Новосибирск 4.9 °C

Можно играть рождественскую сказку по системе Станиславского

15.01.2004 00:00:00

О спектакле «Сверчок на печи»

Анатолий Узденский в спектакле «Сверчок на печи»

 В конце прошлого сезона Станислав Таюшев поставил на сцене «Старого дома» замечательный спектакль «Мария» по Исааку Бабелю - тонкий, психологический, с атмосферой дворянского дома и ностальгией русского офицерства по уходящей России. Особая атмосфера создавалась еще задолго до начала спектакля, когда зритель еще только начинал заполнять зал - из-за дымчатой занавески звучали переборы гитары, там двигались тени, слышался тихий смех и звон бокалов...

Таюшев - мастер создания именно такого - психологического, атмосферного - театра. И потому было особенно интересно, что он будет делать с рождественской сказкой. Повесть Чарльза Диккенса «Сверчок на печи», по которой поставлен спектакль, именно и читается как рождественская история, святочный рассказ, сказка... Со своими злодеями, добрыми молодцами и девицами-красавицами - добропорядочным Джоном, его юной женой Мери по прозвищу «Крошка», красавицей Мей, злодеем - мистером Теклтоном, фабрикантом игрушек... Законы сказки хорошо известны - когда Аленушка зовет братца Иванушку со дна пруда, где лежит три дня, то лишних вопросов задавать не надо. Или когда волк надевает платок и очки и внучка тут же принимает его за бабушку - тоже нормально. Так и у Диккенса - сына в парике не узнает ни родной папа, ни сестра, ни невеста, ни самый близкий друг... На этой путанице-ошибке, собственно, и держится сюжет, а вся история, казалось бы, так и просится в комедию масок. Однако на сцене «Старого дома» она играется чуть ли не психологической драмой, до «полной гибели всерьез» - с атмосферой английского дома, тяжелой мебелью, актерами в английских сюртуках... А как только рождественская сказка начинает превращаться в мелодраму - вопросов сразу возникает масса. Например, с чего бы это вдруг плохому фабриканту под занавес ни с того ни с сего становиться хорошим дядей? Бытовая история - не сказка, где можно просто ответить: «да потому что». Взялся за систему Станиславского, играй так, чтобы было «верю!».

Анатолию Узденскому - фабриканту Теклтону, что очевидно, явно тесно в заданной режиссером парадигме, и, руководствуясь актерским чутьем, он начинает играть не чеховского героя, а именно то, что напрашивается, - маску злодея: корчит рожи, рычит, топает ногами: «Я давлю сверчков, ненавижу кошек». Из общего актерского ансамбля он явно выбивается, но по большому счету, оказывается, как представляется, более убедителен и прав. Так что рождественская сказка, сыгранная по системе Станиславского, это все-таки «увы!»...

Хотя, конечно, история трогательная, актрисы милые, и общая «идеология» спектакля, где рефреном звучит «главное - это сверчок на печи, ребенок в колыбели и тепло в доме», как нельзя лучше соответствует общей философии «Старого дома» - театра-дома, уютного, маленького и теплого...


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: