В Новосибирском центре стандартизации, метрологии
и сертификации есть музей, аналогов которому в России нет
Николай Темнов:«Все имеет свой вес». Фото Катерины КОСТЫЛЕВОЙ |
С тех пор средства измерения, измерительные приборы претерпели, естественно, немало изменений, и вряд ли в мире есть музей, в котором они были бы представлены абсолютно полно. Не ставил перед собой такой цели и ветеран Новосибирского центра стандартизации, метрологии и сертификации Владимир Григорьевич Емельянов, когда в начале 80-х собрался создать музейный уголок. «Это будет уголок нашей истории», - говорил он своим коллегам. И безусловно, был прав, поскольку по тому, как гири, весы, мерники и другие мерные предметы попали в Сибирь, какие мастера их изготовляли и как они назывались, можно, к примеру, проследить, из какой части России, из какого региона прибывали в Сибирь на поселение люди. Музейный уголок в Новосибирском ЦСМ - единственное в России собрание экспонатов «весей и всяких мерил», пополняющееся исключительно благодаря инициативе сотрудников центра и их коллег из других регионов Сибири.
Николай Темнов с пушечным ядром петровских времен. Фото Катерины КОСТЫЛЕВОЙ |
Пушечное ядро - одно из них. Несмотря на свое первоначальное, явно баллистическое, предназначение, оно на Руси использовалось и как сертифицированная мера веса: мошенники были во все времена, гири тоже подделывались издавна, а изготовление гирь для пушек требовало большой точности - их не подделывали. Хранящееся в музее ядро, например, соответствует четырем килограммам. Оно, кстати, тоже почти со свалки. Точнее, на свалке Емельянов - почитатель вообще всего старинного - нашел литую чугунную печь и обменял ее потом на ядро еще петровских времен.
Пресс-секретарь ЦСМ Наталья Горбунова держит обычную пивную кружку - тоже мера (0,5 литра) и ее «коллегу» - ведерный мерник. Фото Катерины КОСТЫЛЕВОЙ. |
Была и еще одна 20-килограммовая гиря с серийным номером - 6. Она тоже могла бывать в руках Дмитрия Ивановича в то время, когда даже он не мог предположить, что наступят в России дни, когда на эту меру веса покусятся непомерно ушлые ловкачи, чтобы потом сдать в пункт приема цветных металлов. Туда же отправился и латунный ведерный мерник. После двух этих потерь дверки стеллажей стали закрывать на ключ.
Безмены всех поколений. Фото Катерины КОСТЫЛЕВОЙ. |
У изготовителей весов старых времен была какая-то необъяснимая любовь к русалкам. Фото Катерины КОСТЫЛЕВОЙ |
Местные острословы называют ее «пособием для Басаева». Изготовление - ГУКГ при Совнаркоме СССР, завод N 3. На ней - «диаметр жерди», «диаметр накатника», «диаметр бревна», «ширина гусеницы танка Т-34», «расстояние от ствола пулемета до рукоятки»... «Принадлежности для взрывания», «саперный проводник», «электродетонатор», «подрывные машинки», «подрывание металлов», «подрывание дерева», «подрывание здания»... И под каждым разделом такого «оглавления» - расшифровка: вес в граммах, глубина и расстояние в метрах и сантиметрах. Все можно измерить, все имеет свою величину.
Керамические гири (на левой чаше весов) мало кто видел из нынешних покупателей. Фото Катерины КОСТЫЛЕВОЙ |
Музейный уголок Новосибирского ЦСМ - как, собственно, и любое подобное собрание предметов, имеющих прямое отношение к метрологии, - никогда не станет окончательно полным. Во-первых, потому, что трудно найти экспонат, эквивалентный, скажем, первоначальному понятию «дюйм» - ширина пальца, «пальма» - ширина ладони, «фут» - длина стопы или более понятному русскому человеку «локоть» - длина от локтя до конца среднего пальца. Величины эти весьма условны. Во-вторых, прибавляется не только много новых величин и, естественно, приборов, их измеряющих, но и прибавляются новые понятия этих величин. Даже привычный всем нам «метр», который аж с 1795 года непоколебимо был равен в русских единицах 22,497 вершка, с 1960 года с «подачи» 11-й Генеральной конференции по мерам и весам определен не иначе как «длина, равная 1650763,73 длины волны в вакууме излучения, соответствующего переходу между уровнями 2p10 и 5d5 атома криптона 86». Где уж тут поместиться атому криптона между «Воинствующими русалками» и пушечным ядром петровских времен...
Но не в этом смысл и идея музея, который в центре называют попросту «уголком». Его экспонаты - это история дела, которым занимается учреждение; проявление уважительного отношения к нему. А если к тому же при взгляде на них в голову приходят мысли, совершенно, казалось бы, «посторонние» от темы выставки, то это тоже, согласитесь, немало.