Новосибирск 7.7 °C

Зачем вузу наука?

08.04.2004 00:00:00

В НГТУ убеждены: вне научной деятельности
невозможно подготовить полноценного инженера

 Зимой на одном весьма представительном вузовском совещании ректоры ряда университетов России, выступая в присутствии большого начальства из Москвы, жаловались, что не получают средств на развитие научной деятельности. Между тем материальная база университетов стремительно устаревает. В Новосибирске сейчас не так много вузов, где ведется научная работа. Но один из них - это, безусловно, НГТУ, технический университет.

История одной разработки

 Лет семь назад, когда уже со всей остротой стоял вопрос о жидком нефтяном топливе, которого не хватало не только транспорту, но и тепловым станциям, работающим на мазуте, в Новосибирском техническом университете начали работы по созданию композитного топлива. Композитное - от слова «композиция», значит состоящее из нескольких веществ, которые позволяют получать топливо нужного качества.

Собственно, композитное топливо в мире известно. В его основе лежат вода и уголь, либо вода и торф, мельчайшие частицы которых сцепляются в специальных установках гелем, и получается устойчивая взвесь, которую можно сжигать вместо мазута. Одним из первопроходцев в этом деле была Япония, у которой почти нет собственного углеводородного сырья, и она вынуждена его завозить из других стран.

Группа научных сотрудников и преподавателей НГТУ во главе с доктором технических наук профессором Юрием Овчинниковым создали технологию, позволяющую получать топливо, которое несколько уступает японскому по калорийности (японцы работают на основе высококачественных австралийских и американских углей, а наши - на базе обычных), но превосходит японское по сохранности. Японское расслаивается через полгода на составляющие и становится непригодным для употребления. Новосибирцы отвозили в Новокузнецк для опытного сжигания топливо, которое стояло около года в специальных емкостях и было еще пригодным. Не растрясла его и дальняя дорога. Горело отлично.

Года четыре назад на одном из представительных совещаний Сибирского федерального округа бывший генеральный директор «Новосибирскэнерго» Виталий Томилов, когда речь зашла о подготовке энергосистемы к очередной зиме, заявил, что угля у них достаточно, а что касается мазута для некоторых котельных, то скоро он вообще не понадобится, потому что энергетики совместно с техническим университетом ведут работы по созданию искусственного композитного топлива. И первые образцы уже готовы. А сейчас, обнадежил Томилов, идут работы по созданию опытной установки.

Поторопился. Потому что наступили трудные времена. Был кризис в руководстве «Новосибирскэнерго». И совместные работы по созданию опытной установки для изготовления и сжигания ИКТ были по существу свернуты.

Жаль. Потому что в планах творческой группы ученых НГТУ был следующий шаг: внести в ИКТ такие добавки, чтобы оно не замерзало даже на сибирском морозе. И тогда топливо становилось полностью конкурентоспособным с мазутом. А из-за своей дешевизны превосходило бы его по всем статьям.

Но для того, чтобы получить композитное топливо, торф или уголь нужно довести до состояния, чтобы их частицы были не больше нескольких микрон. И такие установки тоже были созданы. По сути, была проделана большая и серьезная работа по конструированию новой техники. И вот все пошло прахом, работы заглохли. Хотя нужда в развитии этого направления научно-технического поиска огромная.

И кто только не приезжал к ученым НГТУ узнать подробнее об их разработке! Сахалинцам они устроили опытное показательное сжигание своего композитного топлива. Но с гибелью руководителя коммунальной службы областной Сахалинской администрации интерес островитян к этому направлению тоже угас. Специалисты из Приморья интерес проявляют, но у них там все время проблемы с руководством. Приезжали москвичи, но тем, видимо, проще мазут купить, чем лишний раз голову ломать над очередной технической задачей. И тогда группа Юрия Овчинникова стала искать контакты с предпринимателями. Если нет пока топлива и собственной установки, то надо сотрудничать с фирмами, которые могут и хотят производить установки для измельчения торфа или угля и просто продавать их.

Дело в том, что эта техника обладает в некотором смысле универсальными свойствами. На ней можно изготавливать удобрения для сельского хозяйства. Производить гранулы. И один из инициативных людей, Сергей Луценко, с кем сотрудничают сотрудники технического университета, ходил в свое время в областную администрацию с предложением построить завод и приготавливать из торфа удобрения для хозяйств области. Министерство сельского хозяйства собиралось деньги дать на техническое развитие села. Но денег, как всегда, нет...

Пробовали новосибирцы связаться с руководством электродного завода. Дело в том, что здесь скопилось огромное количество угольных отходов, которые ни на что больше не годятся, как на изготовление топливных брикетов, которые можно успешно продавать населению. Сделали пробные брикеты. Превосходный товар. Строительство заводика по производству 10 тонн брикетов в сутки окупится за три года. А жидкого композитного топлива - в два раза быстрее. Но и на электродном в то время шла борьба за власть. И хотя годовой объем выпускаемой продукции сейчас на заводе около миллиарда рублей, несчастные 13 миллионов для строительства завода здесь так и не нашли.

Нужна ли вузовская наука?

 Этот вопрос я задал проректору по научной работе Новосибирского государственного технического университета доктору технических наук, профессору Алексею Вострецову. И вот что он ответил:

- Наука в вузе - не самоцель. Хотя договорные работы тоже приносят пользу. Появляется возможность маневра. И людям даем немного подзаработать, и собственную базу при нынешней нищете высшей школы укрепляем.

Но главное, конечно, в другом. Собственно, преподаватели и студенты занимаются не научной работой, а научной деятельностью. К ней примыкают и инновационная работа, и создание новых технологий, и экспериментирование. То есть в основе лежит идея, что вне научной деятельности невозможно подготовить по-настоящему грамотного инженера, это основа подготовки квалифицированных кадров. Поскольку мы готовим специалистов для производства будущего, то студенты совместно с преподавателями участвуют в сегодняшней научной деятельности. Закладывается основа специалиста, тонко чувствующего современные технические требования.

- Имеет ли университет связи с большой наукой?

- А что такое большая наука? Наука, она наука и есть. Другое дело, что когда создавался Академгородок, то все внимание было отдано ему. Есть научные исследования, фундаментальные, прикладные, экспериментальные. И в Сибирском отделении РАН существует много исследовательских институтов самого различного профиля. Но комплекс научных исследований един, и разрывать его на составляющие было бы не только нецелесообразно, но и вредно.

Другое дело, что в России исторически сложилось так, что науку издавна пытались сосредоточить в институтах Академии, а образование - в университетах. Но это только в России. За рубежом это далеко не так. Там большинство фундаментальных исследований проводится при университетах. Новые технологии разрабатываются тоже в университетах. И это оправданно и понятно, потому что промышленность получает новые разработки вместе с кадрами. Если отделить одно от другого, то хорошего не жди. Допустим, если научную деятельность отделить от подготовки кадров, то она свернется, в том числе и в Академии наук.

- Раньше НЭТИ выполнял много хоздоговорных работ для предприятий Новосибирска. Как сейчас с этим обстоят дела у НГТУ?

- С угасанием промышленности города эти работы по большей части были свернуты. Сейчас, с постепенным возрождением предприятий интерес к прикладной науке снова активизируется. У нас были прекрасные контакты с «Сибсельмашем», «Сибтекстильмашем», заводом химконцентратов и, разумеется, с НПО им. Чкалова... Сейчас эти связи возобновляются. Но многое утеряно.

- Наверняка вы изучаете и зарубежный опыт подготовки специалистов...

- Изучаем. И они наш изучают. Тут есть одна интересная деталь. Вообще подготовка российских специалистов считается одной из лучших. Причина почти простая: если в развитой западной стране на одного преподавателя приходится 12-25 студентов, то в МГУ - 4, в Томском университете - 4. К сожалению, из-за недостаточного финансирования высшей школы нас пытаются направить по западному пути развития. А увеличение количества студентов на одного преподавателя неминуемо ведет к снижению уровня подготовки специалиста. Это аксиома...


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: