К 100-летию русско-японской войны
Перед началом войны: «Рюрик» перекрашивают из белого в «боевой» серый цвет |
широком,
Далеко от родной земли,
На дне, в океане глубоком,
Забытые есть корабли.
Там русские спят адмиралы,
И дремлют матросы вокруг,
У них прорастают кораллы
Меж пальцев раскинутых
рук.
Это слова из стихотворения русского поэта Владимира Богораза-Тана, ставшие затем песней «Цусима», которая прозвучала уже в 1907 году... 100 лет назад, 27 января 1904 года, с внезапного нападения на Порт-Артур началась русско-японская война. Традиционно принято считать, что она закончилась серьезным поражением царской России и привела к первой русской революции...
Не все так просто...
Действительно, в ходе войны Россия потеряла 1-ю и 2-ю Тихоокеанские эскадры (чего только стоило Цусимское сражение, 27 потопленных кораблей и более 5 тысяч погибших моряков!)... После окончания боевых действий империя лишилась арендованных у Китая портов Порт-Артур и Дальний, потеряла южную часть Сахалина и часть островов Курильской гряды. Однако некоторые операции наших моряков вошли в военную историю как весьма удачные...
В первую очередь это относится к действиям флотских минеров, сумевших подорвать японские броненосцы «Хатсусе» и «Ясима». А набеговые операции русских крейсеров и миноносцев, базировавшихся во Владивостоке, резко ухудшили снабжение японской армии, осаждавшей Порт-Артур. Кстати, согласно историческому исследованию советских ученых В. Золотарева и И. Козлова «Русско-японская война 1904-1905 годов», осада Порт-Артура, продолжавшаяся около 8 месяцев, стоила японской армии и флоту огромных потерь, которые составили около 112 тысяч человек и 15 кораблей, в то время как потери русских составили около 28 тысяч человек. Знаменитый отечественный романист Валентин Пикуль посвятил этому эпизоду русско-японской войны свой роман «Крейсера», а имена боевых кораблей навсегда вошли в историю отечественного Военно-морского флота.
Крейсерам поднять флаг!
Крейсер «Рюрик» на рейде Владивостока |
Ни один из дореволюционных проектов русских кораблей не подвергался столь принципиальному обсуждению, доходящему порою до прямого столкновения мнений, как это было в 1888 году при начале строительства первого российского океанского крейсера «Рюрик»... Причин тому было достаточно много. Это и особенности отечественного кораблестроения, когда отдавалось предпочтение дальности плавания в ущерб вооружению и броневой защите, и техническая отсталость русских верфей и заводов, в связи с чем заказы на некоторые виды оборудования приходилось размещать за рубежом. Кроме этого, отечественная школа морского боя в основном бездумно ориентировалась на Англию, несмотря на критическое отношение к подобным шагам ведущих русских морских офицеров и адмиралов, таких как адмиралы Степан Осипович Макаров, Федор Васильевич Дубасов и другие. И в проекте «Рюрика» было утверждено так называемое казематное расположение орудий, где пушки располагались в бортовых казематах... А в это время новейшие английские, французские и германские крейсера уже проектировались с башнями. В бою казематные орудия могли стрелять только на один борт, и одно это приводило к резкому снижению огневой мощи... Достаточно было только одного попадания вражеского снаряда в каземат, чтобы это привело к гибели и тяжелым ранениям расчетов сразу нескольких орудий. Кроме всего этого, «Рюрик» комплектовался совершенно устаревшими приборами орудийной наводки, русские снаряды имели в 4(!) раза меньше взрывчатого вещества, чем у будущего противника - Японии... К тому же наши снаряды имели чугунные корпуса и крайне неэффективные взрыватели, что даже при прямых попаданиях в цель приводило к тому, что они не взрывались! Словом, даже при равенстве сил в бою наши моряки были бы обречены... Впрочем, в октябре 1892 года крейсер «Рюрик» был спущен на воду, причем при этом присутствовали почти все члены российской императорской фамилии. В дальнейшем его достройка проходила на воде, и уже осенью 1894 года крейсер побывал с визитом в германском порту Киль, где многие иностранные специалисты, несмотря на восхищение, вызванное размерами крейсера (водоизмещение 11690 тонн, длина 149 метров), высказывали недоумение по поводу столь очевидных недостатков... В то время как «Рюрик» уже готовился к переходу на Дальний Восток, на российских верфях по тому же, но уже слегка усовершенствованному проекту были построены «Россия» и «Громобой», получившие лишь незначительные усовершенствования.
Война началась внезапно...
Все эти крейсера собрались во Владивостоке в июле 1897 года. До самого начала русско-японской войны экипажи кораблей занимались, как сейчас выразились бы, боевым слаживанием, то есть корабельными учениями, стрельбами и т.д. Но и тут не все было ладно: снарядов главного корабельного калибра 203 миллиметра на год для одного орудия давалось всего... четыре, а японцы, готовясь к войне, использовали их без счета. Таким образом, ко всем недостаткам наших крейсеров прибавилась еще и необученность канониров... Длительные и интенсивные плавания вызвали хроническую перегрузку техники. Российский Тихоокеанский флот имел очень несовершенную ремонтную базу во Владивостоке, в Порт-Артуре были лишь маломощные ремонтные мастерские, и это вынуждало «гонять» корабли для ремонта аж в Питер...
Однако события развернулись внезапно: ночью 27 января 1904 года миноносцы японского адмирала Того ворвались на рейд Порт-Артура, подорвали русские броненосцы «Цесаревич» и «Ретвизан», а также крейсер «Палладу». Правда, оправившись от замешательства, наши корабли открыли мощный огонь, и вторая атака была отражена, однако почти вся русская Тихоокеанская эскадра оказалась заперта в чужом порту. Оставались только владивостокские крейсера, и они немедленно начали действовать. Им предлагалось, действуя с «должной смелостью и осторожностью», немедленно выйти в море и нанести «чувствительный удар и вред сообщениям Японии с Кореей...»
29 января русская эскадра в составе «России» под флагом командующего капитана первого ранга Николая Карловича Рейценштейна, а также крейсеров «Рюрик», «Громобой» и «Богатырь» вышла в открытое море. Условия плавания были жесточайшими: специальные парусиновые надульники пропускали внутрь орудийных стволов морскую воду, из-за чего в самом скором времени орудия вышли из строя и матросы втихомолку проклинали порядки, царившие на флоте: почему-то никто из командиров не мог предусмотреть подобного оборота событий и дать указания подготовить, к примеру, деревянные пробки для закрытия стволов... Выколотить лед не удалось, и крейсера, не пройдя и трети пути, были вынуждены вернуться назад. Во второй поход наши крейсера вышли только 11 февраля: именно столько времени ушло на устранения недостатков и неисправностей... В это время японские корабли вовсю бороздили просторы Тихого океана, уже геройски погибли крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец», как неоднократно случалось в российской истории, мы оказались не готовы к большой войне.
Однако второй выход в море оказался столь же неудачным, японских судов обнаружено не было, но сами японцы, испуганные перспективой появления русских кораблей у берегов Японии, были вынуждены убрать от осажденного Порт-Артура часть своих кораблей, и это значительно облегчило его положение. А утром 22 марта японские корабли появились у Владивостока и попытались его обстрелять, однако, боясь огня береговых батарей, выпустили всего 200 снарядов и удалились восвояси. Наши крейсера попытались догнать их, но на изношенных паровых машинах давление поднималось медленно, и корабли вышли в море лишь тогда, когда дымы японских крейсеров уже скрывались за горизонтом. А затем, опасаясь японских мин, капитан-лейтенант Рейценштейн доложил, что вообще не может выполнить приказ только что назначенного командующего Тихоокеанским флотом вице-адмирала Степана Осиповича Макарова о немедленной активизации действий...
Помни войну!
Именно это выражение прославленного русского флотоводца наиболее часто упоминается в связи с именем адмирала Макарова. Действительно, первое, что сделал Макаров по прибытии в Порт-Артур, так это назначил командующим владивостокским крейсерским отрядом контр-адмирала Карла Петровича Иессена. После этого русские крейсера стали в буквальном смысле бельмом на японском глазу. 10 апреля все четыре крейсера якобы для практики управления в строю вышли в море, затем «Рюрик» ненадолго вернулся назад во Владивосток, чтобы обмануть японских шпионов. После этого в течение нескольких месяцев японцы потеряли несколько десятков кораблей, причем значительную их часть составили английские пароходы, перевозившие к осажденному Порт-Артуру военное имущество (по правилам морской войны они также уничтожались или конфисковывались). Английские газеты нещадно ругали русских моряков, называя их варварами и пиратами. Состоявший при 3-й японской армии английский офицер Эллис Ашмед Бартлетт, книга которого была издана в русском переводе в 1907 году, писал: «Насколько достоверно, я не знаю, но говорили, что тяжелые орудия, предназначенные для осады Порт-Артура, погибли на пароходе «Хитаци Мару», потопленном Владивостокской эскадрой в июне месяце. Это крупное несчастье задержало всю осаду и оттянуло до сентября прибытие 28-сантиметровых гаубиц, посланных на замену погибших». Кроме этого, на этом же корабле погибло около 1000 человек из японской гвардейской бригады... В самой же Японии возмущение достигло таких пределов, что разгоряченная толпа сожгла в Токио личный дом адмирала Камимуры, возглавлявшего японскую крейсерскую эскадру, боровшуюся с русскими крейсерами...»
Последний бой «Рюрика»
Японский крейсер «Адзума» |
Утром 28 июля 1904 года японские войска настолько приблизились к Порт-Артуру, что осадная артиллерия начала бомбардировать корабли 1-й Тихоокеанской эскадры, стоявшие на внутреннем рейде. Эскадра пошла на прорыв, однако сообщение о выходе русских кораблей явилось полной неожиданностью для командиров владивостокских крейсеров. «Россия», «Громобой» и «Рюрик» вышли в море только 30 июля, когда все было уже кончено: прорыв не удался, большая часть русских кораблей возвращалась в обреченный Порт-Артур, остальные рассеялись по нейтральным портам...
Но контр-адмирал Иессен привел свой отряд в Корейский пролив. 1 августа в 4 часа 40 минут на русских кораблях заметили противника: «Идзумо», «Токива», «Адзума» и «Ивате» шли в рассветной мгле в восьми милях севернее русского отряда, отрезая ему путь к отступлению на Владивосток. Почти одновременно обе колонны повернули на восток и легли на параллельные курсы, а в 5 часов 30 минут заговорили орудия.
С самого начала наименее защищенный и шедший в конце строя крейсер «Рюрик» получил большие повреждения. Японские снаряды вызывали огромное количество пожаров, люди гибли от осколков и живьем сгорали... Все 796 матросов крейсера продолжали героически выполнять свои обязанности. Среди матросов «Рюрика» были и уроженцы нынешней Новосибирской области - комендор Тимофей Солодякин из Колывани, кочегар Степан Аксенов из Бердска, матрос 2-й статьи Федор Имошин из Сузуна.
Огромные осколки от 203-миллиметрового японского орудия попали в боевую рубку: командир крейсера капитан первого ранга Евгений Трусов вместе с другими офицерами, находившимися в рубке, были убиты... Вся верхняя палуба «Рюрика» была завалена горящими и исковерканными обломками вперемешку с телами убитых, а воздух буквально вибрировал от несмолкаемых разрывов. Крейсер ежеминутно вздрагивал, сотрясаемый залпами своих орудий и разрывами японских снарядов... Однако экипаж крейсера, хорошо помня изречение одного адмирала парусного флота: «Стреляйте, стреляйте, и, быть может, последний выстрел окажется победным!», продолжал сражаться...
Ведя бой, контр-адмирал Иессен, державший свой флаг на «России», повернул на север, но, увидев, что «Рюрик» стал отставать, вернулся, стараясь прикрыть пострадавший от вражеских снарядов крейсер и дать ему возможность исправить повреждения. Терпя большой урон от огня японских кораблей, «Россия» и «Громобой» маневрировали вокруг «Рюрика». Около 8 часов утра Иессену показалось, что крейсер несколько выправился на курсе и способен вести бой. Как раз в это время к месту сражения начали подходить легкие крейсера другой крейсерской японской эскадры под командованием контр-адмирала Уриу... Против наших трех кораблей, таким образом, сражалось уже 7 японских крейсеров и более 20 миноносцев!
Преимущество японцев становилось подавляющим, и тогда Иессен решил увлечь за собой в преследование мощные корабли Камимуры в надежде, что «Рюрик» сможет сам отбиться от вражеских легких крейсеров. Но положение крейсера было отчаянное: он горел, кормовые отделения были затоплены, руль заклинило, и «Рюрик» еле-еле управлялся машинами. В это время командование принял лейтенант К. Иванов. Окончательно потеряв ход, «Рюрик» вел безнадежный бой с четырьмя легкими крейсерами японцев. Его уцелевшие орудия изрыгали снаряды по японским крейсерам и миноносцам. Небронированная часть борта превратилась в решето, а подводных пробоин насчитывалось уже более десяти. Вода проникала в пороховые погреба, и матросы были вынуждены нырять в них для того, чтобы хоть как-то доставить снаряды к орудиям... В восьмом часу утра стоявший у рукояток машинного телеграфа и смертельно раненный в голову лейтенант Николай Зенилов упал, воскликнув: «Не сдавайтесь, братцы, постоим за матушку-Россию!» «Рюрик» даже попытался таранить ближайший к нему японский крейсер, но тот увернулся... Наконец, видя, что японские корабли приближаются, чтобы захватить крейсер, Иванов приказал открыть кингстоны. В 10 часов 30 минут броненосный крейсер «Рюрик» погрузился в воду и лег на дно Японского моря. Отчаянным криком «Ура!» и возгласами «Прощай, дедушка «Рюрик»!» оставшиеся в живых и успевшие покинуть крейсер члены экипажа провожали свой корабль...
Русско-японская война наглядно показала, во что обходится отставание в военной науке и боевой технике: несмотря на массовый героизм, ту войну Россия проиграла... А в песне «Цусима» есть и такие слова:
И яркая светит луна,
Герои погибшего флота
Встают, пробуждая сердца,
Они начинают беседу
И, яростно сжав кулаки,
О тех, кто их продал и предал,
Всю ночь говорят моряки...
Подготовлено по материалам книги Р.М. Мельникова «Рюрик был первым»
(Ленинград, изд. «Судостроение», 1989 год).