Новосибирск 3.8 °C

...И склепы с каменной резьбой

30.06.2004 00:00:00

Светлана Богомазова - представитель редкой профессии, она архитектор-реставратор. В Новосибирске таких специалистов больше нет.

Церковь в Турнаеве
 По ее словам, реставратором стала случайно. Просто увидела объявление о наборе на курсы архитекторов-реставраторов и пошла. Со стороны посмотреть - точно, случайность. Но вот в «художественной» фамилии будущего реставратора явно виден почерк судьбы. Богомазами на Руси называли иконописцев. И действительно, украинские предки Светланы Николаевны (родители ее приехали в Россию в тридцатых годах) были иконописцами.

Светлана Николаевна, правда, не унаследовала талант «богомаза», но художественное мышление архитектору-реставратору тоже необходимо. Да и миссия его - связь современной культуры с наследием ушедших поколений, согласитесь, дело духовное. Тем более что даже специалисты-архитекторы не всегда эту связь ощущают.

- Для большинства современных архитекторов,- с грустью констатирует Богомазова, - важны лишь объемы здания. И меньше всего их заботит сохранность интерьеров. А памятник архитектуры ценен именно своей целостностью.

Но сохранить эту целостность реставраторам непросто. Попробуй объясни тем же пожарным, что замена деревянных перекрытий старых домов (которые не проходят по пожарным нормам) повлечет за собой другие изменения, и в результате потеряется первоначальный вид памятника.

Дом N 13 на улице Каинской до реставрации...
 Далеко не каждый, даже хороший, архитектор способен стать реставратором. Это всегда поиск, исследование. Ведь зачастую в памятнике архитектуры едва прослеживается его первоначальный вид. Хорошо, если фотографии сохранились. Если нет, тогда одна надежда на архив. А восстановить все детали здания невероятно сложно. Все должно совпадать - от интерьера до мельчайших деталей: цвет, строительные материалы.

Первой самостоятельной работой Светланы Николаевны был деревянный дом в Новосибирске, где размещалась штаб-квартира общества приказчиков. Дом, построенный в начале 20-х годов, сохранился неплохо и больших реставрационных работ не требовал. Но для нее это было первое прикосновение к истории города.

Сегодня реставрация деревянных памятников Новосибирска - проблема из проблем. Почти все они в плохом состоянии и нередко, по невыясненным причинам, загораются как будто сами по себе. Мистика какая-то, но именно по этой причине Богомазова не может реализовать многие свои реставрационные проекты. Горят «ее» дома, и все тут. Любопытная деталь: по некоей роковой случайности почти все они расположены в центре города и других удобных для застройки местах. Потом на месте пепелищ строят типовые многоэтажки.

...и после
 Городские архитекторы деревянные постройки тоже не любят. Для большинства из них объекты, реставрацией которых кропотливо занимается Богомазова, просто «старая рухлядь», которую давно пора снести.

В области ситуация немногим лучше. В селе Турнаево Болотнинского района стоит памятник деревянного зодчества - церковь, которую вообще собирались снести. Богомазова обнаружила церковь под номером... 13 в епархиальном каталоге. Турнаевский храм от своего бумажного оригинала почти не отличается, за исключением мелких деталей. В советское время храм служил зернохранилищем. Сейчас вот взялись за его реставрацию. Нашелся некий спонсор, которого, правда, вначале больше интересовал участок земли, на котором стоит церковь, ради этого своего интереса он собирался даже раскатать храм по бревнышку. Но после присвоения храму статуса памятника спонсор изменил свою политику и даже помог с ремонтом здания. В пылу хозяйственной деятельности церковь собирались обшить снаружи досками - для тепла, но реставраторы не дали: нельзя изменять внешний вид памятника, вот внутри, - другое дело. Турнаевская церковь «холодная», и утеплять ее необходимо.

В отличие от неплохо сохранившейся турнаевской церкви собор Александра Невского в годы советского «хозяйствования» пострадал немало. В 30-е годы храм лишился колокольни и купола. Реставраторы восстановили его практически в полном соответствии с его первоначальным видом, вплоть до плиточного пола. Но вот о росписи этого не скажешь. Глядя на старые фотографии дореволюционного интерьера, невольно сравниваешь строгие лики святых на стенах с почти легкомысленной манерой современного живописца. Но, увы, реставрировать прежнюю роспись было практически невозможно.

Как невозможна была и реставрация часовни святителя Николая, новоявленной гордости Новосибирска. Сегодняшняя ее копия, по словам Богомазовой, повторяет оригинал только по объему. Но новая часовня выше старой. Архитектору пришлось специально «поднять» здание, чтобы оно органично вписалось в окружающее ее урбанизированное пространство.

Принято считать, что золотой век реставраторов и реставрации пришелся исключительно на советское время, но это просто ностальгический миф. Правда, существовала советская система реставрационных мастерских, но далеко не всегда они занимались чистой реставрацией. Светлана Николаевна знает это не понаслышке. Она сама долгое время работала в «Новосибирск-реставрации».

- Идея была плодотворной, - считает Богомазова, - объединить под одной крышей реставраторов и строителей. Но реставрация - дело долгое и кропотливое, никак не вписывающееся в рамки плановой системы. В конце концов, в погоне за выполнением плана мы с реставрации памятников перешли на обычный ремонт по заказам.

И для нашего коммерческого времени архитектор-реставратор тоже, можно сказать, инородное тело. Реставрация - занятие дорогое и абсолютно неприбыльное. Работа у Светланы Николаевны неблагодарная, т. к. по долгу службы она активно «мешает» арендаторам памятников архитектуры. А как к ним не «придираться», если зачастую «реставрацией» именуют самый обыкновенный ремонт. А как вам понравится памятник архитектуры с... пластиковыми окнами? Представьте, бывает и такое. Понять арендатора можно. Старинные деревянные рамы не везде возьмутся сделать, а пластик удобен и выгоден в эксплуатации. Но реставрация подразумевает именно восстановление здания до мельчайших подробностей.

Как ни странно, но в районных городках и поселках к наследию прошлого относятся с большим уважением, чем в Новосибирске. В старинном Каинске, например, (нынешний Куйбышев) по просьбе местного городского головы Светлане Николаевне пришлось даже реставрировать... семейные склепы городского кладбища.

- Работа была очень интересная. Склепы там удивительные, явно нерусской традиции, с ювелирной каменной резьбой. Склеп купца Ерофеева, например, был украшен виноградными лозами, вырезанными в камне. Но многие склепы были разрушены, даже фотографий не сохранилось. Выручил нас местный архитектор, рассказавший о реставрации кладбища в городской газете. Мы уже заканчивали проект реставрации, когда жители понесли фотографии склепов. У них, оказывается, традиция такая была - фотографироваться на кладбище. Эти старые фотографии нам очень помогли.

(Кстати, из архива мы узнали, что именно купца Ерофеева жители Каинска должны благодарить за отдаленность железной дороги. Будучи местным монополистом винной торговли, Ерофеев дал путейцам взятку, чтобы они отвели дорогу от Каинска. Конкурентов боялся купчина.)

Архив для реставратора - едва ли не главный источник информации. Именно благодаря архивам стало известно, что в старинной Колывани был очень красивый (судя по снимкам) собор Святой Живоначальной Троицы. Но в советское время с собора сшибли колокольню и устроили в нем кинотеатр, в этом качестве бывший собор пребывает по сей день. Сегодня, после многочисленных перестроек, от первоначального облика здания мало что уцелело, и все же он по-прежнему считается памятником архитектуры.

- У него есть основа-фундамент, - объясняет Светлана Николаевна,- а международная хартия реставраторов гласит, что в этом случае памятник можно реставрировать. Правда, вопрос о реставрации колыванского собора еще в стадии рассмотрения. Слишком уж недешево она обойдется.

В Новосибирске примеров удачной реставрации немного, один из последних - начавшаяся реставрация оперного театра.

- Реставрации как таковой в нем никогда не было. В 1986 году театр просто ремонтировали. А реставрировать здание театра очень и очень непросто. Не только материалы, технологии строительные сегодня другие. Например, строители оперного использовали цветную крошку, которую сегодня просто не делают. Были споры и по креслам. Они там стоят с сорок пятого года, и вдруг решили изменить их форму, неудобные, дескать. Но это же авторское решение. Как можно не уважать чужое творчество?

Существует литература по истории строительства оперного. С одной такой «литературной страницей» Богомазовой довелось ознакомиться лично. Как представитель городского центра по сохранению историко-культурного наследия Светлана Николаевна инспектирует проект реставрации оперного. Просматривая строительную документацию, Богомазова наткнулась на фронтовые письма куратора строительства театра техника Дмитриева. Принесла их в театр его жена. Оказалось, что в своих фронтовых посланиях ее муж рисовал эскизы театральных плафонов! Сегодня эти уникальные рисунки вошли в современный проект реставрации театра.

Между прочим, само здание, где ныне работает Светлана Николаевна Богомазова, тоже, можно сказать, исторический памятник. Построенное в 20-х годах, оно в советское время стало гостиницей для, говоря современным языком, ВИП-персон. Вход в здание был отдельным от улицы. По легенде, здесь когда-то гостил сам Де Голль.

Но в своем «офисе», как теперь принято говорить, Светлана Николаевна бывает не так уж часто. Немало времени отнимают поездки по области в поисках старых построек.

И, между прочим, памятников архитектуры в селе не меньше, чем в городе. Нередко встречаются настоящие шедевры резного народного зодчества, не редкость и добротные купеческие дома. А один купеческий особняк оказался даже с теплым клозетом. Это в сибирской-то деревне!

В чем-то работа реставратора сродни труду археолога. Как там, так и здесь встречаются самые неожиданные находки. Кладов, правда, Светлана Николаевна не находила, но как-то раз рабочие под ее руководством наткнулись на засыпанный подземный ход. Расчистили несколько метров, но больше не смогли, так и оставили. В другом доме обнаружили тайник со старинным, начала века, огнестрельным оружием. Раз нашли кости, но, к счастью, не человеческие, археолог определил, что это останки животного.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: