Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Электричка городская и дачная

22.04.2004 00:00:00

«Экспресс-пригород» готовится к лету

С приближением дачного сезона у «Экспресс-пригорода» все больше пассажиров
 Мы уже писали о деятельности ОАО «Экспресс-пригород», которое было создано в 1998 году в качестве эксперимента и акционерами которого стали железная дорога (51 процент акций), фонд имущества администрации области (25 процентов акций) и департамент по управлению имуществом мэрии (24 процента акций).

Одна дорога была уже не в силах нести непомерные расходы на убыточные пригородные перевозки пассажиров. А взвинчивать цены на билеты самого массового вида транспорта - тоже не выход. Предполагалось, что убытки должны покрывать пропорционально количеству акций все акционеры. Эксперимент удался. Понемногу система отрабатывалась, улучшалась система взаимодействия дороги и местных властей.

Вскоре опыт ОАО «Экспресс-пригород» получил признание в МПС и на уровне всей страны. Сюда зачастили делегации по изучению опыта новосибирцев. сейчас идет образование подобных структур по всей сети ОАО «Российские железные дороги». В канун нашей встречи с генеральным директором ОАО «Экспресс-пригород» Александром Кузьминым он принимал очередную представительную делегацию из Калининграда.

- Александр Иванович, что интересовало железнодорожников самого западного региона страны?

Александр Кузьмин
 - У них интерес особый в силу особенностей их географического положения. Мы подробно рассказали и показали, что нам удалось сделать. При этом я бы отметил одну интересную деталь. Они были изначально искренни в своем интересе. Нередко случается наоборот: гости приезжают с некоторой долей скепсиса: подумаешь, сделали некую потемкинскую деревню, образцово-показательное хозяйство. Но при внимательном ознакомлении с существом дела скепсис проходит. Потому что кое-что нам действительно удалось сделать. В частности, при повсеместной убыточности пригородных пассажирских перевозок, а они были и у нас, в прошлом году мы вышли на позитивный ноль. То есть закончили год без убытков. Хотя цена на билет выросла всего на 10 процентов. За год мы перевезли 34 с половиной миллиона пассажиров. При том, что около 40 процентов из них разных категорий и степеней льготники. Но за год уровень доходов вырос на 22,2 процента.

- За счет чего этого удалось добиться?

Поездка в Горную Шорию действительно «зимняя сказка»
 - Много факторов. На Омск через Татарку, на Кемерово, Томск, Барнаул у нас ходят поезда повышенной комфортности, которые с каждым годом становятся все более популярными. Это наша коммерческая деятельность. Мы дружим с предприятиями торговли. Это туристический поезд в Горную Шорию «Зимняя сказка» с прекрасной программой отдыха и т. д.

- И все-таки на многих совещаниях мне приходилось слышать о том, что главная цель железнодорожников сегодня - это, не допуская резкого роста цен на билеты, добиваться компенсации ваших расходов от акционеров и ведомств, которые пользуются вашими льготами...

- Это так, и работа в этом направлении ведется. Администрация области на 25,3% увеличила за год компенсацию, были некоторые проблемы у мэрии, но они решаемы. В условиях рыночной экономики ведь как быть должно: хочешь, чтобы твои работники пользовались льготами, - компенсируй затраты. Несмотря на пока еще отсутствие твердой законодательной базы, нам удается продвигаться вперед в этом направлении.

Есть один и больной вопрос. Это учащаяся молодежь, которая по Закону об образовании имеет право на половинную оплату проезда. Его надо решать. Потому что очень много ребят пользуются этой льготой, и никто за нее пока не отвечает. Понятно, что это вопрос времени, но что-то делать надо уже сегодня. Вопрос ставится очень просто: ничего бесплатного сейчас нет. Если раньше огромный единый государственный механизм включал в себя всю хозяйственную деятельность, то сейчас все по-другому. Образовано ОАО «Российские железные дороги». Мы тоже как дочернее предприятие являемся субъектом хозяйственной деятельности и т.д.

- Глаза не закроешь и на такую проблему: регулярность движения электропоездов, соблюдение графика движения. Немало жалоб на эту тему...

- А мы и не закрываем глаза. У этой проблемы много причин. Разумеется, это необходимость проводить летние ремонтные работы на путях, создаются так называемые «окна». Но здесь у руководства дороги твердая позиция: дали график - соблюдайте его во что бы то ни стало. В экстренных случаях будем оповещать людей о возникших трудностях. Часто в основе нарушения графика лежит человеческий фактор: кто-то недоучел, кто-то недосмотрел и т.д. Спрашиваем жестко, наказываем. Но одними административными мерами тут не обойтись. Постепенно и тут переходим на коммерческие отношения. Недодумал, вовремя не сделал что-то в нештатной ситуации - рассчитывайся рублем. Договорные отношения должны существовать и во взаимодействиях между подразделениями и акционерами. Большая работа в этом направлении ведется. Она еще недостаточна, она и нас не удовлетворяет, но постепенно дело налаживается. К тому же все возрастающий поток перемещения грузов на дороге заставляет нас относиться к своим обязанностям все строже. Сейчас ведь уже нет той ситуации, как в середине 90-х годов, когда при резком спаде грузовых перевозок мы могли работать спокойнее. Плотность движения возрастает. Значит, растет и требовательность к нам.

- У вас огромный пассажиропоток, огромное количество станций и остановочных платформ. Видимо, надо искать формы сотрудничества со всеми предприятиями, связанными с вами, чтобы и скамейки были, и сами платформы в порядке, и кассы четко работали. Что делается в этом направлении?

- Вступает в действие все та же система рыночных отношений. Если уж мы у вас арендуем помещение для кассы, то будьте добры создать такие условия для пассажиров, чтобы им было комфортно, чтобы стекла не побиты на вокзале были, чтобы было где человеку присесть и т.д. Это по региону. А что касается Новосибирска, то пущенная недавно в эксплуатацию остановочная платформа Гагаринская - лучший показатель того, к чему мы стремимся. Совместно с мэрией, областной администрацией нам удалось «расшить» один из наиболее «узких» транспортных узлов в городе. Она отвечает современному уровню дизайна и удобств. На очереди создание городской платформы на Плехановском жилмассиве. При ее проектировании мы учли и накопленный положительный опыт при сооружении Гагаринской, и отрицательный опыт. Она должна быть еще лучше. С вводом в строй этих двух платформ на восточном направлении мы значительно поможем городу решить транспортную проблему. И понимание необходимости проведения этой работы у местных властей есть.

К тому же мы еще на шаг приблизимся к созданию принципиально иной модели и пригородного, и городского наземного движения. Работать с городскими транспортными службами начинаем в тесной связке. Они учитывают основные направления вновь складывающегося внутригородского пассажиропотока и принимают свои решения. Наша же цель сделать так, чтобы пассажир не бегал по городу с одного вида транспорта на другой. Исторически сложилось так, что сейчас человек, приехавший из Коченева, на Главном ждет электричку до Мошкова или еще куда-либо. Мы собираемся в ближайшее время вчетверо увеличить количество сквозных маршрутов. Потому что центр города, вокзал Новосибирск-Главный перегружены. Наша цель - максимум удобств для пассажиров.

- И так будет по всем веткам?

- В этом нет необходимости. По другим направлениям наши поезда неоднократно останавливаются в городской черте. И часто горожане используют электричку как простой трамвай, значительно сглаживая проблему внутригородского транспорта. К тому же наши цены вполне конкурентоспособны. По 9 районам города из 10 проходит железная дорога.

- Нередко женщины, пожилые люди побаиваются ездить в электропоездах в позднее время. Мало ли что...

- Сейчас мы ввели жесткий контроль за исправностью кнопок прямой связи с машинистом. Они у нас в каждом втором вагоне. Мы укрепляем сотрудничество с милицией, и она очень помогает нам в поддержании правопорядка в электропоездах. К тому же мы постоянно работаем с контролерами. У них глаз острый, и на них в трудной ситуации можно положиться.

- Однажды я был свидетелем, как на южном направлении женщина билась чуть ли не в конвульсиях при контрольной проверке билетов. У бедолаги просто не было денег, чтобы заплатить штраф...

- Я не могу отрицать, что бывает и в нашей работе брак. Это жизнь, действительность. Но с контролерами мы работаем плотно. И в целом они очень корректны.

Проблема «зайцев» - это особый случай. Бывают случаи, когда и серьезный человек попадает впросак. Тут наши сотрудники - профессионалы. Они вполне могут определить, искренен человек и с ним случилось просто недоразумение, или наоборот. До смешного порой доходит, когда женщина в норковой шубе перебегает из вагона в вагон, чтобы избежать объяснения с контролером. Но подчеркну: никогда по отношению к кому бы то ни было не будет допущена грубость или хамство со стороны нашего работника. У какой-то части людей отношение к оплате за проезд почему-то вообще негативное. Вот не привык человек к порядку - и все тут. А есть вообще какие-то странные «спортсмены»: им даже интересно перехитрить контроль.

Но работаем. Вообще-то тот, кто едет за деньги, как правило, отрицательно относится к «зайцу». Он активно и не вмешивается, но общественность давно уже поняла: если кто-то катается бесплатно, то расходы ложатся на плечи всех остальных. Это элементарно.

Или возьмем такой случай. Человеку надо ехать до Бердска, а он берет билет до Сибирской. Мы ужесточаем систему контроля на на дальних станциях. Помогает.

- Нередко можно услышать жалобы на еще одно ваше новшество - турникеты. Вот, мол, придумали! Тут и без того некогда!

- Турникеты - это общеевропейская практика, хорошо зарекомендовавшая себя. Назову факт: на Речном вокзале при введении в действие этой системы на 30-40 процентов увеличилась выручка.

Да, первое время при начале этой работы турникет вызывает раздражение, внутренний протест. Но вот проходит две недели, и человек привыкает. Один - к турникету, другой - покупать билет. В метро же никого они не раздражают! Платить надо, к общественной дисциплине привыкать.

- Меняетесь вы, ваши методы работы. А пассажир меняется? Как вы ощущаете это?

- Меняется. Вот пример. Когда мы запустили первую «Ласточку» - электричку с повышенной комфортностью до Татарки, то люди увидели возможность в хороших условиях, вовремя добраться до места назначения. И постепенно количество пассажиров увеличивалось. Мы ставим цель - стать составляющей цивилизованного образа жизни человека. Житель Барабинска знает, что на выходные он без труда съездит в гости в Новосибирск, сходит в театр... Мы даже планируем с помощью рекламной службы публиковать репертуары прекрасных новосибирских театров. Да мало ли что можно успеть сделать в областном центре за два выходных дня!

- Спасибо, Александр Иванович! Полезная и интересная информация.

- Спасибо и газете.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс

Новости
Профессор МГАХИ и кандидат искусствоведения  Николай Васильев провел авторскую экскурсию по главным архитектурным памятникам и нетуристическим объектам Новосибирска.
21.10.2021 фото
Сталь, железобетон и причудливые формы. Здания советского модернизма можно встретить на всем пространстве бывшего СССР. VN.ru спросил архитекторов города – какими зданиями, построенными в конце прошлого века, можно гордиться.

29.09.2021 Видео
Звезда российского рэпа рассказал Юрию Дудю о жизни в родном городе.