- В полной мере мы ощутим последствия демографического кризиса через три-четыре года,- говорит председатель приемной комиссии НГТУ Николай Макаров. - Некоторое снижение количества абитуриентов ощущается уже сейчас. Надеюсь, что абсолютных недоборов все-таки не будет.
Аналогичные ситуации уже случались. В 1986 году в НЭТИ (так раньше назывался технический университет) можно было поступить, сдав экзамены всего лишь на тройки. Зато в медицинский конкурс доходил до восьми человек на место. Народная молва утверждала, что без «блата» туда вообще не попасть. Еще один кризис в системе технического образования случился в 1993 году, когда образовательная мода снова сделала резкий поворот в сторону экономических и юридических специальностей. Сейчас, считает Николай Макаров, ситуация более оптимистическая, так как молодежь вновь начинает интересоваться техническим образованием.
Через три-четыре года первыми остаться без студентов рискуют юридические и экономические факультеты - стоимость обучения там очень высока, конкуренция на рынке труда еще выше - вследствие большого количества данных специалистов. Однако вероятность, что в Новосибирске по причине перепроизводства специалистов закроется какой-то вуз, равна нулю. Ректоры основательно подстраховались: ни одного узкопрофильного юридического или экономического образовательного учреждения у нас нет. А если, например, в техническом вузе закроется юридический факультет - ничего страшного, по большому счету, не произойдет.
В первую очередь от снижения количества абитуриентов пострадает образовательная система.
- Сейчас у нас все преподаватели работают больше, чем на ставку, - продолжает Николай Макаров. - По нормативу, преподаватель должен отработать за год 630 академических часов. Мы работаем по 800-900 часов ежегодно при плане приема 1415 человек. В связи с демографической ямой план приема могут снизить. Соответственно, количество часов у преподавателей тоже снизится. В конечном итоге это отразится на заработке. Бюджетные отчисления на содержание образовательных учреждений тоже могут урезать. Впрочем, это мои личные мысли. Как будет на самом деле, никто не знает.
Возможно, государственные вузы просто снизят требования к абитуриентам и плату за обучение (до настоящего времени поступить на бюджетное место в государственном вузе было практически невозможно без репетитора или без взятки, а стоимость учебы по контракту в госвузах существенно превышает аналогичный показатель в негосударственных). Тогда негосударственные институты падут жертвами конкурентной борьбы, а государственным как раз хватит абитуриентов. Однако ректоры утверждают, что не собираются делать поблажки для поступающих, так как это может потом привести к нарушению образовательных стандартов и негативно сказаться на рейтинге вуза. В этом случае победят негосударственные учебные заведения, которые обладают большей гибкостью как в вопросах стоимости обучения, так и в других вопросах.
Наконец, третий вариант развития событий. Будет введен госзаказ на подготовку специалистов. Государство начнет заказывать учебному заведению выпустить определенное количество специалистов определенного профиля, будет выделять на это деньги и строго контролировать, чтобы вуз выполнял заказ, а не занимался чем-то другим. Учебные заведения, которые не получат госзаказов, прекратят свое существование, так же, как и ненужные государству специальности. Многие аналитики, близкие к системе высшей школы, говорят, что именно такой сценарий наиболее вероятен. С точки зрения государственных интересов это, конечно, хорошо. Плохо будет только тем, кто захочет стать лириками тогда, когда государству нужны будут физики. Или наоборот...