том числе пеляди, сазана, судака, леща и других видов, то станет ясной картина почти рыбного изобилия. Но вот исчезло единое ведомство - Министерство рыбного хозяйства. Денег становилось все меньше. Были созданы два ведомства: «Государственное кооперативное объединение рыбного хозяйства «Росрыбхоз», занимающееся отловом и переработкой рыбы, и принадлежащее Государственному комитету РФ по рыболовству «Верхнеобьрыбвод», в функции которого входило поначалу и размножение ценной молоди, и охрана рыбных запасов, и их нормирование - выдача квот на вылов рыбы.

А потом Сибирская акклиматизационная станция была передана промысловикам, которые действуют сейчас под крылом Министерства сельского (!) хозяйства. И так-то денег не получали, а тут в случае приватизации вообще кончина грозит. Причина таких опасений тоже легко просматривается: какому это приватизатору нужна будет станция, в которую обязательно нужно вкладывать деньги? По смете порядка 18 миллионов ежегодно. Сейчас из бюджета целевым порядком Сибирская акклиматизационная станция получает уже несколько лет подряд лишь по четыре миллиона. То есть уровень финансирования все сокращается.

Понять тревогу рыбоводов можно. Вместо пяти рыбопитомников сейчас действуют только три, а два законсервированы по причине отсутствия средств.

Зарплата рыбоводов на питомниках и в рыбоохране смехотворна: по нескольку сотен рублей на брата, да полторы тысячи - директору питомника.

Понятно, что настроение в коллективах рыбоводов и рыболовов не самое радужное. Рыбоводы просят вернуть их станцию в «Верхнеобьрыбвод» в надежде на хоть какое-то государственное финансирование. И пишут письма в разные инстанции о восстановлении единого ведомства, которое бы занималось рыбными делами.

Но сегодня, похоже, уже никто не верит в успешное разрешение проблемы рыбоводства на внутренних водоемах. Хотя вертикальная структура власти создана. Есть специальный отдел и в администрации области при агропромышленном комплексе.

А еще есть постановление Правительства РФ от 31.10.99 года «О развитии товарного рыбоводства и рыболовства, осуществляемого на внутренних водоемах Российской Федерации». Объемы предполагается увеличить к 2005 году на 250 тысяч тонн против уровня 1998 года. Но - как?

Как решать эту проблему, не разрушая и без того остатки рыбоводческой системы? Наверное, это будут решать компетентные государственные люди. Только вот разрушать десятилетиями созданное куда как проще, чем строить вновь.

Не придется ли нам снова перейти на плотву? А что: и раньше без пеляди и сазана жили... Но потом заработали мощные государственные силы, и икру пеляди стали возить аж из Среднего Приобья, куда она приходила с Севера на нерест. Много чего было сделано толкового и полезного. В том числе и построены рыбопитомники, проводились серьезные научные работы по акклиматизации многих сортов рыбы в сибирских водоемах. И рыба появилась в продаже по доступным ценам и в приличном количестве.

Еще два важных момента. Первое: хотело того государство или нет, но, забрасывая в водоемы ежегодно хотя бы на четыре миллиона молоди, оно превратилось в благотворительную организацию. Потому что специалисты именно от государства все же продолжают разводить приличную рыбу. А вылавливают ее из водоемов все, кому не лень.

И второе. В области существуют сотни прудов при бывших колхозах и совхозах, которые ныне стали акционерными обществами. Но рассчитывать на эти пруды как на дополнительный серьезный источник промысла не приходится. Пробуют новые владельцы разводить рыбу. Но ведь для этого немалые средства на корма нужны, а еще большие - на охрану. Иначе вмиг выловят, и не уследишь. Поэтому и существует прудовое рыбоводство в основном как любительское. Чтобы сельчане да приезжее начальство иногда побаловались с удочкой.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: