Новосибирск 6.8 °C

Cо дна Москвы-реки «Новосибирский комсомолец»: последний SOS

05.03.2004 00:00:00

Из-за попустительства столичных чиновников подводный корабль
оказался на дне реки неподалеку от Кремля

Наша лодка времен войны
 Во вчерашнем номере «ВН» уже сообщалось, что 2 марта в Москве-реке затонула подводная лодка «Новосибирский комсомолец», из которой столичные власти собирались сделать музей Военно-морского флота.

Дизель-электрическая боевая подводная лодка «Новосибирский комсомолец» (бортовой номер 396) была доставлена в Москву 15 сентября минувшего года. До списания подлодка проекта 641Б «Сом» (по классификации НАТО «Tango») больше 20 лет находилась на вооружении Северного флота. В 1998 году ее списали и готовили к утилизации. Однако правительство Москвы предложило руководству флота перевести субмарину из Северодвинска в столицу и сделать из нее музей Военно-морских сил, установив на постамент у берега Москвы-реки. Лодку отремонтировали в «Северном машиностроительном объединении» - два из семи отсеков подлодки стали музейными залами. Как предполагалось, придать «музейный вид» остальным отсекам должны были уже в столице.

Буксировка осуществлялась на понтонах, подлодку с трудом перевезли по Белому морю, затем по Волге и, наконец, по каналу имени Москвы. В Северном речном порту «Новосибирский комсомолец» был установлен временно. Как заявил тогда мэр Москвы Юрий Лужков, затем лодку хотели перегнать «в место, которое будет доступно москвичам и в котором субмарина своим угрожающим видом не будет мешать восприятию мирных видов города».


 По словам главного конструктора модернизации и реконструкции подлодки Юрия Григорьева, в том, что «Новосибирский комсомолец» затонул, виноваты столичные чиновники: они «поставили подводную лодку в случайном месте». «Коллектив «Севмаша» приложил немало усилий для того, чтобы столица России имела подводный корабль, превосходящий по оснащению и инженерным решениям все 75 имеющихся в мире субмарин-музеев, - заявил главный конструктор. - А представители столичного правительства не обеспечили ее безопасность». Правда, по словам Григорьева, лодку еще можно спасти, если столичные власти примут срочные меру по ее подъему. Справиться своими силами обслуживающий лодку персонал просто не может. «На лодку не подается электропитание и тепло, что при малейшей аварии делает практически невозможной борьбу за живучесть субмарины со стороны находящейся на ее борту бригады заводских специалистов», - заявил Григорьев. Если же правительство Москвы ничего не сделает, то после начала весеннего паводка подлодка разгерметизируется. А это приведет к тому, что «в пяти километрах от Кремля понадобится проведение спасательных и судоподъемных работ», - предостерег он.

На сегодняшний день неизвестна реакция Московской мэрии на случившееся, но известно зато, что представители «Мосводоканала» отрицают свою причастность к происшедшему. «Северный речной порт вообще не наша территория. За уровнем воды на этом участке следит ГУП «Канал им. Москвы». Мы же обеспечиваем только надзор за загрязнением», - приводит отклик одного из руководителей этой организации «Газета.Ru».

 Заместитель генерального директора ГУП «Канал имени Москвы» Леонид Сусляков, в свою очередь, сообщил тому же источнику, что предприятие «лишь предоставляет место стоянки для подводной лодки». «В сентябре, когда ее перегнали к нам, мы предупредили, что зимой будем, как обычно, уже в течение 70 лет, сбрасывать на полтора метра уровень воды, - сказал он. - Руководитель ОАО «Музей- подводная лодка» Александр Искра, который и занимается лодкой, согласился с этим. Были предъявлены акты, показывающие, что глубины для лодки будет достаточно. Мы спустили воду. Лодка, понятно, села на дно. Теперь владельцы боятся, что она не всплывет, лед-то у нас серьезный».

Пока московские чиновники разбираются, кто прав, а кто виноват в происшедшем, нам остается лишь сожалеть о случившемся. Подводная лодка «Новосибирский комсомолец» для нас не просто субмарина, в названии которой имя нашего города. Нам дороги традиции, заложенные нашими дедами, в 1942 году собиравшими по инициативе обкома комсомола средства на строительство первой подводной лодки, которая в своем первом же боевом походе потопила вражеский сторожевой корабль Uj-1222. Ее дело продолжила и Б-396, на отлично выполнявшая задачи во время боевых учений и при патрулировании вод. Поэтому «серьезный лед» - слишком несерьезная причина, из-за которой корабль погребен на дне Москвы-реки. Жаль, что наши традиции менее дороги московским чиновникам, для которых «Новосибирский комсомолец» как самовар-«самогреб» в апартаментах «нового русского»: сто лет бы не имел, да «браткам» показать хочется - кто позабавится, кто обзавидуется... На том надобность и исчерпывается.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: