Новосибирск 14.4 °C

Aqua vulgaris

08.06.2004 00:00:00

Нередко производители обычной питьевой воды
выдают ее за лечебную

Не пей, Иванушка...

 Уже в первые майские дни потребление питьевой бутилированной воды в России резко возрастает. А лето для производителей питьевой и минеральной воды - просто золотой сезон. Но все ли из покупателей достоверно знают, что они купили в магазине под слишком общим названием воды? Вряд ли, потому что соперником воды по степени необходимости для организма может быть только воздух. Поэтому, испытывая жажду, мы разве что из козлиного копытца пить не будем, а снесем с прилавков все, что имеет отношение к воде.

Производители обещают на этикетках и в рекламах не только избавление от жажды, но и омолаживание и оздоровление организма, перечисляют в составе продукта чуть ли не все необходимые человеку витамины и микроэлементы. А что мы пьем на самом деле? А на самом деле вода может быть как и из горного источника или артезианской скважины, так и... из-под крана. И никакого особого криминала в этом нет.

В России культура потребления жидкостей (не только 40-градусных) сильно отличается от европейской или американской. В Америке, к примеру, пьют чуть ли не дистиллированную воду, потому как считается, что чем больше вода будет отличаться от пищи, чем меньше в ней будет твердых веществ, солей и минералов, тем лучше. То есть относятся к воде как к некоему разбавителю принятой твердой пищи.

В Европе отдают предпочтение воде, похожей по составу на кровь. То есть содержащую соли и минералы со своим неповторимым, «авторским» вкусом. Во Франции, Италии и Германии среднестатистический гражданин выпивает в год до 120 литров минеральной воды. У нас на одного человека в год приходится чуть больше десяти литров бутилированной воды (как минеральной, так и питьевой). И только в крупных городах России пьют в полтора-два раза больше.

У нас пока нет четкого стереотипа культуры безалкогольного пития. Покупая воду, россиянин чаще смотрит на цену, нередко ориентируется на рекламу и известное имя производителя, не забывает и советские брэнды. Как следствие, самыми покупаемыми (и подделываемыми) во всероссийском масштабе остаются боржоми, нарзан и ессентуки. А из неофитов - «Бон аква» и «Аква минерале», которые чаще всего рекламируются. Ну, еще в каждом регионе свои хиты. У нас - это карачинская. И нахваливают только ту, что с лебедями. Правда, при этом все забывают о том, что производство воды - один из самых прибыльных и быстроокупаемых легальных видов бизнеса. Поэтому замутить водичку и по-быстрому заработать деньги мало кто откажется.

Два мира, две воды

 Не будем говорить о подделках и фальсификатах. Но даже настоящая вода может быть очень разной. Следует разделять случаи, когда необходимо пить природную минеральную воду и обычную питьевую. «Природная минеральная вода, безусловно, отличается от обычной питьевой воды» - так начинается определение минеральной воды в Кодексе Алиментариус - главном пищевом стандарте ООН, по которому скоро придется жить и России. Заметьте, минеральная вода может быть, в соответствии с этим кодексом, только природной. У всемирно знаменитых минеральных вод есть история, на протяжении которой они доказали свою чистоту и полезность. И главная задача производителя - всего лишь сохранить эту природную чистоту, просто упаковав воду в бутылку.

А простую питьевую воду сначала тщательно очищают от примесей вплоть до дистилляции. И только затем добавляют, следуя точно рецептуре, соли и минералы. Какое происхождение должно быть у такой воды?

Например, новый ГОСТ «Вода питьевая, расфасованная в емкости», который вступает в силу почему-то в разгар питьевого сезона - с июля, делит воду на два вида: воду подземных источников (артезианскую, родниковую, ключевую) и воду поверхностных источников (речную, озерную, ледниковую).

Конечно, простого потребителя такое обилие информации может только запутать. К примеру, к какому типу можно отнести воду, которую взяли из водопровода, а потом очистили и оптимизировали состав? Для этого надо знать, из какого источника вода попала в водопровод. Хотя в той же Европе честно бы написали, что вода взята из системы муниципального водоснабжения. У нас такая формулировка почему-то отсутствует. Хотя такой нехитрый бизнес, как розлив очищенной воды из-под крана, явно процветает.

На самом деле, как это ни парадоксально звучит, не так важно, откуда берется вода. Из водопровода, из родника, из артезианской скважины или откуда-нибудь еще. Вот только наличие хотя бы одного жизненно важного компонента на этикетке резко повышает престиж воды в глазах покупателя и сказывается на уровне продаж и ценах. Поэтому производители «простых» вод всячески стараются создать впечатление, что их продукция тоже минеральная и тоже полезна для здоровья. Нередко такую продукцию называют целебной водой, живой водой, родниковой, заповедной, экологически чистой и т. п. Русский язык богат на эпитеты, поэтому даже этим летом можно будет познакомиться с образчиками обычной воды с новыми завлекающими названиями. Но не стоит забывать, что уже упоминаемый Кодекс Алиментариус запрещает делать заявления о лечебных и профилактических свойствах даже для минеральных вод.

На самом деле, мы не так часто покупаем воду только лишь для того, чтобы лечиться. В любом случае для утоления жажды у нас всегда дома всего за 2 рубля 37 копеек в месяц есть неограниченный запас чистой воды. Хоть залейся.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: