«Экспресс-пригород» готовится к лету
С приближением дачного сезона у «Экспресс-пригорода» все больше пассажиров |
Одна дорога была уже не в силах нести непомерные расходы на убыточные пригородные перевозки пассажиров. А взвинчивать цены на билеты самого массового вида транспорта - тоже не выход. Предполагалось, что убытки должны покрывать пропорционально количеству акций все акционеры. Эксперимент удался. Понемногу система отрабатывалась, улучшалась система взаимодействия дороги и местных властей.
Вскоре опыт ОАО «Экспресс-пригород» получил признание в МПС и на уровне всей страны. Сюда зачастили делегации по изучению опыта новосибирцев. сейчас идет образование подобных структур по всей сети ОАО «Российские железные дороги». В канун нашей встречи с генеральным директором ОАО «Экспресс-пригород» Александром Кузьминым он принимал очередную представительную делегацию из Калининграда.
- Александр Иванович, что интересовало железнодорожников самого западного региона страны?
Александр Кузьмин |
- За счет чего этого удалось добиться?
Поездка в Горную Шорию действительно «зимняя сказка» |
- И все-таки на многих совещаниях мне приходилось слышать о том, что главная цель железнодорожников сегодня - это, не допуская резкого роста цен на билеты, добиваться компенсации ваших расходов от акционеров и ведомств, которые пользуются вашими льготами...
- Это так, и работа в этом направлении ведется. Администрация области на 25,3% увеличила за год компенсацию, были некоторые проблемы у мэрии, но они решаемы. В условиях рыночной экономики ведь как быть должно: хочешь, чтобы твои работники пользовались льготами, - компенсируй затраты. Несмотря на пока еще отсутствие твердой законодательной базы, нам удается продвигаться вперед в этом направлении.
Есть один и больной вопрос. Это учащаяся молодежь, которая по Закону об образовании имеет право на половинную оплату проезда. Его надо решать. Потому что очень много ребят пользуются этой льготой, и никто за нее пока не отвечает. Понятно, что это вопрос времени, но что-то делать надо уже сегодня. Вопрос ставится очень просто: ничего бесплатного сейчас нет. Если раньше огромный единый государственный механизм включал в себя всю хозяйственную деятельность, то сейчас все по-другому. Образовано ОАО «Российские железные дороги». Мы тоже как дочернее предприятие являемся субъектом хозяйственной деятельности и т.д.
- Глаза не закроешь и на такую проблему: регулярность движения электропоездов, соблюдение графика движения. Немало жалоб на эту тему...
- А мы и не закрываем глаза. У этой проблемы много причин. Разумеется, это необходимость проводить летние ремонтные работы на путях, создаются так называемые «окна». Но здесь у руководства дороги твердая позиция: дали график - соблюдайте его во что бы то ни стало. В экстренных случаях будем оповещать людей о возникших трудностях. Часто в основе нарушения графика лежит человеческий фактор: кто-то недоучел, кто-то недосмотрел и т.д. Спрашиваем жестко, наказываем. Но одними административными мерами тут не обойтись. Постепенно и тут переходим на коммерческие отношения. Недодумал, вовремя не сделал что-то в нештатной ситуации - рассчитывайся рублем. Договорные отношения должны существовать и во взаимодействиях между подразделениями и акционерами. Большая работа в этом направлении ведется. Она еще недостаточна, она и нас не удовлетворяет, но постепенно дело налаживается. К тому же все возрастающий поток перемещения грузов на дороге заставляет нас относиться к своим обязанностям все строже. Сейчас ведь уже нет той ситуации, как в середине 90-х годов, когда при резком спаде грузовых перевозок мы могли работать спокойнее. Плотность движения возрастает. Значит, растет и требовательность к нам.
- У вас огромный пассажиропоток, огромное количество станций и остановочных платформ. Видимо, надо искать формы сотрудничества со всеми предприятиями, связанными с вами, чтобы и скамейки были, и сами платформы в порядке, и кассы четко работали. Что делается в этом направлении?
- Вступает в действие все та же система рыночных отношений. Если уж мы у вас арендуем помещение для кассы, то будьте добры создать такие условия для пассажиров, чтобы им было комфортно, чтобы стекла не побиты на вокзале были, чтобы было где человеку присесть и т.д. Это по региону. А что касается Новосибирска, то пущенная недавно в эксплуатацию остановочная платформа Гагаринская - лучший показатель того, к чему мы стремимся. Совместно с мэрией, областной администрацией нам удалось «расшить» один из наиболее «узких» транспортных узлов в городе. Она отвечает современному уровню дизайна и удобств. На очереди создание городской платформы на Плехановском жилмассиве. При ее проектировании мы учли и накопленный положительный опыт при сооружении Гагаринской, и отрицательный опыт. Она должна быть еще лучше. С вводом в строй этих двух платформ на восточном направлении мы значительно поможем городу решить транспортную проблему. И понимание необходимости проведения этой работы у местных властей есть.
