Новосибирск 6.4 °C

Где пиво пенится, где пить не ленятся?

24.04.2004 00:00:00

 Конкурс «Русский народ у телефона», едва появившись на страницах «Вечернего Новосибирска», немедленно вызвал реакцию наших читателей.

Напомним: в прошлую субботу участникам был задан вопрос об авторстве песни «Про Одессу-маму». Вопреки нашим опасениям выяснилось, что народ знает своих героев если не в лицо, то хотя бы по имени. А первым правильный ответ прислал Константин Артемович Голодяев: «Эта песня написана известным поэтом Евгением Даниловичем Аграновичем в соавторстве с Борисом Смоленским. Музыка его же. Написана она в конце 30-х годов в стиле так называемых «одесско-еврейских песен». У Аграновича есть еще несколько песен (и фильмов) об Одессе. Но, пожалуй, самая его известная песня - это «Я в весеннем лесу пил березовый сок...», часто приписываемая Есенину».

Действительно, «папа Одессы-мамы» - Евгений Агранович - литератор, сценарист, скульптор, автор множества русских текстов к зарубежным фильмам (в том числе «Бродяга», «Возраст любви», «Уличная серенада», «Привидение в замке Шпессерт»). Песня про «Одессу-маму» - юношеская шутка, написанная в 1938 году (Борису Смоленскому тогда было семнадцать лет, Евгению Аграновичу - девятнадцать). Три года спустя, в 1941-м, Борис погиб на войне. А его соавтору судьба отмерила долголетие (в том числе и творческое). Евгений Данилович Агранович живет в Москве, периодически выступает с собственными песнями (их у него более тридцати) и охотно делится воспоминаниями.

Рассказывает Евгений Агранович:

 - Борьке Смоленскому хотелось романтической морской песни, и первый куплет он написал сам. А дальше писать отказался, сославшись на крайнюю занятость, - ему надо было немедленно бриться. (Да там и не росло ничего! Я знаю, что по предварительному заказу можно записаться на что-то - на какую-то книгу, например, но что можно авансом бриться - изобрел Борис Смоленский). А дальше я уже круто «переложил руля» в этой песенке - с его морской романтики на гаерскую дурашливую шутку со многими фамилиями, якобы одесскими. Причем в Одессе не были ни разу ни Борис, ни я - знали только, что такое выражение «Одесса-мама, Ростов-папа» существовало. И речи о какой-то целенаправленной стилизации не шло. Уже потом настоящие одесские музыканты, которые еще черт знает когда ходили по свадьбам со скрипочками, говорили, что она похожа на все на свете, то есть, как говорят уже сейчас, «написана в традициях народной еврейской музыки».

«Одесса-мама» - первая своя песня, которая «пошла». Она для нас была интересна своим проявлением протеста - внутреннего, неоформленного, против зацензуренности всего, что люди могли в то время получать. За анекдот - сажали, сотрудники знали, были инструктированы, а песенка - мелочь, да и прямой антисоветчины в ней не находили. А ее «антисоветскость» была в том, что песенка была неподцензурной, нелитованной. Но всему этому мы не придавали тогда ни малейшего значения. Все это было чепухой, минутной шуткой. Пусть какая-нибудь глупость - но с расстегнутым воротом. Поэтому она, наверное, так широко и разошлась.

Полный список читателей, правильно ответивших на вопрос первого тура, читайте в следующем субботнем номере «Вечернего Новосибирска».

А теперь - следующий вопрос нашего конкурса. И снова - романтика портовых городов, только на этот раз куда как более далеких...

В кейптаунском порту
С какао на борту
«Жанетта» доправляла такелаж.
Но прежде, чем уйти
В далекие пути,
На берег был отпущен экипаж.

 Кто и когда отправил в плавание «Жанетту»? До 30 апреля (дата определяется по почтовому штемпелю) пишите по адресам «Вечернего Новосибирска» (их вы найдете внизу на этой же странице) или по электронной почте ket@newmail.ru с пометкой «Конкурс «Народ». Итоги второго тура будут подведены 15 мая.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: