День календаря:
Международный день солидарности молодежи
Политплакат начала 80-х |
Теперь и к выходцам из третьего мира отношение другое, и общественные идеалы изменились. Призывы к солидарности кажутся анахронизмом в век конкуренции и эффективности. Тем не менее и война в Югославии, и война в Ираке вызывают к жизни давно, казалось бы, забытые чувства. И митинги против этих войн собирают в основном студенческую молодежь.
Молодежные движения, возникающие в России, давным-давно копируют западные стандарты. Антиглобализм (или альтерглобализм) тоже пришел к нам с Запада, сам термин несколько искусственный и собирающий вместе едва ли не противоположные мотивы. Но изначально он применим к анархистским группам молодежи, борющимся против однополярного мира за культурное многообразие и социальную справедливость. При этом важно понимать, что специфические западные субкультуры возникли в основном в Англии, где молодежь ограничена треугольником «фабрика - паб - футбольное поле». Отсюда и попытки вырваться в другой мир. В России пока и образование доступнее, и общий социальный климат совсем другой, поэтому в приобщении новосибирцев к международному явлению преобладают общечеловеческие мотивы. Как говорит один из юных антиглобалистов, известный в Интернете как SP: «Если бы не было войны в Ираке, нам было бы сложнее объединиться». Социальное расслоение не играет большой роли в мотивации антиглобалистов особой роли, единственное, что они говорят о студентах платных факультетов, так это то, что с ними трудно общаться, найти общие интересы.
...И современный. Фото Сергея ПЕРМИНА. |
Особая тема - столкновение среди современной молодежи националистических и интернационалистических тенденций. Не редки случаи, когда псевдопанки бьют поклонников хип-хопа за их приверженность к «нигерской» музыке. Конечно, ситуация у нас не такая, как в Германии, где столкновения нацистов и анархистов проходят регулярно, но определенные намеки на такую борьбу появляются. И, в отличие от той же Германии, где демонстрации неонацистов охраняет полиция, чтобы их не побили леваки, у нас ультраправые в явном численном превосходстве. Молодому человеку с «неправильной» символикой может предстоять не очень приятный разговор со скинхедами. Хотя и среди последних появляются так называемые «красные скины», которые уже иногда сталкиваются с нацискинами, более привычными для нас. Как считает SP: «Национализм - ложная альтернатива, разделяй и властвуй. Людей разделить, натравить друг на друга, а самим со стороны наблюдать и контролировать процесс».
Несмотря на свой интернационализм, к советскому наследию антиглобалисты относятся настороженно. Прежде всего из-за сталинизма: «Началось все хорошо, а закончилось плохо». Современные методы работы коммунистов также вызывают удивление. Так руководитель молодежных проектов КПРФ Илья Пономарев (ранее работавший в «Юкосе») недавно придумал следующую акцию в модном ныне стиле «флэш-моб» - люди возлагают гвоздики к памятникам советских солдат в день рождения Гитлера. Очень странная идея.
«Флэш-моб» новосибирских антиглобалистов оказался несколько более веселым. Они сумели одеть бронзовые скульптуры в Первомайском сквере в военную форму и кидали им деньги в виде 5- и 10-копеечных монет (рубли, двушки, пятаки, бумажные деньги решили не кидать, чтобы никто потом не кинулся собирать их, сорвав «моб»), тем самым показывая свое отношение к инициаторам войны в Ираке: «Вот вам деньги и уймитесь уже». Правда, «флэш-мобом» происходящее назвать было не совсем корректно. Поскольку классический моб не должен иметь никакого смысла (просто по объявлению в Интернете собирается незнакомая толпа и совершает глупости), зато активное участие в акции приняли новосибирские художники. Теперь «Resist» обещает сюрприз на 1 мая: влиться в ряды демонстрации, которая ребятам не совсем по душе из-за пафоса официальной оппозиции.
Помимо «мобов», досуг молодежи скрашивают и необычные поступки. Так, прослышав, что в пасхальную неделю в православных храмах открываются колокольни и можно звонить всем желающим, молодые люди решили воспользоваться своим правом. В Вознесенском храме к ним отнеслись настороженно (молодежь какая-то странная пришла) и сказали, что началась субботняя служба, приходите через год. В храме Александра Невского вход на колокольню оказался свободен, и по окончании службы позвонить удалось, правда, как признается SP, получилось слишком авангардно. Подоспевшая охрана о традиции пасхального звона, видимо, забыла и пригрозила вызвать милицию.
Что касается солидарности, то, как признается SP, она у современной молодежи есть, но выражена в слабых формах: «Нас просто всех сейчас учат в духе конкуренции, не дай бог, кто-то у вас спишет и воспользуется вашими знаниями. Но у нас в группе, если кто-то решил, то, пожалуйста, пользуйтесь все». Конечно, это еще не совсем та солидарность, которая имелась в виду, но лучше что-то, чем пустота. Формы солидарности или формы ее выражения изменились со времен академовских маевок, но самодеятельности и самостоятельности стало гораздо больше.