Новосибирск 3.3 °C

Не корзинами едиными сыт потребитель

23.01.2004 00:00:00

С этого года потребительская корзина «потяжелела»
на 10 процентов, но закон о ней действовать перестал

 По данным Всероссийского центра уровня жизни, в 2003 году на один средний доход жителя Новосибирской области можно было «купить» чуть больше полутора потребительских корзин.

Всего в списке регионов 88 пунктов. Наша область занимает далеко не самое почетное 59-е место, деля его с Алтайским краем и Ульяновской областью. Хуже нас живется в Приморском крае (что сенсацией не является), в соседних с горячей точкой Дагестане и Ингушетии и других традиционно не сильно процветающих областях: Корякском автономном округе, Республике Мордовии, Коми-Пермяцком автономном округе и т.п. Но довольно удивительно было увидеть в списке еще более бедных регионов, чем наша область, Ленинградскую, Калужскую, Калининградскую и другие традиционно промышленно развитые области. Зато лучше нас живут и могут купить больше потребительских корзин на один средний заработок жители Эвенкийского автономного округа, Магаданской и Камчатской областей. Обиднее всего видеть своих соседей по региону далеко впереди нас. Так, в Иркутской области на средний заработок можно купить 1,77 корзин, в Томской области - 2,11, в Омской - 2,16, в Красноярском крае - 2,18, в Кемеровской области - 2,26 и в Тюменской области - аж 4,08! При этом нефтеносная Тюмень уступает только Ямало-Ненецкому АО (4,28) и Москве (6,14).

При этом вся интрига в том, что с нового года старое понятие потребительской корзины уже не действует, а закона о новой «корзинной» версии нет еще даже в виде проекта. Почему так получилось? Когда принимали потребительскую корзину в посткризисном 99-м, полагалось, что она останется неизменной до... 2004 года. Законодателям тогда казалось, что за эти 5 лет страна оправится от кризиса, а корзина «потяжелеет». Правда, вовремя вмешавшись, депутаты укоротили срок действия предыдущей версии до конца декабря 2003-го. Ведь в картофельно-хлебную корзину (как ее язвительно называли социологи) в этом году добавились мясо и молочные продукты. При этом за рамками «корзины» остались неизбежная оплата коммунальных услуг (которая, кстати, многократно возросла за последнее время), медицинские услуги и траты на образование, которое тоже сейчас далеко не бесплатное, даже на бюджетных факультетах и в общеобразовательных школах.

Рабочая группа, работавшая над новой версией закона, торопилась подготовить ее к моменту принятия бюджета-2004. Ее, версию, одобрила Российская трехсторонняя комиссия на своем заседании, но закон, как это нередко случается, затерялся. По одной из кулуарных версий, произошло это потому, что одновременно готовились и другие законопроекты о популистских и совсем не реальных потребительских корзинах, по которым предлагалось увеличить ее наполняемость не на 10 процентов, а в разы. Но что только не сделаешь накануне выборов? Поэтому в правительстве, мол, решили отложить принятие всех законов вообще на период до «после выборов». По другой версии не решились увеличивать потребительскую корзину на 10 процентов еще и затем, чтобы потом в разряд бедных и малоимущих не попали люди, которые сейчас считаются почти благополучными, и тем самым не увеличили количество бедных в стране. Так что пока этот законопроект не обсуждался даже на заседании в кабинете министров.

А нужна ли нам эта «плетеная емкость»? Ведь все прекрасно понимают, что усредненные значения отнюдь не отражают реального положения вещей. Иногда без нее не обойтись. По корзине, к примеру, определяется минимальный прожиточный минимум, который используется в качестве базового показателя при предоставлении населению того или иного региона социальных выплат и пособий. В том числе почти все виды поддержки малообеспеченных россиян: жилищные субсидии, детские пособия и др.

Главный минус в такой ситуации в том, что чиновники на местах, пользуясь отсутствием новой версии закона, могут отказывать людям в получении положенной им помощи. Ситуация пока не близка к критической, потому что весь первый квартал 2004 года действует показатель прожиточного минимума последнего квартала 2003 года, на который ориентируются работники социальных служб. Но 1 апреля многим будет не до смеха.

Пока заинтересованные лица забрасывают премьера Михаила Касьянова письмами с просьбой как можно раньше рассмотреть новый вариант закона. Но даже если закон начнут рассматривать уже сегодня, то немало времени уйдет на первое-второе-третье чтения депутатами, затем сенаторами и только потом президентом. Есть еще один вариант - продлить срок действия старого закона до старых же сроков, то есть до конца 2004 года. Так и бедных будет поменьше хотя бы в течение одного года, и на рассмотрение новых вариантов закона в более спокойную послевыборную пору уйдет меньше эмоций.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: