«Добрый совет» - страничка для тех,
кто платит за услуги и товары
- Бывает, - спокойно отреагировал на эти «страсти» заместитель директора по метрологии Новосибирского ЦСМ Валерий Кошелев. - Про пломбы, правда, не знаю, а что касается «скачущих» экранов и «щелкающих» динамиков или наушников - это бывает. Все приборы с источниками энергии являются излучателями электромагнитных полей, сигналов-помех, другим словом. И сегодня практически каждая квартира заставлена, безусловно, нужными вещами - телевизор, пылесос, магнитофон, телефон, кофеварка и т.д., которые тем не менее друг другу время от времени... мешают, т.е. создают помехи: кофемолка -- телевизору, телевизор - компьютеру, DVD-проигрыватель - телевизору... И так по кругу, можно сказать.
- И что? Никуда не деться от этой «вакханалии»?
- Никуда. Даже если уедете на природу, то где-то неподалеку будет, скажем, линия электропередач, а все, в чем есть ток или искра, - источник помех. Электричка, трактор... Да что угодно!
- Значит, покупая очередной бытовой электроприбор в дом, мы обрекаем себя на дискомфорт?
- В определенной, весьма и весьма условной мере. Помехи бытового характера, согласитесь, не очень масштабны. В абсолютном своем большинстве бытовые электроприборы, прежде чем оказаться в торговой сети, как минимум дважды проходят сертификационные испытания на безопасность, включая и испытания на безопасность электромагнитную. Причем проверяются два его свойства - собственную, так сказать, безопасность (т.е. помехозащищенность) и на его «вредное» влияние на другие приборы. Собственно говоря, целью стандартизации в области создания различных приборов и является обеспечение минимального влияния одного прибора на другой. Это сформулировано в виде более 200 ГОСТов на электромагнитную совместимость.
- А производителю не проще сделать все, чтобы защитить свою продукцию, и, извините, махнуть рукой на те приборы, которые будут стоять в той же комнате у покупателя?
- ГОСТы заставляют работать производителя так, чтобы тот обеспечивал создаваемый прибор высокой помехозащищенностью и чтобы устройство производило минимум - как их называют - индустриальных помех. В любом случае помехи будут, но свести до минимума можно. В принципе можно создать устройство, которое не будет иметь помех вовсе, но стоит оно будет очень дорого, потому что мощные защитные экраны определяют и высокую стоимость. Вот фирмы-производители и государства и разработали на уровне Европы систему стандартов, установили «правила игры» для европейского рынка. На любой вид продукции - для пейджеров, для сотовых телефонов, для электросчетчиков - на все, где есть ток. Проще говоря: производите, но чтобы ваши изделия не превышали уровня электромагнитных помех и чтобы были нечувствительны к установленному уровню помех.
- А как при покупке того же телевизора узнать, прошел он эти испытания или нет? Отметка какая-то в техпаспорте есть?
- Отметки нет. Но я повторюсь, что испытания проводятся в обязательном порядке при проектировании и постановке на конвейер - это раз, и при импортировании изделий - два. Если вы пользуетесь продукцией брендовой, то вероятность вообще ничтожно малая. Потому что бренды стоят дорого именно потому, что работают над собственным имиджем. А одно из условий обеспечения имиджа -- это высокое качество продукции. А при покупке небрендовых товаров вероятность, что помехи будут чаще, возрастает. Потому что промоушен закладывается в стоимость продукции. Метрологическое обеспечение испытаний по электромагнитной совместимости - очень дорогое удовольствие. Лаборатория по этому виду испытаний на все виды продукции - это десятки миллионов долларов. А по узким направлениям - по связи, например, бытовой электронной техники и т. д. -- миллионы российских рублей. И, естественно, стоимость испытания в такой лаборатории отразится на стоимости каждого предмета этого вида продукции. Это вопрос вообще сертификации как таковой. И те производители, которые меньше средств закладывают в испытания и в рекламу, они и меньше обеспечивают соответствие продукции международным нормам. Правда, есть исключение - об этом потребителям надо знать. Китай, например: там вопрос качества поднят на высоту политики государства, там за некачественную продукцию ставят к стенке. Фирма ББК - бытовая техника, DVD-проигрыватели - добилась отличного качества, а цены установила на порядок ниже «общепринятых», что и заставило признанных производителей этой продукции снизить свои цены - Сони, Панасоник, Филипс. Словом, чтобы не ошибиться, то продукцию надо покупать только брендовую - если есть деньги. А если их не так много, то тогда обращайте внимание на название страны-производителя: из поднимающихся стран - это (после Тайваня и Гонконга) сейчас Китай, Корея, которые обеспечивают величайшее качество продукции по очень высококонкурентным ценам. Они объективно отстают от брендовых законодателей моды в части дизайна, но в качестве не уступают.
Страница подготовлена совместно с новосибирским
центром стандартизации и метрологии