К тому же мы еще на шаг приблизимся к созданию принципиально иной модели и пригородного, и городского наземного движения. Работать с городскими транспортными службами начинаем в тесной связке. Они учитывают основные направления вновь складывающегося внутригородского пассажиропотока и принимают свои решения. Наша же цель сделать так, чтобы пассажир не бегал по городу с одного вида транспорта на другой. Исторически сложилось так, что сейчас человек, приехавший из Коченева, на Главном ждет электричку до Мошкова или еще куда-либо. Мы собираемся в ближайшее время вчетверо увеличить количество сквозных маршрутов. Потому что центр города, вокзал Новосибирск-Главный перегружены. Наша цель - максимум удобств для пассажиров.
- И так будет по всем веткам?
- В этом нет необходимости. По другим направлениям наши поезда неоднократно останавливаются в городской черте. И часто горожане используют электричку как простой трамвай, значительно сглаживая проблему внутригородского транспорта. К тому же наши цены вполне конкурентоспособны. По 9 районам города из 10 проходит железная дорога.
- Нередко женщины, пожилые люди побаиваются ездить в электропоездах в позднее время. Мало ли что...
- Сейчас мы ввели жесткий контроль за исправностью кнопок прямой связи с машинистом. Они у нас в каждом втором вагоне. Мы укрепляем сотрудничество с милицией, и она очень помогает нам в поддержании правопорядка в электропоездах. К тому же мы постоянно работаем с контролерами. У них глаз острый, и на них в трудной ситуации можно положиться.
- Однажды я был свидетелем, как на южном направлении женщина билась чуть ли не в конвульсиях при контрольной проверке билетов. У бедолаги просто не было денег, чтобы заплатить штраф...
- Я не могу отрицать, что бывает и в нашей работе брак. Это жизнь, действительность. Но с контролерами мы работаем плотно. И в целом они очень корректны.
Проблема «зайцев» - это особый случай. Бывают случаи, когда и серьезный человек попадает впросак. Тут наши сотрудники - профессионалы. Они вполне могут определить, искренен человек и с ним случилось просто недоразумение, или наоборот. До смешного порой доходит, когда женщина в норковой шубе перебегает из вагона в вагон, чтобы избежать объяснения с контролером. Но подчеркну: никогда по отношению к кому бы то ни было не будет допущена грубость или хамство со стороны нашего работника. У какой-то части людей отношение к оплате за проезд почему-то вообще негативное. Вот не привык человек к порядку - и все тут. А есть вообще какие-то странные «спортсмены»: им даже интересно перехитрить контроль.
Но работаем. Вообще-то тот, кто едет за деньги, как правило, отрицательно относится к «зайцу». Он активно и не вмешивается, но общественность давно уже поняла: если кто-то катается бесплатно, то расходы ложатся на плечи всех остальных. Это элементарно.
Или возьмем такой случай. Человеку надо ехать до Бердска, а он берет билет до Сибирской. Мы ужесточаем систему контроля на на дальних станциях. Помогает.
- Нередко можно услышать жалобы на еще одно ваше новшество - турникеты. Вот, мол, придумали! Тут и без того некогда!
- Турникеты - это общеевропейская практика, хорошо зарекомендовавшая себя. Назову факт: на Речном вокзале при введении в действие этой системы на 30-40 процентов увеличилась выручка.
Да, первое время при начале этой работы турникет вызывает раздражение, внутренний протест. Но вот проходит две недели, и человек привыкает. Один - к турникету, другой - покупать билет. В метро же никого они не раздражают! Платить надо, к общественной дисциплине привыкать.
- Меняетесь вы, ваши методы работы. А пассажир меняется? Как вы ощущаете это?
- Меняется. Вот пример. Когда мы запустили первую «Ласточку» - электричку с повышенной комфортностью до Татарки, то люди увидели возможность в хороших условиях, вовремя добраться до места назначения. И постепенно количество пассажиров увеличивалось. Мы ставим цель - стать составляющей цивилизованного образа жизни человека. Житель Барабинска знает, что на выходные он без труда съездит в гости в Новосибирск, сходит в театр... Мы даже планируем с помощью рекламной службы публиковать репертуары прекрасных новосибирских театров. Да мало ли что можно успеть сделать в областном центре за два выходных дня!
- Спасибо, Александр Иванович! Полезная и интересная информация.
- Спасибо и газете.