Новосибирск 0.3 °C

Между колхозно-совхозным театром и «сибирской Таганкой»

01.06.2004 00:00:00

В «Старом доме» - новый директор. Им стал Виктор Невинский, сменивший на этой должности Нелли Новицкую, которая руководила театром последние 19 лет. Решат ли кадровые перестановки проблемы театра? Будет ли вообще сохранен театр в том качестве, в котором его знают горожане? Не станет ли снова двум «медведям» - директору и главрежу - тесно в одной берлоге?

Нелли Новицкая

 Напомним, что два месяца назад Нелли Новицкая подала заявление об увольнении. На сегодняшний день она находится в очередном отпуске, который продлится до 28 июня. А департамент культуры между тем начал подыскивать новую кандидатуру на освобождающуюся должность. Предложение занять директорское кресло было сделано нескольким известным в городе людям. Однако взять на себя ответственность за театр, находящийся в достаточно сложной ситуации, до сих пор никто не решался. Возможно, человеку со стороны, каким является новый директор, многие вопросы решать будет легче. Виктор Невинский имеет опыт работы, был директором в театрах Иркутска и Сыктывкара. И дай Бог, чтобы театр попал в хорошие руки и у нового директора все получилось.

И все-таки, признаться, до последнего времени оставалась некоторая надежда, что Нелли Александровна, отдавшая «Старому дому» почти два десятка лет жизни, заявление заберет и в театр вернется. Крепкими директорами, опытными, искушенными, знающими все подводные камни театрального дела, прошедшими школу театрального менеджмента при двух экономических формациях, так просто не бросаются.

Театр был ее детищем. Она приняла его, когда областной драматический еще работал по программе «колхозно-совхозного». Именно при ней «Старый дом» стал «Старым домом». За эти годы у театра были и свои звездные часы, и свои неудачи. Создавалась труппа, появлялись свои звезды, формировался свой зритель. 19 лет - это целая эпоха. Это продолжение старых театральных традиций и закладка новых идей, которые со временем тоже становились добрыми традициями.

Владимир Оренов тоже пришел в театр благодаря ей. В свое время именно Новицкая дала возможность теоретику Оренову попробовать себя на сцене. Спектакль «Пока все о'кей» по Червинскому стал его первым спектаклем в «Старом доме» и его первой работой на профессиональной сцене вообще. В качестве режиссера-постановщика он тогда предложил себя дирекции сам.

- Надо отдать должное Нелли Новицкой, - вспоминает он те времена, - которая, как и я, склонна к авантюрам, в том числе и творческим. Она согласилась, не испугалась и такую возможность мне дала...

Потом он предложит себя на должность главного режиссера и тоже получит согласие. Которое, как потом оказалось, стало для Новицкой роковым...

О мужском непостоянстве

 «В этом милом «Старом доме» - называлось одно интервью с Владимиром Ореновым, опубликованное на страницах «ВН» десять лет назад. Владимир Оренов тогда снимал сюжет о «Старом доме» для своей телевизионной программы «Фрак народа» и был буквально влюблен в атмосферу театра, его актерский состав, репертуар и его директора.

О директоре театра Нелли Новицкой в том интервью читаем:

- У вас волевой, сильный, властный и серьезный директор, что чрезвычайно важно в нынешних обстоятельствах, когда театры все больше и больше становятся театрами менеджера, театрами импресарио.

О спектаклях:

- Это серьезные, крепкие профессиональные работы, которые сделали бы честь многим театрам мира и России...

Когда в августе 2002-го Владимир Оренов заступит на пост главного режиссера «Старого дома», то первое, что он сделает, это снимет с репертуарной афиши сразу семь спектаклей, пообещав к концу года «избавиться еще от пяти-шести названий». А через 19 месяцев с момента его назначения о конфликте между ним и «волевым, сильным и серьезным директором» заговорит весь город, и Новицкая подаст заявление об уходе. Ситуация будет столь серьезной, что в департаменте культуры будет принято решение освободить от занимаемых должностей обоих лидеров театра. Решение будет озвучено на одной из пресс-конференций, и газеты выйдут с заголовками «Театр остается без директора, главного режиссера и с труппой, находящейся в состоянии забастовки...». Однако потом дело будет спущено на тормозах, и с Владимиром Ореновым подпишут договор на достаточно жестких условиях сроком на полтора года.

Несмотря на появление нового человека на должности директора, вопрос о судьбе театра продолжает оставаться открытым. Как это обычно бывает в ситуациях сложных и неоднозначных, история начинает обрастать домыслами, слухами и предположениями. Оренов, например, обещал «наводнить» театр студентами нового театрального института. Они будут и играть в спектаклях, и работать билетерами, и подрабатывать гардеробщиками... В открывающемся театральном вузе Владимир Борисович возглавит курс актерского мастерства, и он намерен набрать целевой курс с перспективой забрать все юные таланты «в свой театр». Не превратятся ли актерские гримерные в классы, а весь театр в учебный театр нового вуза?

Как сказал в одном из своих интервью Владимир Оренов, который вообще имеет обыкновение поддразнивать прессу:

- На моем веку было столько гибелей театров, столько возникновений, столько сбывшихся надежд, столько несбывшихся... Ну, не получится... У меня еще останутся 984 дела, тут театр рискует больше, у «Старого дома» все немножечко по-другому...

У нас действительно все «немножечко по-другому». Это в столицах театров десятки, а то и сотни, а у нас драматических всего-навсего четыре. Повод для волнения есть. И пока железная леди Новицкая была в театре, признаться, было как-то спокойнее. Владимир Борисович мог сколько угодно экспериментировать, чудить и разбрасывать камни, но было очевидно, если что, она театра не отдаст. Именно она представлялась охранным амулетом и хранительницей традиций...

19 лет Нелли Новицкой

 По первому образованию Нелли Новицкая - искусствовед, по второму - юрист. Собиралась стать адвокатом, писала диссертацию на тему взаимоотношений юриспруденции и искусства, но предложили возглавить театр, и было уже не до диссертации.

О своих первых годах в театре вспоминает как о сплошном кошмаре: «Первой реакцией было: «Боже, куда я попала?». План - 540 спектаклей за сезон, из них 240 - на селе. Разъезды по разбитым сельским дорогам, вечно ломающийся, изношенный транспорт, выступления в нетопленых клубах! Декорации, которые постоянно некуда деть, «они лежат на улице, закрытые брезентом, не успеешь глазом моргнуть, уже по ним или машина проехала, что-то украли»... Приезжаешь, намучившись, в деревню, а там в наличии всего пять детей, и из них два грудничка, а по разнарядке на спектакле должно быть 70 человек. «Вот и приходится идти к председателю, упрашивать, чтобы оптом оплатил недостающие места». В восемь часов вечера - зал пустой. «Коровы пришли?», - «Нет, не пришли». Наконец, коровы пришли, начинается дойка. Спектакль идет уже практически ночью, в зале - старухи, грудной ребенок, да пара пьяниц... Новицкая так живо рисует эту картинку жизни «колхозно-совхозного театра», как будто это было только вчера... Театр третьей категории! Люди театра знают, что это такое. Это самые низкие актерские зарплаты, невключенность в гастрольные программы и полное отсутствие перспектив!

Так продолжалось два года, а потом она решила, что либо надо все бросать и уходить, либо что-то менять кардинально. Ходила по коридорам власти, требовала, спорила, доказывала, случалось, и слезы лила... Добилась первых серьезных гастролей, под которые выделили нормальные деньги, - театр съездил в Омск, Новокузнецк, на Дальний Восток. Это была первая большая победа, изменившая и атмосферу в театре, и настроение актеров. Через три года ее руководства театр стал театром первой категории.

В год ее прихода главным режиссером был Изяслав Борисов. В театре тогда работала интересная «тройка» Борисов - Гоберник - Фатеев. И, несмотря на все издержки жизни «колхозно-совхозного театра», они делали действительно интересный театр. Потом Борисов ушел, стал ездить ставить спектакли по стране, успел поработать главным режиссером в нескольких театрах. Но все время возвращался в свой театр на берегу Оби. И она его очень хорошо понимала, потому что знала, как это бывает, когда театр держит и не отпускает. «Изя, - смеялась она, - тебя постоянно тянет на место преступления».

Помнит, как пришел в театр талантливейший Вадим Цхакая. Когда она представляла его труппе как главного режиссера, все актеры встали и аплодировали стоя. Но уже через сезон отношение круто поменялось. Она помнит, как напрягся Цхакая, когда его даже не включили в художественный совет. Театр - жестокое место. Она тогда взяла его сторону - просто отменила совет. Но он все равно ушел, спокойно, молча и достойно.

С Семеном Верхградским они проработали вместе 13 лет. Несмотря на «несчастливое число», театр в эти годы жил очень спокойно. Пожалуй, это был период самый стабильный. «Верхградский обладал поразительным умением очень мягко и деликатно улаживать все проблемы...». Оренов, кстати, отвечая на вопрос корреспондента «ВН» о самом сильном впечатлении от театра того времени, сказал:

- Директор и главный режиссер. Самое сильное потому, что директор (по зодиаку Лев) и главный режиссер (по Зодиаку Рак) должны быть в конфликте, в ревности, в чем-то еще. Обычно в таких ситуациях кто-то кому-то должен доказывать, кто главнее. А они работают хорошо, нормально, не уничтожая многое хорошее, что в театре есть и возникает. Вот это меня потрясло.

Взаимоотношения двух Львов (Оренов по гороскопу Лев) сложились совсем иначе. Приглашая москвича Оренова, Новицкая, безусловно, рисковала. Это был своего рода эксперимент, экспромт на тему «Можно ли руководить театром, не находясь в нем постоянно, а наезжая эпизодически». Оренов был убежден, что можно, и через три (теперь уже полтора) года обещал построить «сибирскую Таганку» - «театр европейского уровня, работающий в серьезных столицах мира, маленький, мобильный и очень хорошо зарабатывающий».

Об оправданности риска

 - Мы не боимся рисковать, - говорила Новицкая в интервью «ВН», приуроченном к 10-летию ее работы в театре. - Иногда, правда, от сумасшедших режиссерских идей я прихожу в состояние ужаса, но потом самой становится интересно: почему бы и нет? А иногда бывает и наоборот: сумасшедшая идея исходит от меня. И тогда «черным от ужаса» ходит уже главный режиссер.

Она действительно не боялась экспериментировать, приглашать в театр людей ищущих, даже эпатажных, с нестандартными творческими подходами и идеями, была готова делить с режиссерами и триумф их успеха, и горечь возможного провала. Редкое качество для директора. Многие начинания «Старого дома» действительно смелы и именно они определяют лицо театра.

Именно «Старый дом» еще в начале 90-х выступил организатором уникального международного фестиваля «Ярмарка искусств». Именно «Старый дом» стал первым в городе театром, работающим по проектам, что позволило выезжать с гастролями за рубеж. Первым таким проектом стала «Медея» по пьесе Хайнера Мюллера, осуществленная в 95-м немецким режиссером-авангардистом Берндтом Динтером.

О спектакле много говорили. Публика была в ужасе и восторге. В «Правде» появилась разгромная статья. Непривычная тематика, необычная стилистика - это не могло быть всеми принято на ура. С «Медеей» гастролировали в Западном Берлине и Западном Франкфурте. За немецким проектом последовали шведский, затем польский и японский... Театр принимали на гастролях в Румынии, Польше, Швеции, Японии.

Фестиваль несыгранных ролей «Открытая сцена» - тоже ноу-хау «Старого дома». Он проходил четыре года подряд, позволил актерам новосибирских театров воплотить свои нереализовавшиеся идеи. А фестиваль независимых профессиональных театров «Сиб-Альтера», ныне ушедший в «свободное плавание»? Он тоже начинался в «Старом доме» и впервые представил городу новые коллективы...

Уход из театра Анатолия Узденского ставит под угрозу пять спектаклей репертуара
 «Открытая сцена», кстати, дала путевку в жизнь триумфальному моноспектаклю Ирины Серебровской «Акт». Директор хорошо помнит, как нашла в газете «Культура» короткую заметку об открытии Международного фестиваля моноспектаклей в Перми и как упрашивала: «Возьмите нашу Ирину...». Хотя все заявки были давно поданы и списки участников утверждены, Ирину все же взяли. Она приехала в самый разгар фестиваля, когда уже была известна актриса, которая должна была получить первую премию, смешала все карты и увезла «золото». Потом был Международный фестиваль моноспектаклей в Киеве, и снова успех «Акта». Гастроли в Молдавии, Литве, Латвии, Германии, на Кипре...

Все это было. Это жизнь театра и жизнь нашего города. И когда актер «Старого дома», любимец публики Анатолий Узденский говорит: «Я посвятил жизнь этому театру. И для меня некоторые выступления Оренова в прессе обидны. Получается, что все, чем я занимался все эти годы, - ерунда. Получается, что в театре не было ни режиссера, ни творческих личностей...», то с ним нельзя не согласиться. Как нельзя не согласиться и с высказыванием актера: «С одной стороны, новое дыхание, новая волна, безусловно, нужны, но «Мы старый мир разрушим» - это мы уже проходили».

Узденский, кстати, уволился из театра. И его уход поставил под угрозу сразу пять спектаклей репертуара, что вместе с семью снятыми Владимиром Ореновым, и вовсе оголило афишу. До конца сезона актер еще доигрывает спектакли на договоре. А что дальше... Актер, ходят слухи, получил приглашение в один из театров Санкт-Петербурга. И мы рискуем потерять одного из интереснейших и талантливейших артистов нашей сцены.

Наверное, говорит Новицкая, приглашая Оренова, надо было сразу расставить все точки над «i». И, наверное, это было ее ошибкой, не настоять на подписании контракта, где были бы жестко оговорены все условия - и время пребывания главного режиссера в театре, и обязательное число премьер, степень ответственности обеих сторон, в том числе финансовой, за все происходящее в театре. Возможно, это позволило бы избежать многих недоразумений. Но их отношения складывались так удачно, начинались с такой дружбы, с такого полного взаимопонимания и взаимодоверия, они жили и дышали в унисон, и, казалось, так будет всегда. Кто же мог предполагать?..

Лето без «Белых ночей»

 Что ждет нового директора? Если говорить о прозе жизни, то в июне должен решаться вопрос, включат ли театр, здание которого требует серьезной реконструкции, в федеральную программу финансирования на 2005 год. Реконструкция уже начата. Кроме того, за два года намечалось завершить строительство двухэтажного здания, примыкающего к театру, которое должно решить проблему катастрофической нехватки помещений театра. На новых площадях предполагалось разместить сауну, тренажерный зал, душевые, репетиционный зал. Туда должны были переехать все цеха - парикмахерский, закройный, бутафорский. Основное здание театра, после реконструкции тоже должно было заметно преобразиться ...

Что касается творческой стороны жизни театра, то тут тоже вопросов больше, чем ответов.

Строить «сибирскую Таганку» - «театр европейского уровня, очень хорошо зарабатывающий», работающий в серьезных столицах мира», теперь придется на двоих. Пока же, если подводить итоги сезона, театр остался без гастролей и фестивалей вообще. И если прежде 2-3 спектакля в год обязательно ставили приглашенные режиссеры, что давало возможность актерам работать в разных режиссерских школах, то теперь... Открылся сезон «Викторией» в постановке главрежа, которая, скажем прямо, заметным событием в театральной жизни города не стала. Потом была явная неудача очередного режиссера Станислава Таюшева - спектакль «Сверчок на печи». Далее спектакль-концерт «Окуджава» (режиссер-постановщик актер театра Михаил Пичигин). И, наконец, готовятся к премьере несколько раз переносившиеся «Записки нетрезвого человека» в постановке Оренова... Вот пока и все. Не осуществлен заявленный в прессе амстердамский проект, не состоялась обещанная актерам поездка в Санкт-Петербург на фестиваль «Белые ночи»... До окончания сроков строительства «сибирской Таганки», обозначенных Владимиром Борисовичем, осталось всего ничего...


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: