Новосибирск 11.5 °C

Лечение с телеэкрана

10.06.2004 00:00:00

По данным российских токсикологов, каждый год около 60 тысяч человек в стране погибают от самолечения фармпрепаратами. Это вдвое больше, чем в авариях на дорогах.

 Еще пятнадцать лет назад отравиться лекарствами можно было лишь при большом желании: отечественные препараты хоть были не очень эффективными, зато не приносили больших бед. Сегодня организм человека оказался беззащитным перед напором других, более действенных и настолько же вредных. Тем более что реклама этих средств, которая нескончаемым потоком льется с телеэкрана, из динамика радиоприемника, подчеркивает первое и умалчивает о втором. На самом деле с последствиями их применения сталкивается едва ли не каждый из нас.

Например, к серьезным проблемам со здоровьем может привести самолечение препаратами, содержащими парацетамол, который является основой еще примерно 30 препаратов. Рекламные ролики преподносят их как обезболивающие средства и как лекарства при гриппе: это колдрекс, таленол, калпол, фервекс, солпадеин, тера-флю... Но дело в том, что у парацетамола слишком размыта граница, за которой лекарство может стать ядом. Поэтому длительное применение любого из таких препаратов может начисто «посадить» вашу печень или почки. Врач-педиатр из 24-й городской поликлиники Галина Малмыгина рассказала мне, что к ней на прием часто приходят дети, у которых после лечения этими препаратами по усмотрению родителей то и дело «скачет» давление. Встречаются даже подростки с самой настоящей гипертонией, как у взрослых.

Кроме того, многие люди часто хотят усилить, например, действие солпадеина каким-нибудь другим лекарством. Отчего в организме происходят необратимые последствия, которые могут привести к инвалидности или, того хуже, к смертельному исходу...

Немало неприятностей приносит самолечение суставов нестероидными противовоспалительными препаратами (НПВП), обладающими обезболивающим и противовоспалительным эффектом одновременно. Благодаря рекламе названия многих из них у нас на слуху: это диклофенак, индометацин, пироксикам, ибопрофен. Все они происходят от ацетилсалициловой кислоты, или аспирина. Когда-то этот препарат пришел на смену салициловой кислоте, помогавшей при заболеваниях суставов, но вызывавшей желудочные язвы и кровотечения. Однако оказалось, что аспирин и препараты на его основе хоть и гораздо безопаснее салициловой кислоты, но все равно достаточно часто вызывают серьезные осложнения в желудочно-кишечном тракте - гастриты, язвы, желудочные кровотечения. А злоупотребление этими средствами ведет к прорыву желудка и кровотечению. Но в рекламе всегда говорится лишь об «уникальности, эффективности и безопасности» средств, подтвержденных сногсшибательными данными. Хотя статья 44 Закона о лекарственных средствах запрещает вводить в заблуждение потребителя, используя подобные эпитеты.

Между тем в США и Западной Европе уже с 90-х годов прошлого столетия на каждой упаковке препарата, содержащего те же парацетамол и аспирин, стали писать предупреждения о возможных последствиях при их приеме, а их назначение детям законодательно запрещено. В той же Америке и Европе для лечения суставов и болей в спине давно продается специфический блокатор ЦОГ-2 целебрекс. А в России по-прежнему применяют старые и вредные НПВП. Или вот еще. По телевидению сейчас часто крутят рекламу фитопрепаратов, которые якобы помогают организму женщины легче перенести период менопаузы. А западные врачи давно доказали, что они вызывают рак. У нас предупреждать обо всех этих последствиях, а тем более запрещать никто не считает нужным.

Сам себе доктор

 Только отрицательно относятся к рекламе лекарственных средств в СМИ врачи, которым приходится расхлебывать последствия самолечения пациентов.

- По сравнению с прошлыми годами у нас появилось много больных, которые бросают лечение, назначенное врачом. Они покупают рекламируемые препараты, а спустя несколько месяцев поступают к нам по «скорой» в таком тяжелом состоянии, что приходится помещать их в реанимацию, - говорит главный гастроэнтеролог Новосибирска Ольга Сазонова. - Самое страшное, когда человек отказывается от необходимой ему для жизни инсулинотерапии в пользу лекарств сомнительного качества - он думает, что с их помощью он будет вести образ жизни, как у всех здоровых людей. В итоге длительной декомпенсации диабета больной впадает в кому, и спасти его не всегда удается.

А у онкологов есть даже такая примета: как только в СМИ начинается реклама, например, «уникального средства для лечения болей в желудке», значит спустя полгода-год жди притока больных со злокачественными образованиями именно желудочно-кишечного тракта.

- В нашу больницу 43,4 процента (!) от общего числа пациентов (такие же показатели в целом по городу) поступают по экстренным показаниям, как правило, через сутки после того, как появилась острая боль, - рассказывает главный хирург 25-й городской больницы, заместитель главного врача Александр Фещенко. - О чем это говорит? О том, что люди сначала пытаются лечить себя сами, не разобравшись, как следует, что и почему у них болит. А ведь это игра с огнем! Большинство пациентов поступают с острой кишечной непроходимостью, желудочным кровотечением, острым аппендицитом, то есть с опасными для жизни симптомами «острого живота». А при «остром животе» Боже упаси самому принимать лекарства - это меняет симптоматику, вуалирует характер болезни, в организме происходят необратимые последствия...

Почему люди пытаются лечиться сами? Одна из главных причин этого в бедности нашей медицины. По мнению Александра Фещенко, если бы средства использовались более эффективно, продуманно, многие проблемы можно было бы решить. А так наша медицина вынуждена привлекать средства больного. Но многие люди живут за чертой бедности, и лечение им не по карману. Поэтому в случае чего они попросту боятся обратиться в больницу. А тут как раз реклама неисчислимых «чудодейственных», «всеисцеляющих» средств обещает: «Купите наш препарат, и он вернет вам здоровье». Поверив посулам, люди бегут в аптеку, даже не задумываясь о том, что неплохо бы проконсультироваться с врачом. И теряют спасительное время, когда еще можно определить не следствие недуга - боль, а причину.

Справедливости ради надо сказать, что во всем этом множестве снадобий есть и действительно полезные больным средства. Но попробуй-ка угадай их среди бесчисленных муляжей и подделок. Ведь только для лечения одной болезни суставов рекламой предлагаются до двадцати средств. Вот и хватаются больные то за «Гель Алтай», то за «Тигровый глаз»...

- Эффективность и безопасность любого лекарственного препарата, будь рецептурный или безрецептурный, должны быть научно подтверждены. Эти исследования дорогие, они проводятся за рубежом, а доказываются на серьезных международных форумах. Только тогда лекарство можно смело рекомендовать больному, - твердо убежден главный невролог города, профессор Павел Пилипенко, которому не раз приходилось сталкиваться с такими случаями, когда в результате самолечения пациенты умирали.

Большинство же рекламируемых в СМИ препаратов никаких клинических испытаний не проходит, их нет в реестре государственных лекарственных средств, и в Минздраве они не регистрируются. Как правило, это всего лишь заурядные пищевые добавки, те самые пресловутые БАДы, или биостимуляторы. Даже если какой-нибудь препарат сертифицирован, это гарантирует лишь то, что вы им не отравитесь. Но нам все равно пытаются всучить этот товар не мытьем, так катаньем. Обычно - путем дезинформации. К примеру, мужчина в кадре, рассказывающий об уникальных свойствах нового лекарства, якобы врач. Это внушает человеку чувство спокойствия за свое здоровье, уверенность в том, что рекламируемый доктором с телеэкрана препарат действительно полезен. Но Европейская конвенция по защите прав и достоинств человека, к которой Россия присоединилась десять лет назад, не допускает появления кого бы то ни было в медицинском халате в рекламном сюжете. За рубежом такой вот «врач» сразу остался бы без работы. А на телеканал, давший рекламу какого-нибудь рецептурного лекарства, наложат такой миллионный штраф, что мало не покажется. В России же сумма наибольшего штрафа составляет 15 тысяч долларов. Эти деньги и не самая крупная фармацевтическая фирма компенсирует за час работы. А уж для телекомпании такой штраф - что мертвому припарка. За минуту рекламы они получают в несколько раз больше такой суммы штрафа.

