Новосибирск 4.7 °C

Человек без паспорта, вбирающий в себя мир

12.02.2004 00:00:00

О выставке Николая Чепокова в галерее «Модерн»

«Дедушка Согон слеп...»

 Cемь чаш в кольце Алтайских гор. Семерка - магическое число. По аналогии вспоминается семь чаш гнева Божия из «Откровения» Иоанна. Но здесь - это чаши благодати, излитой на Алтайскую землю. Бродят по ней люди, в небе высятся горы-духи. Это «Каракольские озера» алтайского художника Николая Чепокова.

Имя, ничего не говорящее рафинированному эстету. Человек, не имеющий ни художественного, ни вообще высшего образования. Из всех учебных заведений «закончивший» (по его словам) только детдом. Искусствоведы не могут этому поверить. По их мнению, такая четкая непрерывная линия рисунка может быть только у профессионального художника. Но больше всего графика Чепокова похожа на наскальные рисунки, виденные автором этих строк. Только древний художник вырезал окружающий его мир на камне, а его современный собрат творит свое мифологическое пространство пером и тушью. Это красиво - черная линия на белой бумаге. С древним художником Чепокова роднит и единое восприятие мира, без деления его на внешнее и внутреннее. На его работах внутри домов можно видеть хозяев, рядом с людьми обитают духи. На его листах живет каждый камень. Так видели и писали мир древние китайцы. А стихи Чепокова, «поясняющие» смысл его работ, изящны и глубоки, как японские хокку.

Дедушка Согон слеп.
Видит то, чего не видят другие.
Тихо струится дым трубки,
Не спеша течет рассказ чудный.

 А вот совсем короткое: «Забытый мир, зыбкий цветок». В одной строчке - настроение, ощущение жизни.

Автопортрет «Споткнувшийся дурачок». Сумка с красками, развевающаяся борода. А внутри дурачка солнце. На спине его дома мир. Как говорит сам художник, это мир, который растекается во мне, валится на меня. Эта вселенскость - не претензия на исключительность, а восприятие происходящего. «Я бродяга по жизни, что вижу, то и пишу». Он и свои работы подписывает псевдонимом Таракай - по-алтайски «бродяга, бездомный».

По своему социальному статусу он такой и есть, человек без паспорта, в полном смысле слова. В ранней молодости Николай разорвал свой паспорт.

- Я тогда увидел передачу о журналисте, который несколько недель прожил с бомжами, без паспорта. Решил сам так попробовать. С тех пор прошло лет двадцать.

Без названия
 Отношения человека без паспорта с блюстителями порядка, как ни странно, вполне лояльные. Когда начинающий бомж ездил на «собаках» (так в народе называются электрички), милиционеры не раз его задерживали. Николай сразу же признавался, что не имеет никаких документов. Посмотрев в честные глаза странного бродяги и переворошив его сумку (книги, чай), даже самые строгие блюстители порядка сами подсаживали его, безбилетника, в электричку.

Он похож на легкого духа. Длинные разлетающиеся волосы, длинная легкая борода. А видели вы какого-нибудь современного человека, ночующего в снегу, бродящего день и ночь по заснеженным горам?

Рисует Николай, сколько себя помнит, но художником, то есть человеком, работающим на художественный рынок, почувствовал себя совсем недавно. Зарабатывал на жизнь все больше плотничьим ремеслом, стада пас. Рисовал в свободное время, а свои творения использовал «по прямому назначению», для разжигания костра. Но знакомый художник, увидев их, несказанно удивился: «Ты почему свои работы не продаешь?» Николай попробовал продать, и получилось. Одна знакомая представила его графику на каком-то новосибирском фестивале, предложила приехать. Николай приехал в столицу Сибири, но знакомую не нашел, а вместо нее познакомился с другими людьми.

Открыл Чепокова для новосибирских любителей искусства телеоператор Владимир Климов, у которого художник временно и живет. Климов предложил директору галереи «Модерн» Юрию Щепочкину устроить экспозицию работ алтайского художника. До этого графику Чепокова (в очень ограниченном количестве) могли видеть только в Москве и на зональных выставках. Щепочкин организовал две экспозиции - работы Чепокова и итальянца Эмилио Баракка. «Лед и пламень». Действительно, на фоне сакрального Алтая Чепокова почти скульптурная графика итальянского мастера (он и есть скульптор) кажется холодной и эстетически бледной.

Художник-бродяга, почти бомж, личность экзотическая, но сам Чепоков считает свою жизнь вполне обычной. Разве только сама обыденность всего происходящего кажется ему несколько странной. Эту странность обыденного он и пытается изображать.

- Как только у меня появляется крыша над головой, я начинаю рисовать. В Новосибирске у меня получилось просто шикарно. Прожил почти всю зиму под крышей!


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: