Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Дети и вера

03.06.2004 00:00:00

Тему подсказал читатель

 «Матери, имеющие 3-4 детей, все воскресные дни и праздники проводят в церкви. Дети (пусть и не малые) дома одни. Что важнее для женщины: присутствие в церкви на всех службах или лучше дома создать уют, тепло и нормальную обстановку?» (Из письма в редакцию читательницы Лидии Васильевны).

Причащаются дети. Фото Валерия МЕЛЬНИКОВА
 Тема «родители - дети - церковь» непростая: стоит ли ходить в церковь в ущерб домашнему уюту? Стоит ли брать малолетних детей в храм, а если стоит, то как там себя с ними вести? Еще несколько лет назад рассуждения на эти темы были бы совсем нереальными.

В ноябре прошлого года по заданию редакции мне пришлось посетить Колыванский женский монастырь. Среди автомобилей, припарковавшихся у монастырской ограды, обращал на себя внимание большой автобус с детьми, прибывшими из Новосибирска. Ребятишки вышли из автобуса и под руководством учительницы чинно направились в сторону монастырского храма. Перед входом в церковь кое-кто из детей перекрестился. Перекрестилась и учительница. «А ведь раньше за такое могли и наказать», - сказал один из свидетелей этого действа. И был прав. И это «раньше» было не так уж и давно.

Помню, как в пятом классе, когда нас начали готовить к приему в пионеры, одна из учениц неожиданно заявила, что по религиозным соображениям вступать в пионеры не будет. В школу пригласили отца девочки, который сказал, что он православный и не может дать согласие на вступление своей дочери в «сатанинскую организацию». Поднялся страшный скандал. Какие только комиссии не терзали это семейство, какие только слухи не ходили, вплоть до того, что отца могут посадить за вовлечение несовершеннолетней дочери в религиозную деятельность. Но все как-то обошлось, хотя девочка пионеркой так и не стала.

Насколько реально рисковал отец моей одноклассницы, стало понятно года через три после этой истории во время громкого судебного процесса, уже над баптистами. Помимо всего прочего им инкриминировали то же самое «вовлечение». В качестве доказательства на суде фигурировали фотографии, где подсудимые были зафиксированы отдыхающими вместе с детьми за городом.

Сейчас времена изменились: дети ходят не только на экскурсию в действующие храмы, но и присутствуют на службе вместе со своими родителями, молятся и причащаются. Но здесь возникают другие проблемы. Дети есть дети, и порой всю службу им выстоять очень сложно. Потому и вертятся, бегают - то попить, то в туалет, то еще какую причину придумают, естественно, создавая при этом посторонний шум и мешая другим. Родители же на замечания молящихся реагируют очень болезненно: что, мол, вы за верующие такие, когда сам Христос говорил, чтобы не препятствовали детям приходить к Нему. При таких аргументах пристыженные люди замолкают, а дети начинают еще веселее скакать по храму. Спрашивается, а зачем тогда детей в церковь водят: в индейцев поиграть? Проблема детей в храме настолько актуальна, что сам Патриарх Алексий II на епархиальном собрании города Москвы в декабре 2001 года вынужден был подробно осветить эту тему.

«Особое внимание нужно уделять поведению в храме детей. Для большинства из них непосильны продолжительные службы. Родители должны следить за тем, чтобы посещение храма было для ребенка радостью, а не тягостным ожиданием, прерываемым вопросом: «Мама, мы скоро пойдем домой?» Ребенка нужно уводить из храма до того, как он устанет и начнет проситься домой, - об этом нужно позаботиться родителям. В некоторых приходах есть правило: дети в храме стоят только рядом с родителями, вместе с ними подходят к Причастию, ко Кресту. Оставшись в храме без присмотра, дети часто начинают вести себя распущенно, беседуют друг с другом, заменяя молитвенное общение с Богом общением со сверстниками, которое не всегда носит мирный и спокойный характер, мешают другим молиться. Если же ребенок находится рядом с мамой или папой, они всегда могут помочь ему настроиться на молитву, объяснив самые важные моменты богослужения (конечно, шепотом, в кратких словах, не мешая другим)».

В других своих выступлениях, касаясь проблемы тех детей, которые вроде бы в младенческом возрасте с удовольствием посещали храм, а вырастая, не хотят о нем слушать, Алексий II заметил, что во многом это зависит от самих родителей. Действительно, если мать или отец в церкви одни, а в обыденной обстановке другие - осуждают кого-либо, не всегда дружны меж собой, гневаются или впадают в уныние, не исполняют элементарных молитвенных правил, - все это ребенком подмечается и наводит на мысли о лицемерии. Лицемерия же дети не прощают. Многие родители склонны искать причину того, что дети вдруг перестали посещать храм, во влиянии сверстников, улицы, телевидения и т.п., а причину нужно искать в первую очередь в себе.

Ну а как относиться к тому, что родители, забывая о своих семейных обязанностях, каждое воскресенье отправляются в храм, как об этом пишет в редакцию Лидия Васильевна? Проблема эта представляется надуманной. Хотя бы потому, что по большому счету не так-то много времени и уходит на посещение храма. Каждая верующая женщина всегда успеет и в квартире убрать, и обед заранее приготовить, и в храм сходить помолиться. Успеет еще и потому, что обычно такие хозяйки не тратят много времени на просиживание у телевизора, на телефонные пересуды и прочую бесполезную трату времени. И еще, касаясь конкретно заданного вопроса. Речь в нем идет о семьях, где воспитываются 3-4 ребенка, и причем «не малых». Но обычно в таких многодетных семьях дети растут самостоятельными и с раннего детства приучены к труду и помощи родителям. Так что ответ напрашивается сам собой: эти уже большие дети, оставшись дома одни, в то время, когда их мама ушла в храм, должны просто-напросто выполнить всю домашнюю работу и создать в доме «уют, тепло и нормальную обстановку», чтобы порадовать свою маму, когда она вернется из церкви.

P.S. Кстати, упомянутую в статье одноклассницу звали Валентиной, фамилия - Кузьмина. Проживала она на улице Свободы, и в 1961 году училась в пятом классе школы N 83 Заельцовского района. Может, откликнется?


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс

Новости
Профессор МГАХИ и кандидат искусствоведения  Николай Васильев провел авторскую экскурсию по главным архитектурным памятникам и нетуристическим объектам Новосибирска.
21.10.2021 фото
Сталь, железобетон и причудливые формы. Здания советского модернизма можно встретить на всем пространстве бывшего СССР. VN.ru спросил архитекторов города – какими зданиями, построенными в конце прошлого века, можно гордиться.

29.09.2021 Видео
Звезда российского рэпа рассказал Юрию Дудю о жизни в родном городе.