Новосибирск 1.5 °C

Электричка городская и дачная

22.04.2004 00:00:00

«Экспресс-пригород» готовится к лету

С приближением дачного сезона у «Экспресс-пригорода» все больше пассажиров
 Мы уже писали о деятельности ОАО «Экспресс-пригород», которое было создано в 1998 году в качестве эксперимента и акционерами которого стали железная дорога (51 процент акций), фонд имущества администрации области (25 процентов акций) и департамент по управлению имуществом мэрии (24 процента акций).

Одна дорога была уже не в силах нести непомерные расходы на убыточные пригородные перевозки пассажиров. А взвинчивать цены на билеты самого массового вида транспорта - тоже не выход. Предполагалось, что убытки должны покрывать пропорционально количеству акций все акционеры. Эксперимент удался. Понемногу система отрабатывалась, улучшалась система взаимодействия дороги и местных властей.

Вскоре опыт ОАО «Экспресс-пригород» получил признание в МПС и на уровне всей страны. Сюда зачастили делегации по изучению опыта новосибирцев. сейчас идет образование подобных структур по всей сети ОАО «Российские железные дороги». В канун нашей встречи с генеральным директором ОАО «Экспресс-пригород» Александром Кузьминым он принимал очередную представительную делегацию из Калининграда.

- Александр Иванович, что интересовало железнодорожников самого западного региона страны?

Александр Кузьмин
 - У них интерес особый в силу особенностей их географического положения. Мы подробно рассказали и показали, что нам удалось сделать. При этом я бы отметил одну интересную деталь. Они были изначально искренни в своем интересе. Нередко случается наоборот: гости приезжают с некоторой долей скепсиса: подумаешь, сделали некую потемкинскую деревню, образцово-показательное хозяйство. Но при внимательном ознакомлении с существом дела скепсис проходит. Потому что кое-что нам действительно удалось сделать. В частности, при повсеместной убыточности пригородных пассажирских перевозок, а они были и у нас, в прошлом году мы вышли на позитивный ноль. То есть закончили год без убытков. Хотя цена на билет выросла всего на 10 процентов. За год мы перевезли 34 с половиной миллиона пассажиров. При том, что около 40 процентов из них разных категорий и степеней льготники. Но за год уровень доходов вырос на 22,2 процента.

- За счет чего этого удалось добиться?

Поездка в Горную Шорию действительно «зимняя сказка»
 - Много факторов. На Омск через Татарку, на Кемерово, Томск, Барнаул у нас ходят поезда повышенной комфортности, которые с каждым годом становятся все более популярными. Это наша коммерческая деятельность. Мы дружим с предприятиями торговли. Это туристический поезд в Горную Шорию «Зимняя сказка» с прекрасной программой отдыха и т. д.

- И все-таки на многих совещаниях мне приходилось слышать о том, что главная цель железнодорожников сегодня - это, не допуская резкого роста цен на билеты, добиваться компенсации ваших расходов от акционеров и ведомств, которые пользуются вашими льготами...

- Это так, и работа в этом направлении ведется. Администрация области на 25,3% увеличила за год компенсацию, были некоторые проблемы у мэрии, но они решаемы. В условиях рыночной экономики ведь как быть должно: хочешь, чтобы твои работники пользовались льготами, - компенсируй затраты. Несмотря на пока еще отсутствие твердой законодательной базы, нам удается продвигаться вперед в этом направлении.

Есть один и больной вопрос. Это учащаяся молодежь, которая по Закону об образовании имеет право на половинную оплату проезда. Его надо решать. Потому что очень много ребят пользуются этой льготой, и никто за нее пока не отвечает. Понятно, что это вопрос времени, но что-то делать надо уже сегодня. Вопрос ставится очень просто: ничего бесплатного сейчас нет. Если раньше огромный единый государственный механизм включал в себя всю хозяйственную деятельность, то сейчас все по-другому. Образовано ОАО «Российские железные дороги». Мы тоже как дочернее предприятие являемся субъектом хозяйственной деятельности и т.д.

- Глаза не закроешь и на такую проблему: регулярность движения электропоездов, соблюдение графика движения. Немало жалоб на эту тему...

- А мы и не закрываем глаза. У этой проблемы много причин. Разумеется, это необходимость проводить летние ремонтные работы на путях, создаются так называемые «окна». Но здесь у руководства дороги твердая позиция: дали график - соблюдайте его во что бы то ни стало. В экстренных случаях будем оповещать людей о возникших трудностях. Часто в основе нарушения графика лежит человеческий фактор: кто-то недоучел, кто-то недосмотрел и т.д. Спрашиваем жестко, наказываем. Но одними административными мерами тут не обойтись. Постепенно и тут переходим на коммерческие отношения. Недодумал, вовремя не сделал что-то в нештатной ситуации - рассчитывайся рублем. Договорные отношения должны существовать и во взаимодействиях между подразделениями и акционерами. Большая работа в этом направлении ведется. Она еще недостаточна, она и нас не удовлетворяет, но постепенно дело налаживается. К тому же все возрастающий поток перемещения грузов на дороге заставляет нас относиться к своим обязанностям все строже. Сейчас ведь уже нет той ситуации, как в середине 90-х годов, когда при резком спаде грузовых перевозок мы могли работать спокойнее. Плотность движения возрастает. Значит, растет и требовательность к нам.

- У вас огромный пассажиропоток, огромное количество станций и остановочных платформ. Видимо, надо искать формы сотрудничества со всеми предприятиями, связанными с вами, чтобы и скамейки были, и сами платформы в порядке, и кассы четко работали. Что делается в этом направлении?

- Вступает в действие все та же система рыночных отношений. Если уж мы у вас арендуем помещение для кассы, то будьте добры создать такие условия для пассажиров, чтобы им было комфортно, чтобы стекла не побиты на вокзале были, чтобы было где человеку присесть и т.д. Это по региону. А что касается Новосибирска, то пущенная недавно в эксплуатацию остановочная платформа Гагаринская - лучший показатель того, к чему мы стремимся. Совместно с мэрией, областной администрацией нам удалось «расшить» один из наиболее «узких» транспортных узлов в городе. Она отвечает современному уровню дизайна и удобств. На очереди создание городской платформы на Плехановском жилмассиве. При ее проектировании мы учли и накопленный положительный опыт при сооружении Гагаринской, и отрицательный опыт. Она должна быть еще лучше. С вводом в строй этих двух платформ на восточном направлении мы значительно поможем городу решить транспортную проблему. И понимание необходимости проведения этой работы у местных властей есть.

К тому же мы еще на шаг приблизимся к созданию принципиально иной модели и пригородного, и городского наземного движения. Работать с городскими транспортными службами начинаем в тесной связке. Они учитывают основные направления вновь складывающегося внутригородского пассажиропотока и принимают свои решения. Наша же цель сделать так, чтобы пассажир не бегал по городу с одного вида транспорта на другой. Исторически сложилось так, что сейчас человек, приехавший из Коченева, на Главном ждет электричку до Мошкова или еще куда-либо. Мы собираемся в ближайшее время вчетверо увеличить количество сквозных маршрутов. Потому что центр города, вокзал Новосибирск-Главный перегружены. Наша цель - максимум удобств для пассажиров.

- И так будет по всем веткам?

- В этом нет необходимости. По другим направлениям наши поезда неоднократно останавливаются в городской черте. И часто горожане используют электричку как простой трамвай, значительно сглаживая проблему внутригородского транспорта. К тому же наши цены вполне конкурентоспособны. По 9 районам города из 10 проходит железная дорога.

- Нередко женщины, пожилые люди побаиваются ездить в электропоездах в позднее время. Мало ли что...

- Сейчас мы ввели жесткий контроль за исправностью кнопок прямой связи с машинистом. Они у нас в каждом втором вагоне. Мы укрепляем сотрудничество с милицией, и она очень помогает нам в поддержании правопорядка в электропоездах. К тому же мы постоянно работаем с контролерами. У них глаз острый, и на них в трудной ситуации можно положиться.

- Однажды я был свидетелем, как на южном направлении женщина билась чуть ли не в конвульсиях при контрольной проверке билетов. У бедолаги просто не было денег, чтобы заплатить штраф...

- Я не могу отрицать, что бывает и в нашей работе брак. Это жизнь, действительность. Но с контролерами мы работаем плотно. И в целом они очень корректны.

Проблема «зайцев» - это особый случай. Бывают случаи, когда и серьезный человек попадает впросак. Тут наши сотрудники - профессионалы. Они вполне могут определить, искренен человек и с ним случилось просто недоразумение, или наоборот. До смешного порой доходит, когда женщина в норковой шубе перебегает из вагона в вагон, чтобы избежать объяснения с контролером. Но подчеркну: никогда по отношению к кому бы то ни было не будет допущена грубость или хамство со стороны нашего работника. У какой-то части людей отношение к оплате за проезд почему-то вообще негативное. Вот не привык человек к порядку - и все тут. А есть вообще какие-то странные «спортсмены»: им даже интересно перехитрить контроль.

Но работаем. Вообще-то тот, кто едет за деньги, как правило, отрицательно относится к «зайцу». Он активно и не вмешивается, но общественность давно уже поняла: если кто-то катается бесплатно, то расходы ложатся на плечи всех остальных. Это элементарно.

Или возьмем такой случай. Человеку надо ехать до Бердска, а он берет билет до Сибирской. Мы ужесточаем систему контроля на на дальних станциях. Помогает.

- Нередко можно услышать жалобы на еще одно ваше новшество - турникеты. Вот, мол, придумали! Тут и без того некогда!

- Турникеты - это общеевропейская практика, хорошо зарекомендовавшая себя. Назову факт: на Речном вокзале при введении в действие этой системы на 30-40 процентов увеличилась выручка.

Да, первое время при начале этой работы турникет вызывает раздражение, внутренний протест. Но вот проходит две недели, и человек привыкает. Один - к турникету, другой - покупать билет. В метро же никого они не раздражают! Платить надо, к общественной дисциплине привыкать.

- Меняетесь вы, ваши методы работы. А пассажир меняется? Как вы ощущаете это?

- Меняется. Вот пример. Когда мы запустили первую «Ласточку» - электричку с повышенной комфортностью до Татарки, то люди увидели возможность в хороших условиях, вовремя добраться до места назначения. И постепенно количество пассажиров увеличивалось. Мы ставим цель - стать составляющей цивилизованного образа жизни человека. Житель Барабинска знает, что на выходные он без труда съездит в гости в Новосибирск, сходит в театр... Мы даже планируем с помощью рекламной службы публиковать репертуары прекрасных новосибирских театров. Да мало ли что можно успеть сделать в областном центре за два выходных дня!

- Спасибо, Александр Иванович! Полезная и интересная информация.

- Спасибо и газете.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: