Новосибирск 9 °C

Cиний взгляд вечности

08.04.2004 00:00:00

Продолжаем публикацию серии статей профессора Донских.
Начало в «ВН» за 22, 29 января, 12, 19, 26 февраля, 18 марта

Один из горельефов храма Христа Спасителя в Москве
И часто тайную отраду
Находит муке неземной,
За непреклонную ограду
Стремясь завистливой
мечтой.
М. Лермонтов

 20 июня 1605 года в Москву триумфально вступил поддельный царь Димитрий Иванович. В народной исторической песне, которая была записана в XVIII веке, про это событие говорится так:

Ты Боже, Боже,
Спас милостивой!
К чему рано над нами
прогневался,
Сослал нам, Боже,
прелестника,
Злого расстригу
Гришку Отрепьева,
Ужели он, расстрига,
на царство сел?
Называется расстрига
прямым царем,
Царем Димитрием
Ивановичем Углицким.

 Не полюбилось народу, судя по этой песне, что сел над ним царствовать монах-расстрига Гришка и назвался именем «природного» царя Димитрия, сына Ивана Грозного. А современный историк пишет противоположное, что именно поддержка народа, народные толки и ожидания создали почву для появления самозванца. В свою очередь, «деятельность самозванца оказала огромное воздействие на дальнейшее развитие народных утопий». Народ, разочарованный в царе; народ, объявляющий царя антихристом; народ, поддерживающий самозванцев, выдающих себя за истинных, природных государей, а потом проклинающий их.

Народ - утопист, народ, верящий в «доброго царя», - характеристика привычная, но, в то же время, довольно-таки своеобразная. В ней проявилось то качество народного сознания, которое наиболее точно обозначается словом «мистицизм». Именно это качество дало себя знать в том явлении, которое называется «самозванничество» и которое потрясало основы государства с начала XVII до конца XVIII века - до восстания Пугачева, «царя Петра Федоровича», как он сам себя представлял. За этим должна стоять вполне мистическая убежденность в том, что существуют «природные цари», которые обладают вполне определенными качествами, отличающими их от всех других людей. И только такие цари принесут народу благо. Утопист в данном случае - это тот, кто верит своей мечте и тому, что стоит за пределами ощущаемого мира, больше, чем реальности.

Пекущиеся о запредельном

 В предшествующем очерке речь шла об эстетизме в отношении к окружающему миру. Здесь мы будем говорить об отношении к сверхбытию, к миру божественного, которое можно оценивать по шкале «мистицизм - материализм». Слово «мистицизм» понимается обычно в связке с понятием религии и поэтому как противостоящее науке. И, кроме того, оно изрядно запачкано ненужными ассоциациями. В данном случае я буду понимать мистицизм примерно так, как его понимает Владимир Соловьев. Во-первых, мистическим называется представление о том, что не все человеческие знания бывают получены непосредственно из чувственного опыта. Есть сверх-опытные источники знания. Причем, это может вовсе не означать опоры на божественное откровение, речь может идти, например, о стремлении пытаться все понять как единое, что совершенно не вытекает из чувственного опыта, говорящего нам, что в мире существуют лишь единичные вещи и нет ничего общего как такового. Более проблематичным представляется отношение мистического и рационального, разумного. Обычно «мистическое» понимается как синоним «иррационального». Но это неправильно. Рациональное проявляется в способе разработке идеи, а не в том, откуда эта идея пришла. Как известно, интуиция - постижение истины путем ее прямого усмотрения - играет огромную роль в той же науке. В данном случае мистицизм - это усмотрение истины за пределами осязаемой реальности и твердая в нее вера.

Главное при таком подходе - ориентация на идеальное начало, на то, что открывается сверхразумному усмотрению. Идеи в этом случае оказываются выше людей. Материалистический, или реалистический подход, ориентирующийся на действительные взаимосвязи и на актуальные отношения, противостоит подходу мистическому. И соответствующим образом проводятся политико-социальные реформы: либо концепции и вытекающие из них действия выстраиваются, исходя из реальной общественной ситуации, либо люди подгоняются под концепции. Русский народ как в своем религиозном, так и в своем политическом развитии, ярко демонстрирует второй подход.

Интеллектуальное молчание

 Одним из наиболее странных моментов в истории древнерусской культуры является ее интеллектуальное молчание. Как писал замечательный историк русской духовной культуры Г. Флоровский, «было великое искусство, большая серьезная творческая работа в политической и социальной областях. Но совершенно ничего оригинального или выдающегося не было произведено в области мысли, как теологической, так и светской». В то время как на Западе разыгрываются интеллектуальные битвы, когда схоласты обсуждают животрепещущий вопрос об отношении между разумом и откровением, на Руси никаких противоречий между ними не наблюдается. И хотя существуют переводы философских и богословских работ, они не наталкивают русских ни на какие самостоятельные размышления. Можно, конечно, объяснять это отсталостью, неспособностью к ученой работе, антиинтеллектуализмом. Но такие псевдообъяснения сами требуют объяснений, и поэтому ничего серьезного не говорят. Понятно также, что абстрактно-интеллектуальные штудии не были востребованы обществом. Русь интуитивно удовлетворялась сознанием единства разума и откровения.

И здесь мы подходим к одной из особенностей православия, которая наиболее резко отличает его от западной католической традиции. Владимир Лосский называет ее «апофатизмом», отрицательным богословием. Наиболее полно этот подход выразил неизвестный автор пятого века в сочинениях, которые были приписаны Дионисию Ареопагиту, первому епископу Афин. Основная идея апофатического (отрицательного) богословия состояла в том, что человеческий разум в принципе не способен вместить представление о Боге, поскольку это бесконечно превосходит его возможности. Человек не может составить о Боге ясного понятия. Дионисий поэтому, говоря о Боге, использует выражение «божественный мрак». Согласно Дионисию, любые рациональные определения лишь духовно отдаляют человека от Бога. И для того, чтобы сблизиться с Ним, человек должен очистить душу от всего мирского, оставить всякие попытки словесных определений, сделаться совершенно безмолвным и немым. И только когда он всем сердцем и разумом ощутит мрак полного неведения, к нему может прийти высшее озарение, так называемое «обожение» - единство Бога и человека. Сочинения Дионисия Ареопагита (в литературе обычно называют его псевдо-Дионисием, поскольку достоверно, что никакого отношения к первому афинскому епископу эти сочинения не имеют) были хорошо известны на Руси, особенно начиная с конца XIV века. Именно такое понимание отношения человека и Бога развивают исихасты, о которых мы говорили в предшествующих очерках. Лидер исихастов св. Григорий Палама дополнил эту концепцию учением о несотворенных энергиях Бога, разлитых в мире. Целью человека становятся неустанные усилия, направленные на себя, на очищение своего сердца, а не на построение изощренных логических схем.

Благодать и свобода воли

 Еще один момент, который отличает западно-христианскую (католическую) традицию от восточно-христианской (православной), - это отношение к божественной благодати и свободе человека. Бл. Августин, отец католического вероучения, считал, что христианин в принципе не может своими усилиями достичь спасения души - главной цели человеческой жизни. Это возможно только благодаря божественной благодати. Свободная воля человека в этом не играет никакой роли. Позже, во время Реформации XVI века, основатель одной из самых влиятельных конфессий Жан Кальвин возрождает во всей полноте учение бл. Августина. Подход этот состоит в том, что если Бог не предопределил определенного человека к спасению, то никакими усилиями, никакими добрыми делами он, этот человек, до рая не доберется. С его собственной волей его спасение никак не связано. В свою очередь, решение, которое было развито в Византии и принято на Руси, состояло в том, что ни божественная благодать сама по себе, ни усилия свободной воли сами по себе недостаточны для достижения спасения. Только неустанные усилия свободной души, полагающейся на божественную благодать, способны привести человека к спасению. Иначе вообще теряется смысл свободной человеческой воли. Именно такой взгляд мы встречаем у самых почитаемых русских святых - Сергия Радонежского, Нила Сорского, Тихона Задонского, Серафима Саровского. И здесь опять мы встречаемся не с антиинтеллектуализмом как таковым, а с иными жизненными и нравственно- религиозными установками. Но заданный этот идеал был настолько высок, что в реальной жизни он был практически недостижим. И, наверное, ярче всего сознание этого проявилось в завещании св. Нила Сорского: «Повергните тело мое в пустыне этой, да поедят его звери и птицы, потому что согрешило много перед Богом и не достойно погребения».

Невозможность соответствовать требованию такого напряжения инстинктивно чувствовали иосифляне, которые пытались уйти от него под тяжелую руку государства.

Надо переделать народ

 Таким образом, возникает разрыв между стремлением к цельности жизни и равнодушным принятием самых низких ее сторон, между напряженным поиском высокого идеала и попытками его реализовать и стремлением «по своим страстным волям жити». С одной стороны, мессианские идеи Руси святой и Москвы - Третьего Рима, с другой - улицы, до колен покрытые невежеством (Сумароков).

Проявления мистической стороны русского сознания можно четко видеть как у славянофилов, так и у западников уже в девятнадцатом веке: и те и другие выстраивают идеальные образы, относятся ли они к России, понятой в качестве идеала и цели, либо к Западу, воспринятому как идеал и цель. Именно такое отношение к жизни создает ситуацию, когда создается и реализуется некоторая политическая программа, а потом народ обвиняется в том, что он не соответствует объявленным высоким целям. Творцы программ рассматривают народ в модальности долженствования - не тот, который есть, а тот, которым он должен быть по их просвещенному мнению. И быть сразу, не затягивая. А если он не такой, то тем хуже для него, для народа.

Мистицизм создает ситуацию напряженности сознания, которая часто разрешается в конечном счете в отказ от всяких попыток достичь какого бы то ни было идеала вообще. А потом раскаяние и устремленность в такую высь, которая снова может разрешиться только в страшное падение. Этим объясняется максимализм требований, который сначала удовлетворяется синицей в руках, но, как только эта синица поймана, воспоминание о журавле снова не дает покоя. Но, с другой стороны, именно мистическое отношение к жизни позволяет народу выдерживать огромные напряжения и благодаря этому поступаться личным в критических ситуациях.

Олег ДОНСКИХ, профессор, доктор филосовских наук

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: