Новосибирск 13.2 °C

«Не играй в свой баскетбол!» -

18.02.2004 00:00:00

уговаривала будущую лучшую центровую России
Машу Калмыкову ее бабушка,
но та после уроков мчалась в спортзал.

 Среди российских баскетболисток, претендующих на место в составе сборной России на играх в Афинах, самое удаленное от столицы место работы - у Марии Калмыковой, центровой из новосибирского «Динамо-Энергия». А начинала она в почти подмосковной Рязани. Наверное, как многие из нынешних известных российских - и не только вообще-то российских - баскетболисток, она попала в команду ДЮСШ после обычного просмотра в школе. Из ее класса тренеры присмотрели нескольких девочек, но осталась потом только Маша.

- Мне было тогда десять лет, - вспоминает она. - Разве это возраст, когда выбирают дело всей жизни? Но у меня так оно и вышло, за что я очень благодарна своему первому тренеру Валентине Лазаревой. Правда, порой мое пребывание в баскетболе ставилось под угрозу: моя бабушка сильно переживала: «Прекращай этим заниматься, и так очень высокая растешь!» Но - все: я уже «заболела» баскетболом и после занятий в школе просто рвалась на площадку.

Еще в юношеском возрасте Мария уже играла за «взрослую» команду Рязани и в первый же свой сезон была признана лучшей центровой в России. Потом попробовала себя за границей - в Турции, а после окончания контракта оказалась в «Вологде-Чекавате». Откуда ее чуть позже и забрал к себе Леонид Ячменев. И, можно смело утверждать, Калмыкова нашла своего тренера, а Ячменев - центровую в свою команду. Причем, Мария признается, что еще во время предварительного разговора с Леонидом Александровичем они прекрасно поняли друг друга, и вовсе не условия контракта и не сумма прописью, как говорится, стали решающими в ее решении отправиться в Новосибирск. Леонид Ячменев объясняет это так:

- Машу-то я знал уже давно - я приглашал ее еще в молодежную сборную, когда был тренером этой команды. И вот прослышал, что Вологда как раз собирается отдать Машу в аренду московскому «Динамо», кажется, а Новосибирску как раз не хватало хорошего центрового. И я предложил ей Новосибирск. Мне кажется, что Маша была рада покинуть Вологду. Дело в том, что игрок-то она классный, только вот тренерская установка в ее команде была достаточно примитивной - играть только на Калмыкову! С такой тактикой справиться - дело нехитрое. Главное - не дать ей получить мяч. Думаю, эта тактика была малоприятна и самой Марии. И потом, мы же друг друга хорошо уже знали, поскольку я тренировал сборную страны и приглашал ее в основной состав.

С другими тренерами ей приходилось хуже. «Благодаря» одному из них, который заставлял бесконечно «тягать» штангу, подорвала здоровье. Тренер сборной России Вадим Капранов пригласил ее в команду, но или держал на скамейке, или отводил ей роль третьего-четвертого номера, но вовсе не центровой, хотя Мария объективно была на то время сильнее чем-то симпатичной Капранову Степановой. А в 2000 году произошел случай, который можно было бы назвать курьезным, если бы не было так грустно. Она не попала на Олимпиаду в Сидней, хотя объективно являлась одной из сильнейших центровых в России. Это уже «удружил» главный тренер женской сборной Евгений Гомельский. Правда, особой славы, мягко говоря, сборная в Америке не снискала - осталась без медалей, и Гомельский был отстранен от должности.

 - Было жутко обидно не попасть тогда в сборную, - признается Мария. - Но, наблюдая за выступлениями наших девочек в Сиднее, сильно переживала, что не могу ничем им помочь. Выступили откровенно слабо, и я расстроилась не меньше других.

- Вы знаете поговорку: «ласковое телятко двух маток сосет, а бодливое - ни одной»? Это про Машу, - говорит Леонид Ячменев. - Она просто удивительно неконфликтный, беззлобный и незлопамятный человек! Я не помню случая, чтобы она прикрикнула на кого-то из подруг во время игры. Обидчивая, правда, но это чисто женская черта. Зато отходчивая. Честно скажу, мне всегда трудно ей в чем-то отказать. «Можно, на денек останусь в Москве?» - «Конечно, можно, Маша!» Но это вовсе не говорит о том, что она требует к себе особого внимания.

Ласковая Мария на площадке такой не выглядит. Она успевает побороться и под чужим, и под своим щитами, не уступая в этой борьбе даже более рослым центровым. Она может выпрыгнуть на мгновение позже соперницы, но скорости движения и работы рук хватит, чтобы накрыть мяч. Правда, признается, что ее выводит из равновесия, когда под щитами соперницы норовят ударить по лицу или по рукам. Особенно, когда судьба матча практически решена. «Раны украшают мужчину, а женщине они вовсе ни к чему», - говорит она.

Звездный час Марии Калмыковой - плей-офф на чемпионате Европы в 2003 году. Особенно блистала она в четвертьфинальном матче с француженками, когда не только решалась судьба европейских медалей, но и стояла на кону поездка на Олимпиаду в Афины. Напомним, что до этой игры наша сборная особо себя ничем не проявила. Более того, на предварительном этапе проиграла даже две встречи, и тогда мало кто верил, что все закончится столь благополучно. Но Капранов сотворил, можно сказать, чудо. Он решил, наконец, предоставить ей сыграть так и на том месте, где она умеет и может играть. В итоге, она в игре с француженками набрала 19 очков, причем, выходя на замену.

 - Маша ведь не только бомбардир, - говорит Леонид Ячменев, - ее руки просто созданы для шоттов. Трудно найти в России игрока, который в этом деле был бы больший специалист. Поэтому в защите она незаменимый человек, и под чужим щитом в обиду себя никому не даст.

Нынешний сезон складывается не так, как того хотелось бы и тренеру, и самой Марии. Тренер считает, что это последствия чемпионата Европы. А если точнее, то тактики Капранова, который отводил ее на место оттянутого игрока, а в «Динамо-Энергии» у нее законное место центрового.

«До сих пор мечется по площадке, отвыкнуть не может от сборной, - сочувствует Ячменев. - Но я знаю точно, - продолжает он, - к Олимпиаде она соберется. Это в ее характере. Она умеет правильно оценивать свои действия. Вот после чемпионата Европы мы стали замечать в ней некую «звездность» - тоже чисто «женская болезнь», у мужчин-спортсменов она проявляется значительно реже, - пригласили ее, поговорили, и она поняла все безо всяких обид. Так и с манерой игры: я вижу, что она пытается избавиться от такой своей «неустроенности», а зная ее целеустремленность, уверен: избавится!»

- Я пока только кандидат в сборную, и, чтобы попасть в Афины, надо очень сильно постараться, прежде всего, на тренировках, - говорит Мария. - Это же будет как обидно вторично не попасть на Олимпиаду! Так что приложу все свои силы. А если буду выступать в Афинах и если выиграем Олимпиаду, то можно уже и уходить из баскетбола!

Но это шутка. 25 - не возраст, по достижении которого баскетболисткам следует думать о «пенсии». И, судя по лучшим матчам Марии Калмыковой, играть ей еще и играть! И помнить о Пекине, об Олимпиаде-2008. Есть немало баскетболисток, которые и в 30 творили на площадке чудеса. «А зная целеустремленность Марии...» - напомним слова ее тренера Леонида Ячменева.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: