Новосибирск 5.3 °C

Страсти по «Страстям»

28.04.2004 00:00:00

В Новосибирске состоялась премьера
скандального фильма Мэла Гибсона «Страсти Христовы»

Голливудский Иисус - Джеймс Кевизел
 Пожалуй, более уместна премьера этого фильма была бы в конце марта - начале апреля (как это и произошло, к примеру, в Москве), то есть во время поста или на Пасхальной неделе. Но и сейчас фильм вызвал немалый интерес, и в киноконцертном комплексе им. Маяковского билеты раскупают почти как во время премьер блокбастеров. Что для фильма, сопровождающегося титрами, очень нетипично. Поначалу режиссер картины Мэл Гибсон решил вообще обойтись без перевода и даже без титров, а снять все так, как было на самом деле: иудеи разговаривают на арамейском, а Пилат, его жена и стражники - на вульгарной латыни (от себя добавлю - очень уж вульгарной). Но после первых просмотров, устроенных для представителей церкви, пришлось добавить субтитры на английском.

Хотя, на мой взгляд, для русского человека такая «забота» излишня. Ведь фильм сюжетно повторяет Евангелие от Матфея, а почти все диалоги цитируются по Евангелию от Иоанна, и только слова Ирода по Евангелию от Луки (вот еще одна польза от картины - побуждает еще раз обратиться к Евангелиям). Или же перечесть Булгакова. Если эти книги вам не осилить, можно просто пересмотреть-переслушать рок-оперу «Иисус Христос - суперзвезда».

Сюжет пересказывать смысла нет, скажу лишь, что фильм начинается с моления в Гефсиманском саду. ...Все уже было. И исцеление болящих, и сорокадневное искушение, и Нагорная проповедь. Оставалось только несколько часов жизни Христа. Земной жизни. Впереди бичевание, осмеяние, Голгофа и смерть. И - воскресение.

В картину добавлено несколько апокрифических сюжетов. Например, отпечатывание лика на полотне, которое дала Христу утереться одна из женщин по пути на Голгофу. Или видение диавола перед смертью - некоего андрогина. Его играет женщина с выбритыми бровями (Розалинда Челентано), а озвучивает мужчина. Или землетрясение, случившееся после того, как Иисус испустил дух.

Отдельно хотелось бы отметить работу оператора, стилизовавшего кадры под фрески Караваджо, и костюмеров, вручную сшивших все костюмы в коричневых и песочных тонах.

Мучительный путь на Голгофу. Сцена из фильма
 За экранизацию истории жизни, смерти и воскресения Христа бралось не одно поколение кинематографистов. В 1927 году был снят немой фильм «Царь царей». Но только к 60-м годам ХХ века библейские фильмы стали самостоятельным жанром. А к концу века пришла очередь и скандальных картин типа скорсезевского «Последнего искушения Христа». Работа Гибсона отличается именно тем, что режиссер не пытался, используя повод, заняться самовыражением, а точно, местами даже скрупулезно, рассказывает о последних 12 часах жизни Спасителя. Кстати, к съемкам подготовка шла тоже 12 лет.

За два месяца проката по миру фильм успел обрасти слухами и домыслами, а режиссера даже обвиняли в клевете, пропаганде жестокости и антисемитизме. А уж после того, как в премьерный день на одном из первых сеансов в зале умерла от сердечного приступа зрительница, стали раздаваться призывы запретить или значительно ограничить прокат картины в Америке. Знали бы они, что во время съемок исполнителя роли Христа Джеймса Кевизела ударило молнией, а ассистента режиссера - так и два раза!

Вскоре страсти по «Страстям» улеглись. После того, как в прессе появились сообщения о том, что Папа Римский после просмотра сказал: «Все в точности, как и было». Но через месяц официальный Ватикан опроверг эту информацию, и началась вторая волна выступлений и протестов.

Американские критики набросились на режиссера - почему он не осудил Пилата, а сделал его чуть ли не трагической фигурой? Мол, получается, что во всем опять виноваты иудеи? К ним присоединились и российские правозащитники, и сейчас обсуждается возможность подачи искового заявления в суд. «Судить» собираются не только режиссера, но и российских кинопрокатчиков. И опять в заявлениях звучит: «Данный фильм разжигает национальную рознь и культивирует ксенофобские мифы о виновности всего еврейского народа в распятии Христа». Видимо, канонические тексты Евангелий (или Булгаков) правозащитникам оказались все же не по силам. Режиссер, наверное, предвидел эти вопросы, и в сцене распятия в кадре зритель увидит не руки стражника, а руки Мэла Гибсона, показывающие, как правильно надо приколачивать гвозди при распятии.

Что же касается обвинений в жестокости и смаковании сцен насилия, так и актерам досталось не по-киношному. У исполнителя роли Христа по-прежнему ноет вывихнутое во время съемок распятия запястье, после сцены бичевания остался 30-сантиметровый шрам, а от долгого несения настоящего 70-килограммового креста болят плечи.

И сделаны эти сцены так натуралистично и жестоко - именно так, а не иначе - лишь для того, чтобы, как всегда, через муки физические очистилась душа. Пусть не личные муки, пусть только на экране, пусть было это почти две тысячи лет назад... Ибо сказано: «Я пришел не судить мир, но спасти мир».


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: