Новосибирск 3.3 °C

Когда промедление смерти подобно...

02.04.2004 00:00:00

Либерализм законодателей делает нас
заложниками тех, кто не желает лечиться от туберкулеза

 «...Каким роскошным местом для живых был бы этот сад, где спят мертвецы!... Розы! Повсюду розы! И всем, кто лежит здесь, было по шестнадцать, по восемнадцать, по двадцать лет. Идешь от могилы к могиле и читаешь имена этих существ, убитых в таком юном возрасте неизлечимой болезнью...» Так писал Мопассан о «сладостной Ментоне», а «неизлечимая болезнь» - чахотка. Даже райская французская Ривьера не спасала от нее ни бедных, ни богатых. Сейчас не надо ехать на юг, в Крым, например; туберкулез вполне излечивается даже в Сибири, причем бесплатно. Надо только выявлять болезнь как можно раньше и лечиться. Но, увы, и через полтора века после гибели «юных существ», о которых писал Мопассан, от чахотки умирают. В прошлом году только в Ленинском районе - девятнадцать человек. Из них четырнадцать человек вообще не были на учете, большинство так называемые «асоциальные лица», бомжи.

Этот район и все Левобережье наиболее тревожны по туберкулезу. Если в городе в прошедшем году показатель заболеваемости, то есть количество заболевших на сто тысяч населения, был 89, то в Ленинском районе - 97, в Кировском - 98. Недавно удалось местным властям, не без помощи прессы, отбиться от размещения в густонаселенной части района на улице Блюхера тубдиспансера со стационаром. А стационаров и так в Ленинском два, да диспансер, а еще детский тубсанаторий.

Нельзя не отметить, что в последние четыре года показатель заболеваемости снижается: в 2000-м было 122 чахоточных против 97-ми в прошлом году.

Санитарные службы отмечают эту тенденцию как стабилизацию, потому что эпидемиологический порог все равно превышен.

Прошедший недавно Всемирный день борьбы с туберкулезом еще раз напомнил о неизжитой опасности болезни, пусть ныне излечимой, но так и остающейся, что называется, с социальными корнями. Несколько цифр и фактов вашему корреспонденту сообщила заместитель главного врача по эпидемиологическим вопросам Межрайонного центра санэпиднадзора Левобережья Наталья Шульгина. Семьдесят процентов заболевших имеют доходы ниже прожиточного минимума.

При этом половина подхвативших чахотку - самого трудоспособного возраста: от двадцати до пятидесяти лет. Среди заболевших в Ленинском районе 22 пенсионера, больше 130 человек, которые нигде не работают, какая-то часть из них вернулась из «зоны». Таких людей даже к обследованию привлечь сложно - у них свой образ жизни, мягко говоря, с вредными привычками, провоцирующими туберкулез. Они могут годами не обращаться в поликлинику, где на приеме врач любой специальности, не только терапевт, вправе попросить их пройти флюорографию. Но именно что попросить. Заставить кого-то озаботиться собственным здоровьем ни в коем случае нельзя - нарушение прав человека.

В Федеральном законе «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», принятом в 2001 году, можно прочесть: «Противотуберкулезная помощь оказывается гражданам при их добровольном обращении или с их согласия». Лишь те, кто болен, кто на учете, но уклоняется от лечения, могут быть принудительно помещены в клиники, причем только на основании решения суда. Наши законодатели чуть ли не помешались на этих «правах человека». Теперь ни наркоманов, ни алкашей, даже и по решению суда, принуждать к лечению нельзя, потому что соответствующая статья вычеркнута из Уголовного кодекса. А что уж говорить о туберкулезе... Но почему жильцы должны терпеть соседа, не желающего лечиться от туберкулеза, который распространяет бациллы? Чьи права тут нарушены?!

Раньше на крупных производствах всех попросту загоняли на флюорографию.

Теперь и производств тех нет, а на множествах фирм владельцам не очень-то хочется взваливать на себя еще и «чахотку». Среди заболевших меньше половины было выявлено при профосмотрах, то есть достаточно рано. Остальные обратились, когда болезнь уже начала их терзать. Так что предстоит восстанавливать то, что утеряно, потому что наиважнейший вопрос сейчас - ранняя диагностика... И никуда не уйти от поголовного флюорографирования, на работе ли, по месту ли жительства или учебы.

Наконец-то город получил передвижной флюорограф, базирующийся в тубдиспансере Ленинского района. В первую очередь намечается охватить учебные заведения, предприятия. Но будут ли добровольно-принудительно «просвечены» граждане вольного образа жизни, на окраинах, в местах наибольшего риска? Это задача не только медиков, но и властей...


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: