Благодаря теснейшим связям с Западно-Сибирской железной дорогой, СГУПС имеет сегодня такую учебную базу, которую не может позволить себе ни один вуз Новосибирска.
Главный корпус Сибирского государственного университета путей сообщения |
- Без всякого преувеличения могу сказать, что университет сегодня имеет учебную базу, соответствующую для ведущего новосибирского вуза, - говорит начальник учебного отдела СГУПСа Валентина Поваляева. - Все это благодаря теснейшим связям с Западно-Сибирской железной дорогой, особенно укрепившимся в последние десять лет. Руководство дороги понимает, что для подготовки кадров необходимо самое современное оборудование. Если приобретаются компьютеры, то последнего поколения, новый железнодорожный полигон строится по последнему слову техники. Учебные мастерские, еще недавно располагавшиеся на двух этажах, сейчас занимают уже четыре этажа производственного корпуса. С организацией практики проблем тоже нет. Все студенты технических специальностей проходят практику на рабочих местах в подразделениях дороги, поэтому приходят на работу, уже имея квалификационные разряды, опыт, так необходимый молодым специалистам. Столь же заботливое отношение у руководства дороги к здоровью и бытовым условиям жизни студентов. В университете есть поликлиника и профилакторий для студентов, Дворец спорта, стадион, в этом году будет сдан плавательный бассейн. С помощью дороги реконструировано общежитие, оно предоставляется всем иногородним студентам, обучающимся на бюджетной основе.
Иностранные языки также важны, как и математика. |
Для абитуриентов это очень весомый аргумент. Нынешние 17-летние - народ прагматичный. Выбирая учебное заведение и специальность, уже прикидывают возможности трудоустройства, будущую зарплату и дальнейшие перспективы. В этом отношении СГУПС - вариант оптимальный. На недавнем распределении дипломников технических факультетов заявок было куда больше, чем выпускников. На 47 выпускников по специальности «Мосты и тоннели» было 123 заявки от предприятий от Сургута до Сочи.
На факультет «Строительство железной дороги» пришло 193 заявки - это на 113 выпускников, на факультет «Строительные и дорожные машины» - 93 заявки на 32 выпускника. Те выпускники, кто не ленился на студенческой скамье, придя работать в подразделения дороги, сразу попадают в резерв руководящих кадров: их и готовили с таким прицелом. В прошлом году руководство Западно-Сибирской железной дороги обратилось к университету с предложением подобрать наиболее талантливых, добросовестных студентов, обладающих организаторскими способностями. Из них были сформированы группы, которые по линии факультета повышения квалификации прошли дополнительные курсы по юриспруденции, экономике, психологии, общались на занятиях с главными специалистами дороги, защищали свои выпускные проекты по темам, предложенным дорогой и касающимся решения конкретных проблем. В службе управления персоналом дороги этим молодым специалистам уделяется особое внимание. Заместитель начальника Западно-Сибирской железной дороги Евгений Кулинич лично встречается с ними. Их включают в резерв руководителей, для них вычерчивают график карьерного роста - только трудись.
СГУПС победил! Межвузовские соревнования в университетском Дворце спорта |
Стараясь держать марку, естественно, и сам университет заботится о поиске «золотых» голов, выискивая самых одаренных среди школьников. Во всех отделениях Западно-Сибирской железной дороги действуют центры довузовской подготовки. Тем самым дорога решает две задачи - дать возможность получить высшее образование детям железнодорожников с периферии, подтянув уровень их знаний к «столичному» Новосибирску, и найти наиболее талантливых школьников. Университет сохранил и свои профильные классы. Автоматического приема их выпускников в университет, как прежде, не существует, но после двух лет занятий с университетскими преподавателями ребята и так прекрасно сдают вступительные экзамены. Многие старшеклассники занимались на подготовительных курсах в университете зимой, многие рассчитывают на подготовительные курсы перед вступительными экзаменами. Времени до них совсем немного, так что информация ответственного секретаря приемной комиссии Анатолия Бабича будет кстати.
- Организуя прием студентов, мы исходим из того, что университет является отраслевым вузом, поэтому в первую очередь учитываются запросы дорог региона и потребности времени. Поэтому наряду с традиционными специальностями в последние годы появились новые: информационные технологии на транспорте, информационные системы в экономике, управление персоналом, безопасность технологических процессов, комплексное использование и охрана водных ресурсов, управление недвижимостью, антикризисное управление, бухгалтерский учет и аудит и многие другие. Тем, кто собирается поступать в наш университет, нелишне знать, что по конкурсу СГУПС занимает ведущее место среди вузов города - по крайней мере, по результатам вступительных экзаменов прошлого года. Средний конкурс по институту тогда составил 5 человек на место, а на отдельные специальности был больше десяти человек на одно место. Прием идет в полном соответствии с нормами, установленными Министерством образования РФ. Наряду с традиционными экзаменами, принимаем свидетельства о сдаче ЕГЭ, результаты Всероссийского тестирования выпускников школ и областных олимпиад. Так что выпускники имеют возможность отобрать оптимальные результаты для поступления. В прошлом году для обучения на дневном отделении было выделено 500 бюджетных мест, надеемся, что это число сохранится и в нынешнем году, плюс 700-750 мест - для обучающихся на платной основе. На заочную форму обучения принимаются 185 бюджетников и 250-300 - коммерческий прием. Есть еще вечерняя форма обучения - для получения второго высшего образования и ускоренная форма подготовки специалистов из числа имеющих среднее специальное образование, где контингент обучающихся в основном формирует Западно-Сибирская железная дорога в зависимости от своих потребностей.
Осталось преодолеть конкурсный барьер - и впереди пять интереснейших лет студенчества, а затем хорошо оплачиваемая и перспективная работа. Стоит постараться.
Новые факультеты
Факультет бизнес-информатики
Первый факультет такого типа два года назад появился в Высшей школе экономики (г. Москва), а затем в ее филиалах в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Теперь ФБИ есть и в Новосибирске, пока только в СГУПСе. Его организация вызвана потребностями времени. Предприятиям и корпорациям остро необходимы специалисты, которые бы владели бизнес-аналитикой, умели моделировать бизнес-процессы, могли бы заниматься ИТ-консалтингом, ИТ-аудитом, проектировать и реализовывать сложные корпоративные информационные системы с помощью современных программных средств.
Факультет готовит по двум дефицитнейшим на сегодня специальностям: «Информационные системы и технологии» и «Прикладная информатика (в экономике).
Факультет «Управление персоналом»
Такой факультет в СГУПСе открыли первыми в Новосибирске, взявшись готовить специалистов для государственных и муниципальных органов власти, предприятий, учреждений и организаций, активно заинтересованных сегодня в совершенствовании своей кадровой политики. Выпускники специальности «Управление персоналом» занимаются профессиональной организационно-управленческой, плановой, проектно-экономической, аналитической и научно-исследовательской деятельностью. Эта специальность сегодня особо востребована и потому, что еще несколько лет назад ни один вуз не готовил специалистов в области управления людьми. В кадровых службах часто работают неквалифицированные в этой сфере деятельности специалисты, которые постепенно уступят место менеджерам по персоналу.
Специальность «Психология» также входит в число наиболее перспективных профессий, подготовка ведется по методикам, рекомендованным МГУ.
Факультет ведет набор студентов и по специальности «Профессиональное обучение» с квалификацией «Инженер-педагог».