Новосибирск 2.9 °C

Аэродром состарился и превратился в заурядную посадочную площадку

29.01.2004 00:00:00

Вспоминает и делится впечатлениями ветеран труда СССР, ветеран ЗСУ ГА, ветеран Толмачевского аэропорта, отличник Аэрофлота, депутат трех созывов Обского Совета депутатов, инженер-инспектор по безопасности полетов авиакомпании «Сибирь» Ю.В. Мурашев.

50-е годы

 Впервые слова «аэродром» и «аэропорт» я услышал на первом курсе Иркутского авиационно-технического училища, куда поступил в 1951 году после окончания средней школы.

Личное знакомство с аэродромом произошло только в 1952 году, когда нас, курсантов, привели в Иркутский аэропорт. Оказывается, это сооружение предназначено не только для посадок и взлетов воздушных судов, но и для их стоянок, для выполнения на них технического и коммерческого обслуживания. Я был поражен наличием очень большого количества воздушных судов на аэродроме, а стояли, взлетали и производили посадки самолеты Ли-2, Ил-12 и даже первенец гражданской авиации По-2.

После окончания училища, по направлению Главного управления ГВФ при Совете Министров СССР, я прибыл в Новосибирск и начальником западно-Сибирского управления (ЗСУ) ГВФ был направлен для прохождения дальнейшей службы (в то время мы были техниками-лейтенантами) в ЛЭРМ (линейно-эксплуатационные ремонтные мастерские) Новосибирского городского аэропорта.

Новосибирский аэродром в то время был достаточно крупным: самолеты Ил-12 стояли на четырех линейках, каждая линейка длиной более километра, а Ли-2 стояли с правой стороны аэродрома на двух линейках. Между этими линейками были рулежные дорожки для воздушных судов. Покрытие аэродрома было грунтовым, засеянным низкорослой травой, часть стоянок и рулежных дорожек были покрыты утрамбованным песком. Летом при сильном ветре или от рулящего самолета стоянки самолетов находились под клубами пыли, а если проходил дождь, то аэродром превращался в сплошное месиво грязи. Только площадка перед аэровокзалом была выложена кирпичом, а взлетно-посадочная полоса (ВПП) была покрыта асфальтом.

Так выглядят ведущие узловые аэропорты мира
 В таких условиях мне пришлось работать на этом аэродроме в течение трех лет: летом - пыль и грязь, зимой - сугробы снега. Помню, в мае 1955 года самолет Ил-12 рулил с перрона на стоянку, которая находилась на третьей линейке. Встречать этот самолет поручено было мне, но не пришлось, т. к. носовое колесо самолета попало в промоину от весеннего потока талых вод, и самолет стал на нос, т.к. передняя стойка шасси подломилась. Этот случай я привел к тому, чтобы у вас сложилось впечатление, на каких аэродромах мы работали в послевоенное время.

Наземное радиосветотехническое оборудование для приема и вылетов воздушных судов Новосибирского аэродрома было очень слабым: взлетно-посадочная полоса была обозначена ветками, а из навигационного оборудования была только приводная радиостанция.

В сентябре 1955 года я работал в ночную смену, и мне было поручено примерно к 5-6 часам утра встретить самолет Ил-12 N Л1355 и выполнить на нем техническое обслуживание. На аэродром спустился туман. Я слышал гул пролетавшего самолета над аэродромом (самолет пролетал дважды), а затем нас срочно посадили в грузовую машину (тогда еще в «Северном» был «Студебеккер») и повезли в Заельцовский бор. Там я впервые увидел последствия авиакатастрофы. Экипаж искал взлетно-посадочную полосу, снизился на недозволенную высоту, самолет зацепился за деревья и воткнулся в склон оврага. Экипаж и все пассажиры погибли. Причиной этой катастрофы, как я сейчас считаю, было отсутствие на аэродроме оборудования радиосветотехнического обеспечения полетов, а экипаж не выполнил уход на запасной аэродром.

А так смотрится единственная стоянка для «Боинга» в Толмачево. Фото Б. СЕМЕНОВА
 В апреле 1956 года грунт аэродрома Новосибирского аэропорта так размок, что руководство ЗСУ ГВФ приняло решение (с согласия ВВС и ПВО) принимать самолеты и выпускать в полет с аэродрома в Толмачево. Нас привозили сюда утром на машине и увозили вечером. Самолеты Ил-12 и Ил-14 взлетали и производили посадки на одну из двух бетонных взлетно-посадочных полос (они были расположены под углом 50-60 градусов), а на другой мы выполняли техническое обслуживание после полета и перед вылетом. Тогда на западной стороне этого аэродрома строилась «громадная» взлетно-посадочная полоса. Это было мое первое знакомство с современным аэродромом Толмачево.

В 1957 году меня перевели в Толмачево для технического обслуживания самолетов Ту-104, первенцев реактивной авиации СССР. Стоянки для самолета Ту-104 были бетонные, чистые, ни соринки, ни пылинки, работать одно удовольствие.

Аэродром Толмачево по меркам того времени был самым современным. Был построен красивый аэровокзал, большая пятиэтажная гостиница, сдан в эксплуатацию громадный ангар, в котором одновременно выполнялись регламентные работы на 4-6 самолетах Ту-104.

В 1962 году меня перевели на летную работу бортмехаником самолета Ту-104, а завершил я летную деятельность в 1978 году, так как был признан негодным для летной работы по слуху. Приказом начальника ЗСУ ГВФ меня назначили старшим инженером-инспектором по безопасности полетов Толмачевского объединенного авиаотряда. В этой должности мне каждый день приходилось производить осмотр аэродрома, его пригодность к приему и выпуску воздушных судов.

80-е

 Аэродром тогда был оборудован современными средствами управления воздушным движением и средствами светорадиотехнического обеспечения полетов, а главное - взлетно-посадочной полосой для приема и выпуска всех современных воздушных судов. Здесь принимались такие крупные самолеты, как Ан-10, Ту-154, Ил-62, Ил-86, Ан-124. Но состояние бетонного покрытия взлетно-посадочной полосы, перрона, мест стоянок становилось все хуже и хуже, и если не принять соответствующих мер, можно нажить беды. Руководством ЗСУ, Толмачевского объединенного авиаотряда было принято решение провести капитальный ремонт взлетно-посадочной полосы и всего аэродрома.

Ремонт ВПП, рулежных дорожек и мест стоянок организовал в 1986 году командир авиапредприятия Геннадий Васильевич Куличев и успешно его завершил без прекращения полетов. Мне, как главному инспектирующему лицу, приходилось каждый день следить за качеством проводимых ремонтных работ на аэродроме.

С получением в эксплуатацию Толмачевским объединенным авиапредприятием современных самолетов Ту-154 и Ил-86 оказалось, что толмачевский аэродром не имеет в достаточном количестве мест стоянок для этих типов воздушных судов. Расширить аэродром можно было только путем освоения площадей, прилегающих к аэродрому.

В 1987 году началось строительство новой взлетно-посадочной полосы за поселком Павино. К сожалению, оно не было завершено из-за отсутствия в ЗСУ и авиапредприятии средств, а с развалом СССР строительство вообще прекратилось.

Наши дни

 Мне, как бывшему начальнику инспекции по безопасности полетов авиакомпании «Сибирь», посчастливилось побывать на зарубежных аэродромах Ганновера, Франкфурта-на-Майне, Мюнхена, Стамбула, Дубая, Тель-Авива, Сеула, Пекина, Урумчи, Варны, на современных аэродромах стран СНГ: Ташкента, Баку, Киева, а в России: в Шереметьеве, Внукове, Домодедове, Санкт-Петербурге. Увы, но такого состояния, как на аэродроме Толмачево, я не видел.

Почти все зарубежные аэродромы имеют две-три полосы, на аэродромах одновременно размещаются до сотни штук «боингов», «дугласов», «эрбасов» всех модификаций, а у нас... На аэродроме можно одновременно поставить до 7 самолетов Ил-86 и всего один самолет «Боинг-747» или Ан-124 «Руслан», причем только на рулежную дорожку за ангаром. Рядом расположены стоянки для опробования двигателей самолетов Ил-86 и Ту-154, и если стоит на «рулежке» крупный самолет, запуск и опробование двигателей запрещены.

По меркам международных стандартов аэродром Толмачево превратился из современного (по меркам бывшего СССР) в заурядную «посадочную площадку».

Если в ближайшие годы не приступить к завершению строительства второй ВПП, а рядом с ней современного аэропортового комплекса, к нам, в Новосибирск, вряд ли будут летать авиакомпании из развитых стран Запада и Юго-Востока. Наши соседи, в первую очередь в СНГ, не теряют времени даром. В Ташкенте действует отличный аэродром, такой же есть в Алма-Ате. Ведется мощная реконструкция аэропорта Астаны (бывшего Целинограда).

Нужны инвестиции, крупные вложения денежных средств не только аэропорта Толмачево и авиакомпании «Сибирь», но и администрации Новосибирской области, города Новосибирска, Министерства транспорта РФ. Аэродром Толмачево является аэродромом совместного базирования, значит инвестиции можно требовать и от Министерства обороны.

Чем быстрее закончится тянучка с приведением аэродрома Толмачево в современный вид, тем скорее он будет соответствовать международным стандартам и станет привлекательным для транзитных полетов авиакомпаний мира.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: