Новосибирск 11.4 °C

Эта Дума - самая слабая

16.06.2004 00:00:00

Точка зрения Владимира Рыжкова

Владимир Рыжков

 После сокрушительного поражения правых на парламентских выборах многие их сторонники считают, что прежние лидеры должны уйти. Но кто же придет им на смену? Чаще всего фигурой, способной объединить демократов, называют депутата Государственной думы Владимира Рыжкова, который прошел в парламент по одномандатному округу в Барнауле. Рыжков остается независимым депутатом и создал клуб «Демократическая альтернатива», на базе которого, возможно, либералы и сумеют договориться...

Выступая недавно в Московской школе политических исследований, Владимир Рыжков (кстати, сам выпускник этой школы) проанализировал положение дел в Думе, привел интересные цифры и дал обстоятельный анализ. Относиться к статистике, предоставленной депутатом Рыжковым, можно по-разному, но то, что она интересна всем, - это факт.

- Прошло пять месяцев, как работает четвертая Государственная дума, и политическая ее физиономия вполне определилась. Для того, чтобы сделать выводы, нужно проанализировать политическую и организационную структуру Думы, законодательные процедуры и то, какие законы сейчас принимаются в первую очередь.

Можно даже менять Конституцию...

 Давайте посмотрим, сколько фракций и групп было в Думе в разные созывы. В первой действовали восемь фракций и две группы, во второй - четыре фракции и три группы, в третьей - шесть фракций и три группы и, наконец, в четвертой - только четыре фракции. Именно в четвертой Думе зафиксировано наибольшее количество депутатов в одной фракции - «Единая Россия» объединила 306 депутатов. До этого рекордный показатель принадлежал коммунистам, которые имели 176 мандатов во второй Думе.

Получается интересная вещь: «Единой России» в Думе принадлежит 67 процентов голосов. Но ведь по спискам партия набрала 37 процентов, прибавим тех, кто прошел по округам, - получится 223 мандата. Как же тогда объяснить «русское политическое чудо» - ведь «Единая Россия» сегодня даже может менять Конституцию, невзирая на мнения других фракций.

А все дело в том, что во фракцию вступили те, кто победил в одномандатных округах, среди них 17 человек представляют Народную партию, трое - Союз правых сил, один - «Яблоко» и 65 - независимых. Вот и получается, что у «Единой России» 306 голосов, а на долю всех остальных приходится лишь 141. Отметим, что много потеряли левые (коммунисты плюс аграрии) - у них было 128 мандатов, а стало 51, СПС и «Яблоко» вместе имели 51 мандат, а сегодня у них только семь. Зато у ЛДПР было 16 мандатов - стало 36. Оставшиеся 39 мандатов у блока «Родина». Создать новую депутатскую группу фактически невозможно, поскольку большинство задало новые правила игры - теперь для этого нужно иметь не 35 голосов, а 55! Между прочим, это больше, чем имеют сегодня коммунисты...

А в общем, четвертая Дума - абсолютно независимая, потому что от нее ничего не зависит. Кремль в третьей Думе имел 234 голоса, а сейчас вообще имеет возможность проводить конституционные законы. К этому сложно что-то добавить...

Пакетного принципа больше нет

 Спикер четвертой Думы является еще и лидером фракции - это беспрецедентный случай в мировой практике. Можно привести такую аналогию: идет футбольный матч, а капитан одной из команд является еще и судьей. Как вам это нравится?

Раньше в Совет Думы входили спикер и лидеры фракции. А поскольку все решалось большинством голосов, «Единой России» такая схема оказалась невыгодной. Поэтому сейчас в Совет входят спикер и его замы. И расклад голосов сейчас такой: 7-3 в пользу «Единой России».

Интересно, что в Думе нет такого зала, в котором «Единая Россия» могла бы собраться. Вернее, это можно было бы сделать в зале заседаний, но на этот счет есть строгий порядок - нельзя. «Единая Россия» разделилась на четыре части, которые формально не зарегистрированы. В них состоят 80, 73, 77 и 75 депутатов, а возглавляют группы депутаты Морозов, Володин, Пехтин и Катренко.

О комитетах и комиссиях

 Раньше применялся пакетный принцип, в соответствии с которым каждая фракция получала определенную квоту. Надо сказать, что в Думе 220 из 450 депутатов являются какими-нибудь начальниками... Сейчас пакетного принципа больше не существует, потому что представители «Единой России» возглавляют все комитеты, да к тому же еще имеют посты первых замов и замов простых.

В первой Думе было 23 комитета и одна комиссия, во второй комитетов стало больше на пять, в третьей добавилось еще 17 комиссий. Что же касается нынешней, то пока в ней 29 комитетов и одна комиссия. Но есть основания полагать, что в итоге будет создано рекордное число комиссий.

Что с законами?

 За десять лет в Думе накопилось более полутора тысяч законопроектов. Решили разгрести завалы, и за сто дней был рассмотрен 291 законопроект - это в полтора раза больше по сравнению с третьей Думой. При этом 60 процентов из них отклонено.

Нужно отметить, что сейчас усложнен порядок внесения законопроектов, а для независимых депутатов весьма затруднена сама процедура: если раньше закон шел «автоматом» через Совет Думы, то сейчас Совет отправляет его в профильный комитет за заключением. Представляет интерес статистика, откуда поступают законопроекты и сколько процентов из них проходят. У президента абсолютный результат - 100 процентов, у правительства - 92, у «Единой России» (на самом деле тоже от правительства) - 70, у других депутатов - 25, у Совета Федерации - 50 и у региональных законодателей - всего 12 процентов.

Если очень надо Кремлю, то закон будет принят в рекордные сроки. Появилась новинка - так называемое «нулевое чтение». Фактически это обсуждение того или иного законопроекта между боссами «Единой России» и премьер-министром...

Статистика такова: за 100 дней работы была зафиксирована 101 законодательная инициатива депутатов, из них 61 принадлежит одномандатникам.

Беспокоят изменения, влияющие на статус депутатов. Сегодня на удостоверении помощника депутата Госдумы подписывается «На общественных началах» - раньше этого не было. Другой момент: зарплата федеральным министрам после повышения доходит до ста тысяч рублей, по закону депутат Государственной думы должен получать столько же, сколько министр. На сегодня разрыв составляет 2,5-3 раза. Речь в данном случае идет не о деньгах, а о самом отношении к депутатам, к их статусу. На четверть сокращается аппарат Госдумы, но надо признать, что аппарат любого министерства гораздо мощнее, и это работу депутатам, понятно, не облегчает. Далее намечается сократить число поездок депутатов по стране и разобраться с телефонными переговорами...

Еще одна серьезная вещь: Счетная палата была органом парламентского контроля, а теперь стала органом контроля президентского.

Что обещали - забыли?

 Сегодня есть четыре приоритета. Во-первых, продолжается расширение полномочий президента и правительства и сужаются полномочия депутатов. Во-вторых, идет ограничение гражданских прав свободных граждан. В-третьих, главное - то, что предлагает президент. Об этом говорит реакция на идею создания Пермского края, давление на сырьевиков... Четвертую особенность можно охарактеризовать словами Виктора Степановича Черномырдина: «Ну и что, что я обещал, - я же не сделал!» Вспомните, что было обещано избирателям: разобраться с автогражданкой - этот вопрос забыт, хотя независимые депутаты четырежды его поднимали; повысить детские пособия и зарплату бюджетникам - но это все переложили на регионы...

Меньшинство почти беззащитно

 Какие выводы можно сделать из вышесказанного? Доля «Единой России» в Госдуме - 67 процентов - примерно равна проценту, полученному Владимиром Путиным на выборах президента, - 71 процент. Это весьма характерно.

Полноценного парламента у нас нет, потому что Госдума лишь принимает законы, контролирует исполнительную власть лишь через Счетную палату и не участвует в формировании исполнительной власти.

Меньшинство в Думе почти беззащитно. В целом можно говорить о двух больших потенциальных опасностях. Во-первых, речь идет о конституционных поправках, направленных на сужение демократии, и во-вторых, о возможной кардинальной реформе избирательной системы, согласно замыслу которой депутатов станут избирать только по партийным спискам. Подобный шаг мог бы иметь катастрофические последствия для российской политической системы. У нас и так четвертая Государственная дума - самый слабый российский парламент...


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: