Новосибирск 9.7 °C

Душа конфеты бессмертна

08.04.2004 00:00:00

 Так считает кандидат геолого-минералогических наук, куратор рудного и минералогического отдела центрального Сибирского геологического музея Станислав Михайлович Николаев - новосибирский коллекционер, в собрании которого свыше 12 тысяч конфетных и шоколадных оберток 29 фабрик России, СССР и снова России.

В руках Станислава Михайловича фантики, которые собирал еще его прадед... Фото Сергея ПЕРМИНА
 - Когда я был еще мэнээсом, то, наверное, выглядел достаточно чудаковатым молодым человеком, - иронизирует над собой Станислав Михайлович. - Ну, только представьте: движется по тротуару человек и то и дело наклоняется, чтобы завязать шнурки! А в автобусе - постоянно что-то роняет...

Между тем, обувь у Николаева всегда была в полном порядке, а к документам и деньгам он относился с должной бережливостью и аккуратностью. Шнурки и бумажник - это, если хотите, метода собирательства фантиков. Не будешь же, право слово, нагибаться каждый раз, чтобы рассмотреть: это просто бумажка на тротуаре валяется, автобусный билет, рублевка или все-таки фантик? Тогда уж точно за человека не от мира сего примут. А так - ну, расшнуровался якобы ботинок - с кем не бывает? - нагнулся, чтобы завязать, заодно и бумажку получше разглядел. То же и с бумажником в автобусе: не лезть же под ноги пассажирам за фантиком!

Но началась коллекция все же не со случайно подобранной конфетной обертки. Самая ценная часть досталась, можно сказать, по наследству.

 - Их еще собирал мой прадед, потом дед, а потом моя тетушка, - перечисляет «родословную» собрания Станислав Михайлович. - В шестидесятых годах она и передала мне небольшую - в четыреста штук - коллекцию. Сейчас у меня их 12 тысяч, но та часть - «изюминка»: дореволюционные. Конечно, по уровню полиграфии они уступают современным, но вот по всем остальным параметрам - ничуть и даже превосходят! Вы можете назвать сорт нынешних конфет, выпущенных к какой-нибудь дате или событию? А тогда это было принято: вышла повесть Толстого «Хаджи Мурат» - и выпустили такой фантик. «Веселая вдова» была поставлена - тут же конфеты с соответствующими рисунками. А «Пара гнедых, запряженных зарею» - романс, который пела вся Россия? Вот он - фантик, да не просто с изображением, но еще и с нотами!

С ним трудно не согласиться. А как поспоришь, если у него прямые доказательства, что называется, на руках. Вот они - фантики с изображением Городничего, Тяпкина-Ляпкина и проч. - к юбилею Николая Васильевича Гоголя; персонажи произведений Льва Николаевича Толстого - к его юбилею. Появился первый аэроплан - тут же конфеты, обернутые в фантики с изображением летательных аппаратов. Началась империалистическая война - вышла серия «Русское войско» с картинками всех чинов царской армии - от нижних до офицерских. О серии «Дом Романовых» разговор отдельный.

 - У меня их всего несколько штук, но я не знаю, у кого есть больше-то? - Станислав Михайлович не скрывает гордости. - На них не только цари, но и люди, к ним приближенные... Вообще-то эта тема особая, она напрямую связана с тем, что называется патриотическим воспитанием. Знаете, эти фантики позапрошлого века несли, на мой взгляд, огромную воспитательную и просветительскую нагрузку. Недавно вот у нас атрибуты государственной символики по школам раздавали, помните? Дело нужное, конечно, детвора должна знать и гимн, и герб, и флаг своей страны... А что значит патриотическое воспитание самых маленьких? Вот оно - конфета с портретом Козьмы Клочкова! И не просто портрет, а читайте внизу четверостишие: «Долой надменные прусаки! Ведь не собрать от вас клочков, когда пойдут на вас казаки и налетит Козьма Клочков». Какой ребенок не полюбопытствует, держа в руках эту обертку, кто такой Клочков? И мой сынишка, помню, спрашивал. Покопались в книгах, узнали: первый полный Георгиевский кавалер! С ним даже царь Николай II встречался. Вот оно - патриотическое воспитание не то что со школьной скамьи, а едва ли не с люльки!

 Подискутировать с ним, конечно, могут найтись желающие. Достаточно вспомнить, что были в советские годы и конфеты «Пролетарские», и «Красноармейская звезда», и даже «Объединенный труд». Было время - куда деваться-то? - когда и «Нашу индустрию» или «Интернационал» народ в охотку поедал... Правда, все эти «Наша индустрия» вместе с «Серпом и молотом» - патриотизм иного рода, не истинно народный, скорее даже - больше памятник советскому периоду в жизни страны, когда история подменялась решениями прошедшего съезда компартии, а фантазия - «планов громадьем».

Скудость фантазии дизайнеров кондитерских фабрик, считает Николаев, ощущается и сейчас. Есть, правда, в этом свой плюс: не догадались, слава богу, в первые послеперестроечные годы наводнить рынок по примеру советских времен какими-нибудь «Молодыми предпринимателями», «Малыми бизнесами» и тому подобными «Лучшими директорами года». Но минусов несравнимо больше.

 - Обратите внимание на прилавки магазинов, - советует Станислав Михайлович. - Что там? «Ласточки», «Чародейки», «Каракум», «Морские», «Школьные» и т. д. Эти сорта выпускают, кажется, все кондитерские и шоколадные фабрики. Раньше такого не было. Вот томская фабрика «Борислав» выпустила «Пару гнедых», и больше их никто не выпускал. «Бликнетъ и Робинсон» - 19 фабрик, по-моему, у них было в Петербурге, Москве, Риге, Кронштадте - выпустили спортивную серию, и больше никто с таким же дизайном и с таким же названием! Почему-то молоко «Веселый молочник» производит только «Сибирское молоко» и больше никакой молкомбинат, а конфеты с одним названием - кто угодно? Популярное сегодня понятие «торговая марка» не нами придумана и не сейчас. Оно оттуда, с тех времен. Тогда даже самому менее удачливому фабриканту было позорно выпустить конфеты под таким же названием, которое уже есть на рынке. Сегодня, увы, ситуация иная... Как, собственно, и с дизайном. Почему «Морские» - значит, непременно синие. А рядом - «Морские приключения» - в тех же тонах! Тут же и такие же синие - «Вечер», «Ночка»... Сегодня модны блестящие обертки - вот вам блестящие; завтра будут модны матовые - пожалуйста, матовые.

 Хорошо забытое старое нет-нет да появляется на нашем рынке - не обязательно конфетном. Скажем, пробки от «Пепси-колы» с изображением на внутренней стороне какой-нибудь детали велосипеда: собрал велик полностью - получи настоящий. Или фрагменты портрета очередной поп-дивы в тинейджерских журналах: собери из частей лик дивы «в полный рост». Между прочим, идея-то не нова, а вовсе не из Запада пришедшая.

- Взгляните-ка на этот фантик, - Станислав Михайлович показывает одну из оберток. - Он из серии «Сказки». «Иван-царевич и серый волк». Фантик как фантик, а что у него на обороте? Это строки из сказки. Развернул, откусил, почитал. И попросил у родителей еще конфету, чтобы... сказку дочитать! С одной стороны - предпринимательский ход, верно? А с другой - есть в этом образовательный и воспитательный момент, который обязательно соблюдался «старорежимными» дизайнерами. У серии «Азбука» - то же предназначение. И у «Загадок» с отгадками на обратной стороне - тоже.

 Николаев вспоминает, что когда в начале своей коллекции показывал фантики от конфет начала 1900-х годов людям преклонного возраста, те порой не могли сдержать слез - воспоминания переполняли. Не просто «Ах! Я же их ела когда-то!», а конкретные эпизоды вспоминались людям: когда, в каком магазине или лавке конфеты были куплены. Что это было за здание, где размещалась лавка, и как были одеты родители, которые покупали эти конфеты. Сколько они стоили и какие деньги были в ходу. К какому празднику покупались и как отмечался этот праздник... А что вспомнят наши дети, внуки, если мы покажем им, выросшим, обертку от сегодняшних то ли «Морских», то ли «Морских забав», то ли «Вечера» или «Ночки»?

- Интересно было бы посмотреть, что будет лет через сто, - рассуждает Станислав Михайлович. - Ко мне года полтора-два назад приходили двое молодых людей вроде из какой-то нашей кондитерской фабрики. Долго рассматривали фантики, переснимали их «цифровиком». Надеюсь, на пользу. Правда, пока на прилавках магазинов ничего нового я не нахожу...

 ...Коллекционирование чего бы то ни было - это прежде всего собирание предметов истории. По самоварам и утюгам, значкам с гербами городов и маркам, анекдотам и винно-водочным этикеткам можно судить о развитии общества, его приоритетах, вкусах, достижениях и степени убогости. Коллекционирование фантиков - не исключение. Хотя и есть устоявшееся снисходительное отношение общества к этому увлечению. Достаточно сказать, что и названия-то «умного» не придумано для коллекционеров конфетных и шоколадных оберток. И альбомов специальных для фантиков не выпускают: Николаев, например, приспособил для шоколадных оберток мультифоры, а для конфетных - клеммташи. Но ценности от этого такие собрания не теряют. И если даже всего один человек, глядя на фантик от Савинова или Тихонова, вспомнит родителей, родственников, которые ему такие конфеты покупали, - уже не лишне. А Станислав Михайлович, между прочим, видит в собирании фантиков вполне конкретную пользу для коллекционера.

- Во-первых, это одно из средств медитации, - убеждает он. - Наводишь, так сказать, ревизию в коллекции, перебираешь, сортируешь и отвлекаешься от каждодневной суеты, от проблем. А во-вторых...

Тут он озвучивает совершенно неожиданную и, кажется, еще никем и нигде не растиражированную точку зрения:

- ...Коллекционеры дольше живут.

- ?!

- Потому что им жалко расставаться со своей коллекцией!


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: