Новосибирск 4 °C

Патриотизм нельзя приватизировать

15.05.2004 00:00:00

Открытое письмо редакции газеты «Вечерний Новосибирск»

Монумент Славы. Апрель 2004 г. Фото Сергея ПЕРМИНА

 Уважаемая редакция!

17 апреля 2004 года в вашей газете напечатана статья Татьяны Вагановой «Монумент Славы: почему скорбящая мать отвернулась от народа?», которая вызвала полное недоумение и протест.

Непонятно, зачем понадобилась эта публикация, бросающая тень на святое для большинства горожан место, да еще в канун годовщины Великой Победы? Непонятно, для чего журналисту Вагановой нужно было сочинять так называемую «неофициальную версию» строительства монумента Славы, якобы имеющую хождение в каких-то неизвестных кулуарах? И зачем ей потребовалось через 37 лет после открытия мемориала, давно уже ставшего одним из культурных символов Новосибирска, брать интервью у явно недоброжелательной персоны? Непонятно, зачем было помещать в статье под фотографией площади, являющейся составной частью мемориала, кощунственную надпись, цитируем: «Вы долго поднимаетесь по ступеням и идете неизвестно куда...»? Ответьте, пожалуйста, кому и зачем все это нужно?

Для очень многих новосибирцев монумент Славы - это святой и великий памятник. Он и возвышает чувства, воспевая в барельефах пилонов на площади, что показаны на той фотографии, подвиг народа в войне и тылу. И одновременно щемит душу неизбывной скорбью матери над Вечным огнем, оплакивающей десятки тысяч погибших новосибирцев, фамилии которых вычеканены рядом на реверсах пилонов. Не знаем, как еще выразительнее можно было сказать о Славе Новосибирска, который, хотя и был далеко от фронта, но вместе со всем народом принес колоссальные жертвы, чтобы страна выстояла и победила врага?! Как еще лучше можно было почтить память этих жертв, не пропустив ни одного имени в огромном количестве похоронок, пришедших в город с войны. Недаром автор мемориального комплекса Александр Сергеевич Чернобровцев - профессиональный художник-монументалист (не скульптор, а именно монументалист, что журналисту Вагановой, кстати, следовало бы различать) отмечен через год после открытия памятника престижной премией Ленинского комсомола. И недаром правительство еще 20 с лишним лет назад присвоило ему звание заслуженного деятеля искусств Российской Федерации. А в прошлом году по решению городского Совета он стал почетным жителем Новосибирска.

Скоро исполнится 59 лет со Дня Победы. И как всегда, 9 мая к монументу Славы придет много тысяч новосибирцев. Придут ветераны в орденах и медалях, придут пожилые вдовы и неутешные матери павших, придут немолодые дети войны и дети этих детей, придут внуки и правнуки людей того лихого времени, придут, чтобы вспомнить о подвиге, вспомнить не вернувшихся с войны. Но среди них не будет тех, кто, «поднимаясь по ступеням на площадь, идет неизвестно куда». Каждый будет знать, куда и зачем он идет. И каждый будет чувствовать, что, положив цветы к Вечному огню под взглядом Скорбящей матери или бросив в огонь горсть монеток, он тем самым отдает дань великой памяти всем героям, кто запечатлен в необъятном списке на монументе Славы, и среди них самому близкому и родному, а, возможно, и единственному, чья фамилия, он знает, не забыта. Она есть здесь, в этом списке. Никто не забыт. И это самое главное!

Вместе с тем, у пришедших в этот день к мемориалу, кто прочел, к сожалению, тот самый номер газеты, шевельнется, должно быть, еще и горечь в душе. Горечь и стыд оттого, что любимая горожанами «Вечерка» оказалась способной на кощунство, способной непонятно почему взять и походя оскорбить великую память новосибирцев.

А как во всенародный праздник, в этот праздник со слезами на глазах, будет чувствовать себя редакция газеты?

Президент гуманитарно-просветительского клуба
«Зажги свечу» И.И. ИНДИНОК

Иван Иванович нам друг.
Но истина дороже

 «Вечерка» в Международный день памятников и исторических мест рассказала одну из версий создания монумента Славы в честь подвига сибиряков в годы Великой Отечественной войны. Было это 17 апреля, то есть до 9 Мая далековато. Просто дата была такая - день памятников. Заподозрить нас в кощунстве, в оскорблении памяти погибших сибиряков могли лишь те, кто невнимательно прочитал материал и не дал себе труда поразмыслить над проблемами, в нем обозначенными. Что ж, мы делаем газету для разных людей и охотно даем место для самых разных писем и откликов. Поэтому 6 мая - действительно почти в канун Дня Победы - мы напечатали критический отклик председателя областного совета ветеранов войны и труда В.В. Журавлева. То есть мы не настаиваем на том, что мнение известного скульптора, председателя правления Новосибирского отделения Союза художников Арама Григоряна («явно недоброжелательной персоны», по определению Индинка) - единственно верное. Мы настаиваем на другом: народ должен знать все мнения и все версии. Это, между прочим, наша профессиональная обязанность - информировать народ. Или Вы считаете, Иван Иванович, что мэра Индинка и губернатора Индинка, как и других чиновников и политиков, пресса могла и может критиковать, а вот художника Чернобровцева не моги? Только потому, что он монументалист и Почетный житель Новосибирска? Или потому, что посвятил свое творчество войне? Так ведь, Иван Иванович, ни тему войны, ни чувство патриотизма нельзя приватизировать ни за какие деньги и ни при каких условиях.

По существу Вы в своем открытом письме объявили себя и Чернобровцева патриотами, а журналистов «ВН» - непатриотами. Это несправедливо. И наши отцы и деды гибли за Родину, и мы вспоминаем их со слезами на глазах.

Но давайте представим на минуту, что кто-то очень важный и авторитетный наваяет из железобетона истуканов, подобных тем, что стоят на острове Пасхи, объявит их шедеврами и расставит по улицам и площадям Новосибирска. Скажет: посвящаю подвигам предков, работал день и ночь, без сна и отдыха. Разве московский пример Церетели не заставляет задуматься?

Да, монумент Славы - один из символов Новосибирска. Да, у него есть художественные достоинства. Да, работали над его созданием энтузиасты. Но почему надо замалчивать факт, что комиссия Министерства культуры, состоявшая из профессиональных скульпторов и художников, не одобрила в 1967 году проект Чернобровцева?

Целью той публикации было привлечение общественного внимания к эстетике нашего молодого города, крайне бедного на хорошие памятники.

Во-первых, памятников просто мало. Скульптурная группа во главе с Лениным на центральной площади, памятник Покрышкину, сквер Героев, павших в годы Гражданской войны, Глинка возле консерватории, бюст Лаврентьева, еще кое-что... До обидного мало. Идут разговоры о сооружении памятников Пушкину, Высоцкому, Крячкову, неких Крыльев на Набережной... А «Вечерка», например, в первую очередь предложила бы возвести памятник Ермаку, погибшему в Сибири и за Сибирь.

Во-вторых, художественная ценность всех наших немногочисленных существующих памятников должна быть установлена обществом, в том числе и профессионалами, со всей взыскательностью, дабы в будущем не клонировать бездарность или просто неудачи талантливых людей. Ведь, прикрываясь идейностью и патриотизмом, новаторством и вдохновением, можно изуродовать город - даже за большие деньги.

Это нам надо?

Предлагаем заинтересованным читателям продолжить на страницах «ВН» разговор на эту тему.

Ваша «Вечерка»

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: