Новосибирск 4.7 °C

Какое у парка будущее?

04.06.2004 00:00:00

Круглый стол редакции

О судьбе зеленой зоны, расположенной между улицами Покрышкина и Вертковской, шел разговор на заседании круглого стола в редакции «Вечерки».

Фото Михаила ТУЛЬСКОГО

Участники обсуждения:
Сергей Владимирович ЧЕРНАТОВ, генеральный директор строительной компании «Новосибирская», автор статьи в «ВН»
Андрей Григорьевич ПОМЕЩИКОВ, профессор, лауреат премии Совета Министров СССР, автор ответной статьи в «ВН»
Валерий Петрович АРБАТСКИЙ, главный архитектор города Новосибирска
Олег Викторович СТАРИКОВ, архитектор Ленинского района
Николай Андреевич ТЯМИН, депутат городского Совета

Каруселей здесь не будет - парковая зона останется тихой и уютной. Фото Михаила ТУЛЬСКОГО
 С 1989 года «ВН» отслеживает события вокруг парковой зоны, прилегающей к улице Покрышкина (за магазином «Кристалл»). Несколько раз строители пытались приступиться к той узкой полоске территории, которая отделяет зеленую зону от автомагистрали. И всякий раз жители писали в редакцию возмущенные письма. Мы их публиковали, давая возможность высказаться всем сторонам. Совсем недавно в «Вечерке» была опубликована статья новосибирского строителя С. В. Чернатова, который высказался относительно очередной приостановки строительства. По его мнению, подписи под протестными письмами жильцов собираются недобросовестно, с применением недостоверной информации. В ответ на страницах газеты выступил профессор А. Г. Помещиков, житель одного из домов, соседствующих с парком. В своей статье он полемизирует с Чернатовым, сетуя на то, что сведения, которыми тот поделился в своей статье, никому из жителей не были известны. Ведь, как оказалось, речь идет о плане преобразования всей парковой зоны, где спорный проект придорожной застройки - только составная часть.

Чтобы окончательно прояснить ситуацию с парковой зоной и ее дальнейшей судьбой, мы пригласили в редакцию для обсуждения авторов обеих статей, а также депутата горсовета, хорошо знакомого с этим вопросом, Н. А. Тямина и экспертов - главного архитектора города В. П. Арбатского и архитектора Ленинского района О. В. Старикова. И вот какой вышел разговор:

А.Г. Помещиков:

 - Да, действительно люди ходили по квартирам и собирали подписи. И я тоже подписал, хотя не очень понимал, о чем идет речь. Позднее выяснил, что речь идет об угрозе строительства 25-этажного здания, которое своими корпусами должно войти в глубь парка. Меня это сильно обеспокоило - в зеленую зону и так уже внедряются металлические гаражи, особенно со стороны улицы Степной. Вообще, мне кажется, в нашем разговоре надо попытаться выйти на принципиальный уровень: для человека в данном случае делаются изменения или в угоду каким-то далеким от интересов жителей интересам? Мы знаем, что при социализме строились города, мало пригодные для жизни людей. Во главе угла стояли интересы государства: людей селили в маленькие квартиры, которые строились, только чтобы обеспечить заводы живой силой. Продолжается ли эта логика в случае с обустройством парка? Я не специалист, но мне кажется, что есть риск оказаться в плену этих устаревших шаблонов.

В.П. Арбатский:

 - В хрущевские времена, когда застраивался левый берег (это место тогда называлось «соцгородом»), имел место такой подход. Жилье и жизнь - все было нормированным. Общественный транспорт подвозил и увозил от заводских проходных. В те времена и сложилась по сей день существующая квартальная система. Но это уже история. Кстати, в те времена «хрущевки» были большим благом - люди получали отдельные квартиры. Но вместе с тем мы должны понимать, что все это проходило в рамках уникального урбанистического эксперимента, не имеющего аналогов в мировом градостроительстве. Поскольку нет нигде городов с полуторамиллионным населением, которые бы размещались в зоне со среднегодовой минусовой температурой, у которых отопительный сезон тянулся бы семь месяцев. У нас в Новосибирске это так. Поэтому главная задача, составляющая основной принцип блага для новосибирцев, - это вопрос сохранения энергии, вопрос оптимизации ее использования. Через призму энергосбережения, лично я вижу три главных направления развития нашего города, города для человека: компактная застройка, удобные транспортные связи (сейчас около 300 тысяч автомобилей, а через десять лет их будет примерно полмиллиона) и наличие крупных зеленых мест отдыха. Одним из таких мест должна стать зеленая зона по улице Покрышкина. Мы рассуждали так: реконструкция площади Маркса (которая в итоге станет «монолитной», без «барахолки» и прочих включений) создаст круговое движение вокруг нее, поэтому транспортная нагрузка на улицу Покрышкина резко возрастет. И буквально через дорогу - зеленый оазис. Мы видели эту зеленую зону как ландшафтный парк, где вмешательство человека в природу сведено к минимуму. Основные элементы - озеленение и рельеф. Чтобы оградить этот кусочек живой природы от переполненной машинами и людьми площади Маркса и улицы Покрышкина, мы мучительно долго искали проект, который бы отвечал всем условиям. Дело не только в необходимости физического ограждения зеленой зоны от проникновения автомобилей - традиция требует для парка парадный вход, чтобы он нес эстетическую нагрузку. И при этом не перегружал своими размерами. И мы такой проект нашли. Но о нем пусть лучше расскажет застройщик.

С.В. Чернатов:

 - В 1999 году я предложил построить на участке между парком и проезжей частью улицы Покрышкина высотное здание. Но мне были выставлены такие условия: не выше трех этажей. Тогда я предложил новый проект, однако и он был забракован - говорили, что здание должно быть единым комплексом со сквером, его органической частью. В 2001 году фирма «Топ-книга» выразила готовность профинансировать все эти требования к зданию, хотя это очень дорого. Так родился проект книжного магазина, который обращен к парку скошенной крышей до земли (основные торговые площади магазина будут размещены под землей - на четырех подземных этажах). Эта крыша покрывается искусственной травой (такой же, как на стадионе «Спартак») и становится частью ландшафта. Со стороны парка виден только зеленый холм, а со стороны автомагистрали - парадный вход в парк. В 2002 году администрация Ленинского района обязала меня в довершение ко всему заложить парковую зону - я дал письменную гарантию. Но любую работу должны делать профессионалы. К концу августа будет готов полный проект ландшафтного парка. Пока эта работа идет, ученые посоветовали не терять времени: натоптанные тропинки должны превратиться в дорожки - их мы сейчас и оборудуем. И еще мы высаживаем крупномерные деревья и «выводим горизонт». Дело в том, что зеленая зона имеет места подтопления - там не сядешь на землю, не намочив штанов. За два года все сделаем. Парк будет зоной пассивного отдыха - никаких аттракционов. Только деревья, лужайки, альпийские горки... А по периметру - декоративное кирпичное ограждение. Только об одном жалею: если бы местные «активисты» не организовывали бессмысленные, на мой взгляд, коллективные протесты, все описанное было бы уже реальностью в этом году.

 Н.А. Тямин:

- Я не был инициатором сбора подписей. Хотя знаю, что подписывали все, к кому инициаторы сбора подписей заходили. Потому что задавался один вопрос: вы хотели бы, чтобы парк застраивался? А кто же этого захочет? Люди действительно мечтают видеть здесь парко-лесную зону без качелей, каруселей и прочего. Считаю, что проект нормальный. Он отражает интересы людей - в этом вопросе я целиком и полностью за подход, предложенный Андреем Григорьевичем.



 О.В. Стариков:

- Хотел бы обратить внимание на то, что наш город - это крупнейшая транспортная инфраструктура, которая развивается только за счет строительства. Не случайно, что у нас есть такое понятие как «градостроительный сбор», которого вообще нигде нет. Везде площадки под строительство выделяются бесплатно, строят просто так, а у нас - за деньги. И когда такие инвесторы, как «Топ-книга», инвестируют в строительство миллионы долларов, я считаю, что это абсолютно правильно. Мало кто знает, но, например, монумент Славы до прошлого года содержался дирекцией заказчика за счет тех денег, которые предназначались на ремонт жилых домов. Денег на это нет ни в областном, ни в федеральном бюджете, поэтому наша задача - привлекать инвесторов, подобных «Топ-книге», чтобы облагораживать город за их счет. Насколько это важно, можно судить, например, по стоимости только одного ограждения в будущем парке - это что-то около пяти миллионов рублей.

А.Г. Помещиков:

- Только надо позаботиться о калитках в вашем ограждении, чтобы жители могли беспрепятственно входить в парк со стороны своих дворов. Надо подумать и о владельцах собак: где они будут выгуливать своих питомцев? Дорожки и аллеи, желательно, чтобы были обсажены разными породами деревьев. В общем, надо предусмотреть в парке все необходимые удобства для людей. Мне бы хотелось, чтобы людям было понятно, что вы про человека не забыли. С моей точки зрения, «сухой остаток» нашего сегодняшнего разговора такой: зеленая зона сохраняется.

От редакции. Это - не последняя публикация о судьбе парка, расположенного в центре Левобережья. Мы намерены еще раз вернуться к этой теме, информировать наших читателей о том, как он обустраивается, как реализуется уникальный проект строительства книжного магазина, который должен стать частью ландшафта и закрыть парк от автомагистрали по улице Покрышкина.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: