Рекордным по числу наград самой престижной национальной театральной премии «Золотая маска» для Новосибирска был год 2002-й, тогда два наших театра привезли сразу три «Маски». Однако теперь тот «театральный рекорд» можно считать побитым. Десятый, юбилейный фестиваль, проходивший в Москве с 27 марта по 11 апреля, принес новосибирским театрам сразу четыре (!) награды
Две «Маски» новосибирской оперы
Опера «Жизнь с идиотом» Альфреда Шнитке, представленная на фестивале по семи номинациям, получила в результате две «Золотые маски». Исполнителю роли «Я» заслуженному артисту России Александру Лебедеву вручили «Маску» в номинации «Лучшая мужская роль», а художнику-постановщику оперы Давиду Боровскому (Москва) досталась «Маска» в номинации «Лучшая работа художника в музыкальном театре».
«Жизнь с идиотом». Сцена из спектакля |
Роль «Я» в «Жизни с идиотом» - одна из сложнейших и любимых.
После исполнения подобной партии, - говорит Александр Лебедев, - я могу спеть все, что угодно, мне уже ничего не страшно.
Александр Лебедев |
Давид Боровский - народный артист России, лауреат Государственной премии РФ, член-корреспондент Российской академии художеств. Как говорят о Боровском, он задумывает и сочиняет спектакль как партитуру. Режиссеры любят работать с Боровским: к какой бы школе они ни принадлежали. Встреча режиссера Генриха Барановского (Польша) и художника-постановщика Давида Боровского, произошедшая в прошлом году, была очень удачной. Совместное «детище» - опера «Жизнь с идиотом» - всколыхнула музыкальную жизнь столицы Сибири и нашла свое достойное место в репертуарной афише Новосибирского оперного.
Две «Маски» «Глобуса»
«Двойное непостоянство». Сцена из спектакля |
Для актрисы Ольги Цинк роль Сильвии в «Двойном непостоянстве» стала поистине знаковой. Именно с нее начался стремительный, головокружительный взлет молодой актрисы. До того занятая в «Глобусе» преимущественно в детских спектаклях и ролях второго плана, она получила сразу три главных роли у разных режиссеров. Именно Дмитрий Черняков, считает Ольга, ее открыл и сделал актрисой.
- Дмитрий Черняков - уникальный художник. Он умеет рисовать в своем воображении очень ясную и четкую «картинку» спектакля и умеет очень хорошо это свое видение актера передать. Он придумывает спектакль до самых малейших подробностей и деталей еще задолго до того, как начинает его ставить...
В спектакле, по признанию актрисы, произошло невероятное совпадение всего со всем, что бывает, наверное, только раз в жизни. «Вся моя внешняя характеристика, все черты моего характера пришлись к спектаклю как нельзя кстати...»
Ольга Цинк |
Дмитрий Черняков, кстати, получил «Маску» в номинации «Лучший режиссер». Но не за наш спектакль, а за спектакль «Похождение повесы» Игоря Стравинского, поставленный им в Большом театре.
Всего на новосибирской сцене Черняков поставил четыре спектакля, кроме «Двойного непостоянства», это «Аида» - недавняя премьера Новосибирского оперного, «Козий остров» Бетти (театр «Красный факел») и опера Кобекина «Молодой Давид» (Театр оперы и балета).
Плюс еще одна «Маска»
Алексей Людмилин |
Напомним, что Алексей Людмилин проработал в Новосибирском оперном театре в качестве главного дирижера десять лет, потом был вынужден уйти. Точнее, был «уволен за прогулы». А «прогулял» главный дирижер, так как ставил с Ростроповичем знаменитую «Леди Макбет Мценского уезда». С 2000 года и до недавнего времени он в качестве художественного руководителя и главного дирижера возглавлял башкирскую оперу. И его «Золотая маска» сегодня - праздник для Уфы.