Кто дал «добро» на самолечение?

 Сегодня ситуация на рекламном рынке фармацевтических препаратов регулируется четырьмя законами - о рекламе, лекарственных средствах, наркотических средствах и о конкуренции. Но несмотря на то, что они сплошь и рядом нарушаются, меры наказания со стороны государства более чем либеральны. До того, как недавно было реорганизовано правительство, исполнение этих законов контролировало только одно ведомство - Комитет по антимонопольной политике. И то он отслеживал только «антимонопольные прегрешения», например, несоблюдения правил конкуренции. А вот тот, кто должен был отвечать за здоровье нации - Минздрав, предпочитает отмалчиваться. Он ни разу не возбудил ни одного дела по нарушениям рекламы лекарств. Мало того, спокойно слушает, как в россказнях об очередном чудо-лекарстве ссылаются как раз на него: «Минздрав одобрил», «Минздрав рекомендовал». Что это? Хитрый рекламный трюк для того, чтобы завоевать доверие людей и заставить их покупать «продукт»? А может, Минздрав на самом деле «продает» собственный авторитет?!

- Мы с большим беспокойством следим за тем, что происходит на рынке лекарственных средств, и понимаем, что надо что-то делать, - говорит директор областного государственного предприятия «Центр фармацевтической информации» Любовь Никифорова. - В законодательстве четко написано, что «при нарушении положений Закона о лекарственных средствах Минздрав России может запретить рекламу или предупредить о необходимости изменения подхода к рекламе». Но практика показывает: чем дальше в лес, тем больше дров - рекламодатели находят любые лазейки, чтобы уйти от ответственности. Трудно, например, уличить в нарушениях Закона о лекарственных средствах, когда в рекламном телеролике средство названо всего лишь «препаратом», а не «лекарственным препаратом»; или в нарушениях Закона о рекламе, запрещающего рекламу рецептурных препаратов, а ведь рекламируются препараты в большинстве своем безрецептурные. Но они все равно вредят здоровью людей. Все это красноречиво свидетельствует о том, что наши законы требуют доработки. Кстати, сейчас Государственная дума вроде бы готовит поправки к Закону о рекламе - если они «пройдут», возможно, контроль за его исполнением на рынке фармацевтических препаратов будет более жестким.

Однако обольщаться, что «пропаганда» самолечения и бесконтрольного применения препаратов исчезнет совсем, не приходится. И вот почему. Оказывается, видимую заботу о населении земного шара проявила недавно Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Ее эксперты подсчитали, что в ближайшие годы в развивающихся странах будет насчитываться 41,9 процента людей преклонного возраста и немощных, через 20 лет - 60 процентов. Нетрудно предположить, что пожилое население требует больших расходов на оказание медицинской и социальной помощи. Отсюда - генеральный курс на самолечение, расширение сети аптечных киосков и отпуска лекарств без рецепта врача. А среди врачей, вдобавок к этому, ходят слухи, что за негласным «добром» на самолечение на самом деле скрывается острая проблема дефицита средств, необходимых на реформу системы здравоохранения в нашей стране. Таким образом подавляющую массу населения, не имеющую высоких доходов, нацеливают не обращаться к врачу, а лечиться самому...

***

О том, насколько неисчислимые беды принесли нам самолечение и бесконтрольное применение рекламируемых препаратов, мы узнаем лет через пять-десять. Так утверждали все медики, с которыми мне удалось поговорить при подготовке этой статьи. Ведь в результате самолечения на время исчезают симптомы болезни, но не исчезает сама болезнь. Со временем она переходит в хроническую форму, постепенно превращая человека в инвалида. Так что с легкой руки чиновников жить нам скоро в стране инвалидов...


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: