Новосибирск 7.7 °C

Депутаты отстояли льготы

01.07.2004 00:00:00

Помощь, которую город ждал

 В среду, 30 июня, в мэрии прошла комиссия по вопросу распределения муниципальных магазинов среди продуктовых сетей города, участвующих в программе по льготному обслуживанию новосибирцев. Напомним, что это второй этап городской программы, которая позволяет инвалидам, ветеранам и другим социально незащищенным группам населения покупать продукты питания и лекарства со скидкой 7%.

Концепция программы обсуждалась еще три года назад. Надо признать, что многие в нее просто не верили, да и охотников принять в ней участие было мало. Никто из продуктовых сетей не хотел брать на себя нагрузку и колоссальную ответственность. Однако в ходе многочисленных переговоров и обсуждений появились и первые участники - это новосибирские хлебопроизводители «Новосибхлеб», «Восход», «Русич» и продуктовые сети, имеющие богатый опыт на рынке продуктов питания, - «Сибириада» и «Квартал». Надо отметить, что сегодня на последние две компании приходится более 80 процентов социального товарооборота. Первопроходцы создали благоприятный имидж программе. Благодаря им дисконтная карта стала большим подспорьем для десятков тысяч малообеспеченных горожан.

МУПы на торги? Быть или не быть

 И вот когда программа заработала, в преддверии реализации ее второго этапа начались массовые спекуляции. Положительный опыт «пионеров» привлек многие коммерческие структуры, желающие вытеснить первопроходцев, вложивших огромные материальные и моральные ресурсы в развитие программы.

Как ни странно, но заседание председатель комиссии по муниципальной собственности и экономическому развитию А. Люлько начал с предоставления слова не основным участникам проекта, а компании «Лукойл», которая никакого отношения к программе не имеет и скидок не предоставляет.

Татьяна Балоболова, и. о. директора департамента потребительского рынка, услуг и предпринимательства:

«Мы провели мониторинг цен в «Лукойл Маркет». Цены достаточно высоки, за исключением нескольких позиций...»

Мэрия сохранила контроль
над муниципальной собственностью

 Стоит ли говорить о том, насколько важно удержать контроль над муниципальной собственностью. Именно поэтому на первоначальном этапе каждого из участников программы, а это ведущие продуктовые сети города, рассматривали буквально под микроскопом. Заседания комиссий городского Совета сменяли выездные рейды на торговые площадки. Учитывалось все: репутация, формат, ценовая политика предприятий, ассортимент, возможности предприятий по объему вложений в муниципальную собственность, выполнение обязательств по трудоустройству бывших муповских работников и даже их зарплата. Именно тщательный подбор участников программы позволил всего за полгода добиться впечатляющих результатов. Только за первые три месяца работы социальный товарооборот по дисконтным картам увеличился с 1,1 млн до 5,6 млн рублей. За небольшой срок участники проекта смогли наладить четкую схему работы.

Однако председатель комиссии вкупе с новыми претендентами настаивал на проведении конкурса. Большинство депутатов и участников программы пришли к мнению, что проведение конкурса недопустимо.

Депутат городского Совета Андрей Андрейченко:

«Когда все только начиналось, никого нельзя было затянуть в программу. В отличие от «Лукойла» и «Холидея», «Сибириада» еще полгода назад вошла в программу всей сетью, при этом не получила еще ни одного магазина. А теперь предлагается провести конкурс, результаты которого могут быть самыми непредсказуемыми».

Алексей Касимов, руководитель продуктовой сети «Сибириада», ведущего участника программы:

«Наша компания дала свое согласие на участие в программе по просьбе мэрии и лично Валерия Георгиевича Марьясова. Мы присоединились к программе в самом начале ее существования. Нужно было помочь городу, и мы это сделали, подключив к программе порядка десяти своих магазинов. При этом в первом транше мы не получили ни одного муниципального магазина. В данный момент сумма предоставленных нашей компанией скидок составляет более 1,5 млн рублей. Более 10 тысяч покупателей воспользовались дисконтной картой в нашей сети. Мы оборудовали магазины пандусами, установили специальные поручни и перила. Качественное обслуживание населения по дисконтной карте прочно вошло в жизнь нашего покупателя. И это подтвердили сами представители ветеранских организаций на совещании у мэра Городецкого. Затраты нашей компании на реализацию мунициапльной программы велики, и, четко выполняя все взятые на себя обязательства, мы, естественно, рассчитываем на то, что город пойдет навстречу именно добросовестным операторам, уже доказавшим свою состоятельность.

На последней комиссии нам удалось убедить депутатов отказаться от раздачи МУПов на конкурсной основе.

В самом конкурсе нет ничего предосудительного. Но только не в рамках социальной программы. Представьте ситуацию. Мэрия выставляет МУП на конкурс. Магазин достается компании, у которой больше денег. Далее победитель конкурса вправе делать с городской площадкой все что угодно, даже если будут прописаны условия, обязывающие его предоставлять 7-процентную скидку, новый участник всегда сможет обойти эти условия. Этот вопрос может быть решен элементарно. Новый арендатор выставит небольшой прилавок с обязательным наименованием продуктов, предоставит на них скидку, а на остальной площади он вправе открыть казино, или поставить игровые автоматы, или после месяца работы взвинтить цены, и тогда скидка вообще не будет иметь значения. И никто в рамках закона не сможет ему помешать.

Таким образом, конкурсное распределение муниципальных магазинов в контексте социальной программы не просто абсурдно, а опасно, т. к. просто могло свести идею программы на нет. Мы уже заявляли, что если бы проводился конкурс, наша компания сразу же вышла бы из проекта. Но в результате все обошлось, и компании, безупречно выполняющие условия программы, и депутаты пришли к правильному решению».

На компанию «Сибириада» приходится больше трети социального товарооборота. Выход из проекта такого серьезного участника мог бы поставить программу под угрозу срыва.

Депутат городского Совета Эдуард Кожемякин:

«Во-первых, проведение конкурса лишает участников программы мотивации. Победитель конкурса получает и определенную свободу действий. Выкуп магазина на конкурсной основе - это серьезные затраты, которые коммерческие структуры переложат на цены. И не исключено, что продукты питания даже с семипроцентной скидкой в таком магазине будут дороже, чем на рынке. Смысл дисконта и социальной миссии программы автоматически теряется. Кроме того, есть опасения, что на места новосибирских МУПов будут претендовать московские и даже иностранные компании. Ведь торги выигрывает тот, у кого больше денег. Понятно, что местные продуктовые сети или хлебопроизводители не смогут перебить крупные нефтяные компании или московские торговые сети. А это может привести к монополизации рынка. Механизм контроля в таком случае не будет работать. Сегодня и представители КПРФ, и представители «Единой России» в один голос говорят о том, что нам нужен регулируемый рынок. А в данной ситуации некоторые политики и заинтересованные коммерческие структуры пытаются выставить городское имущество на торги, что непременно приведет к рыночному хаосу. Кроме того, выставив МУПы на торги, бюджет Новосибирска может получить определенную сумму единовременно. И еще неизвестно, как эти деньги будут распределены. А планомерное исполнение муниципальной программы позволяет людям буквально за два года получить те же деньги но лично в руки, за счет предоставляемых малоимущим новосибирцам льгот».

Дмитрий Андреев, директор департамента по муниципальному имуществу и земельным отношениям:

«Данная программа для России уникальна. Наш регион единственный, где применяются новые, современные технологии предоставления скидок. Поначалу мало кто решался принять участие в программе. Всего за полгода мы получили положительные результаты, и сейчас в программу пытаются вступить новые претенденты, которые даже не хотят участвовать всей сетью».

26 тысяч карт были выданы остро нуждающимся в материальной помощи новосибирцам на первом этапе - с ноября 2003 года. Первоначально в программе участвовало только 20 городских магазинов. Сегодня владельцы дисконтных карт покупают со скидкой продукты питания в 60-ти магазинах, лекарства в 44-х аптеках, оптику в двух специализированных учреждениях.

Подобная программа могла бы явиться гордостью для любого субъекта Федерации. Ведь понятие «социальная ответственность бизнеса» прибрело в Новосибирске реальные очертания.

В этой ситуации удивляет позиция председателя комиссии Александра Люлько, почему-то лоббирующего интересы компаний, которые даже не собираются участвовать в программе и предоставлять скидки социально незащищенным новосибирцам. О причинах такой «принципиальной» позиции господина Люлько можно только догадываться.

Корреспонденты «Вечерки» будут следить за развитием событий.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: